«Школа молодого педагога» как средство развития профессиональных компетенций начинающих педагогов колледжа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 апреля, печатный экземпляр отправим 23 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (57) май 2025 г.

Дата публикации: 05.04.2025

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Бывалина, Л. Л. «Школа молодого педагога» как средство развития профессиональных компетенций начинающих педагогов колледжа / Л. Л. Бывалина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 5 (57). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/291/10080/ (дата обращения: 11.04.2025).

Препринт статьи



В статье представлен опыт организации наставнической работы с молодыми педагогами колледжа на примере «Школы молодого педагога».

Ключевые слова: «Школа молодого педагога», педагогическое наставничество, современные образовательные технологии .

Сейчас в системе среднего профессионального образования важной проблемой является привлечение в колледжи, техникумы грамотных молодых специалистов. При этом важным становится тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях профессиональной деятельности.

В нашем Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания действует «Школа молодого педагога» (ШМП), как структурный элемент системы наставничества колледжа, целью которой является создание организационно-методических условий для адаптации молодых специалистов и совершенствования их профессиональных компетенций.

Основным структурным элементом системы наставничества молодых педагогов колледжа стала «Школа молодого педагога», в формате которой реализуется вся основная работа с молодыми специалистами, имеющими стаж трудовой деятельности до трех лет или новыми сотрудниками (при смене места работы).

Разрабатывая программу «Школы молодого педагога», мы ориентировались на то, что сегодня педагогическое наставничество призвано не только совершенствовать знания начинающих педагогов в области предметной специализации, методики преподавания, воспитания и педагогической психологии, но и способствовать формированию необходимых компетенций для работы в условиях меняющегося мира и развития цифровой экономики. Именно поэтому программа ШМП направлена на развитие универсальных навыков мышления, социального интеллекта, проектного и критического мышления, умения сотрудничать, работать в условиях неопределенности, коммуникативной компетентности, высокого уровня цифровой грамотности. В рамках ШМП проходят теоретические и практические занятия по педагогике, психологии, мастер-классы, практикумы, круглые столы, тренинги, открытые уроки, групповые консультации, тестирование.

Основные задачи «Школы молодого педагога» Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сферы обслуживания:

  1. Сформировать у молодых специалистов представление о статусе педагога и способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
  2. Способствовать успешному овладению молодыми педагогами традиционными и инновационными педагогическими методами, технологиями обучения и воспитания.
  3. Оказать молодым специалистам помощь в преодолении профессиональных затруднений.
  4. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых педагогов.
  5. Обеспечить информационное пространство для самореализации, развития научно-исследовательского и творческого потенциала молодых педагогов.

Занятия школы проводятся ежемесячно, организатором занятий является методист-наставник, но к обучению начинающих преподавателей привлекаются и другие сотрудники колледжа: заместитель директора по научно-методической работе, опытные преподаватели колледжа, педагог-психолог.

Расскажем, как организована работа ШМП в колледже в 2024–2025 учебном году.

В начале сентября 2024 года прошел час общения «Расскажи о себе», на котором в форме дискуссии, тренинга прошло знакомство молодых специалистов друг с другом, с традициями колледжа, правилами внутреннего распорядка, уставом организации. Было проведено анкетирование «Изучение затруднений в работе педагога», «Опросник молодого педагога», с помощью которых выявлены затруднения, профессиональные интересы и предпочтения молодых специалистов, их запросы на повышение уровня профессиональных компетенций. С учетом проведенного опроса был составлен план работы «Школы молодого педагога», определены основные направления деятельности ШМП на 2024–2025 учебный год.

В рамках ШМП была организована работа с нормативной документацией, используемой в образовательном процессе: Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), Федеральные основные образовательные программы (ФООП), Целевая программа наставничества в КГБ ПОУ ХКОТСО, должностная инструкция педагогического работника, рабочие программы учебных дисциплин… Организован практикум, индивидуальные и групповые консультации по разработке рабочей программы учебной дисциплины/ профессионального модуля, календарно-тематического плана (КТП) учебной дисциплины, тематических поурочных планов и планов воспитательной работы.

В октябре на семинаре-практикуме «Формула современного урока: баланс требований законодательства, имеющихся ресурсов и работы на результат» рассмотрены основные требования к современному уроку, типы уроков, структура (основные этапы) урока, результаты обучения, критерии эффективности современного урока. Обсудили с молодыми педагогами порядок проведения анализа учебного занятия, открытого мероприятия. В помощь педагоги получили схемы анализа и самоанализа учебного занятия.

Ноябрьское занятие было посвящено теме «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя». Молодые педагоги познакомились с видами современных образовательных технологий, наиболее востребованных в системе СПО: информационно — коммуникационная технология, проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология модульного обучения, технология обучения в сотрудничестве, их отличительными чертами, основными характеристиками, возможностями, преимуществами.

В ходе мастер-класса «Технология развития критического мышления на уроках математики как средство достижения планируемых результатов ФГОС» участники не только познакомились со стадиями организации урока, их функциями, рядом приемов ТРКМ (маркировочная таблица INSERT, Таблица «З–Х–У», «Верные и неверные утверждения», кластер, синквейн, «Толстые и тонкие вопросы»), но и сами составили синквейн «Современные образовательные технологии».

В конце занятия педагоги прошли онлайн-опрос «Современные образовательные технологии». Участники занятия выделили новые и уже известные для себя технологии; технологии, приемы которых им захотелось применить на своих уроках, поделиться опытом применения с коллегами, отметили цифровые инструменты, которыми им захотелось овладеть. Этот опрос побудил нас внести изменения в план работы ШМП, скорректировать его под запросы молодых педагогов.

В декабре 2024 года состоялось очередное занятие школы молодого педагога «Результаты обучения как итог освоения студентами общих и профессиональных компетенций». Тренинг «Минута свободных слов» создал у участников позитивный настрой на работу. Были рассмотрены результаты опроса по итогам предыдущего занятия ШМП, а в ходе практико-ориентированного семинара участники познакомились с назначением, функциями, методами и формами контроля знаний, видами оценочных средств, требованиями к разработке ФОС.

Цифровые технологии — современный тренд развития СПО, поэтому проведенный для педагогов мастер-класс продемонстрировал возможности цифровых инструментов для развития универсальных учебных действий, системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений обучающихся. Их заинтересовали информационные средства, которые могут быть использованы в образовательном процессе, виды и возможности некоторых цифровых инструментов. Педагоги проходили по куар-кодам и выполняли интерактивные задания на различных цифровых платформах (Online Test Pad, ЯКласс, Learningapps). Приподнятое предновогоднее настроение участникам создали: новогодняя музыка, небольшие полезные подарки, дружеское чаепитие.

Январское занятие ШМП «Развитие познавательного интереса учащихся к предмету» было проведено не только для молодых педагогов колледжа, но и для молодых преподавателей среднего профессионального образования Хабаровского края в рамках курсов повышения квалификации «Индивидуальная траектория профессионального развития молодого преподавателя системы СПО». Работа была организована в форме образовательного интерактива. Молодые педагоги узнали о приемах развития познавательного интереса студентов, особенностях организации учебного занятия с применением активных и интерактивных методов обучения, приемах повышения мотивации учения на различных этапах урока. Все педагоги были вовлечены в активную деятельность: работали с конструктором урока, используя прием «Круги по воде», расшифровывали опорное слово «Мотивация», составляли синквейн по теме «Интерес», применили на практике современные цифровые образовательные инструменты. В качестве рефлексии прошли опрос в Google-форме «Назовите инструменты развития познавательной мотивации студентов», составили интерактивное облако слов с помощью цифрового сервиса Юнислайд.

В феврале 2025 года по просьбе молодых педагогов на ШМП были рассмотрены возможности кейс-технологии при решении практико-ориентированных задач: сущность, основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа, виды и особенности разработки кейсов, области применения метода анализа конкретной ситуации, условия результативности кейс-технологии, роли преподавателя в эффективности применения метода кейс-стади. Педагоги, использующие в своей работе элементы кейс-технологии, познакомили участников с кейс-заданиями, применяемыми ими на дисциплинах «Экономика», «Менеджмент», «Математика», «Физика». Ознакомившись с кейсами, составленными искусственным интеллектом, обсудили их плюсы и минусы.

На декабрьском занятии, педагоги, участвуя в мастер-классе по цифровым инструментам достижения метапредметных и предметных результатов урока, высказали пожелания научиться создавать онлайн тесты. Мы это организовали. Рассмотрев преимущества электронного тестирования, во время практикума педагоги сами создавали интерактивные тесты с помощью сервиса Online Test Pad, используя различные типы вопросов, применяя разнообразные настройки параметров составляемых тестов.

Весеннее занятие ШМП помогло педагогам узнать, чем важна педагогическая культура, педагогический такт, этика при построении взаимоотношений со студентами. Был проведен «Часа психолога». На котором в ходе тренинга «Я и мои ресурсы» участники тренинга рассказали о своих положительных качествах и о том, что скрыто от внешних глаз. Каждый построил «Дом своей личности», задумался над своей уникальностью, над тем, что он отдает своей работе и что получает взамен, какие у него интересы, привычки, ценности. Молодые педагоги поняли, что главной опорой и мотиватором движения вперед является его семья, близкие и родные люди. Тренинг психолога помог педагогам многое понять о себе самом.

Учебный год еще не закончился, поэтому нам предстоит рассмотреть еще множество интересных тем и вопросов.

Понимаем, что эффективность ШМП во многом зависит от выбора форм, методов и приемов работы с молодыми педагогами. Преимущество отдаем активным и интерактивным формам и приемам обучения и взаимодействия, которые позволяют вовлекать молодых педагогов в самостоятельную деятельность, мотивируют их на поиск профессиональных решений, предполагают диалог и свободный обмен мнениями.

На заседаниях ШМП выступают, делятся опытом не только опытные преподаватели, но и сами участники — молодые педагоги. Половникова Е. П. поделилась опытом использования на уроках истории и обществознания приемов по развитию книжной речи, Зайцева И. А. — опытом применения проектной технологии на правовых дисциплинах, Иванникова А. Г. — особенностями разработки и применения кейсов в преподавании экономики и менеджмента, Пилипчук С. В. — рассказал о практике применения искусственного интеллекта в преподавании дисциплин газоснабжения.

В помощь молодым педагогам созданы разнообразные памятки: «Памятка для молодого специалиста», «Типы уроков», «Назначение контроля знаний, его функции. Виды, методы и формы контроля обучающихся», «Современные образовательные технологии в деятельности преподавателя СПО», «Развитие познавательного интереса студентов к предмету», «Способы активизации учебной мотивации студентов» (советы педагогам для повышения мотивации учения у студентов колледжа), «Конструктор урока», «Технология развития критического мышления (ТРКМ)», «Возможности кейс-технологии при решении практико-ориентированных задач»…

Все методические материалы, видеозаписи заседаний ШМП публикуются на сайте колледжа в разделе «Наставничество», «Школа молодого педагога», по итогам заседаний в группе ХКОТСО в Телеграм-канале, на сайте колледжа в разделе «Новости» создаются новостные заметки. В колледже оформлены стенды «Педагогическое наставничество» и «Школа молодого педагога».

Наши молодые педагоги осуществляют взаимопосещение уроков, посещают уроки наставников, опытных преподавателей с целью развития собственных профессиональных компетенций, участвуют в работе краевой школы молодого педагога, в научно-практических, методических мероприятиях, как колледжа, так и города Хабаровска, Хабаровского края («Мастер года», чемпионат «Профессионалы», слет профессионального сообщества педагогов профессиональных ОО Клуб лидеров Хабаровского края «Журавли»…).

В ходе индивидуальных и групповых консультаций мы стараемся помочь молодым педагогам разрешить проблемные вопросы, возникающие в ходе их профессиональной преподавательской деятельности.

В конце 2024–2025 учебного года осуществим оценку эффективности и результативности работы «Школы молодого педагога», отметим плюсы и минусы работы в течение года и наметим новые горизонты. Планируем в следующем учебном году разработать и осуществить проект «Педагогика в играх», который будет построен на методических образовательных играх, игровых механиках — как инструменте развития молодых педагогов.

Ожидаемые результаты работы системы наставничества колледжа: сокращение сроков профессиональной адаптации молодых педагогов в коллективе колледжа; высокий уровень включенности молодых педагогов в педагогическую работу колледжа; сохранение контингента молодых педагогов после первого года работы; повышение способности молодых педагогов к профессиональному саморазвитию; готовность молодых педагогов к творческому использованию передового педагогического опыта в профессиональной деятельности, к осуществлению научно-исследовательской и проектной деятельности; совершенствование индивидуального стиля своей педагогической деятельности; повышение активности и результативности участия в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Адаптация молодых специалистов, совершенствование их профессиональных компетенций — важнейшая задача, которая решается методической службой колледжа с помощью системного подхода, в котором «Школа молодого педагога» играет важную роль. Мы создаем ситуацию успешности работы молодого педагога, помогаем развитию его личности на основе диагностической информации о профессиональных дефицитах в области предметной, методической, психолого-педагогической компетентности, способствуем росту его профессионализма, формированию индивидуального стиля его деятельности.

Задать вопрос