Развитие критического мышления на уроках географии
Автор: Раков Александр Евгеньевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (57) май 2025 г.
Дата публикации: 07.04.2025
Статья просмотрена: 3 раза
Библиографическое описание:
Раков, А. Е. Развитие критического мышления на уроках географии / А. Е. Раков. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 5 (57). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/291/10083/ (дата обращения: 24.04.2025).
Препринт статьи
В статье автор исследует понятие и способы развития критического мышления на уроках географии, а также приводит реальные задания за курс основной общей школы.
Ключевые слова: критическое мышление, навыки, анализ, география, категоризация, оценка ситуаций.
В современном мире умение критически мыслить становится ключевым навыком, который необходим не только для академического успеха, но и для адаптации в быстро меняющемся обществе. Оно позволяет ученикам не просто запоминать факты, но и анализировать их, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы и оценку ситуации [1, с. 32]. На уроках географии это умение помогает оценивать достоверность источников информации, понимать глобальные процессы и их влияние на локальные события. В условиях современного информационного века способность критически оценивать данные становится жизненно необходимой. Кроме того, география способствует развитию навыков решения проблем, что особенно важно в современном мире. Умение применять географические знания на практике помогает ученикам ориентироваться в пространстве, планировать маршруты, понимать экологические и социальные вызовы и предлагать пути их решения. Это делает уроки географии не только полезными, но и увлекательными.
По одному из определений, предложенных в 1960 году Бертраном Расселом, критическое мышление — это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний… оно включает в себя установку (attitude) плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления. [3, с. 43]. Сегодня мы уже осознано можем расширить данное определение, говоря, что критическое мышление — это способность анализировать информацию, выявлять логические связи, оценивать достоверность источников и формулировать обоснованные выводы. Оно включает в себя умение задавать вопросы, сомневаться, искать альтернативные точки зрения и аргументировать свою позицию [4, с. 52].
Как развивать критическое мышление на уроках географии?
- Постановка проблемных вопросов. На уроках географии можно использовать проблемные вопросы, которые требуют от учеников не только знания фактов, но и умения анализировать и оценивать информацию. Например, в 8 классе можно задать вопрос: «Какие факторы влияют на формирование климата в Амурской области?». Важно, чтобы ученики не только назвали эти факторы, но и смогли объяснить, как они взаимодействуют друг с другом. В 9 классе можно задать следующий вопрос: «Какие факторы размещения сыграли важную роль в строительстве металлургического завода в городе Череповце?». Здесь важно, чтобы ученики смогли не только вспомнить факторы размещения производств, но и, воспользовавшись знаниями с прошлых тем определить из каких крупных месторождений доставляется сырье для предприятия.
- Работа с картами, диаграммами и графиками. Карты и графики являются важными инструментами в географии. Ученикам можно предложить проанализировать и сравнить несколько карт, проанализировать демографическую пирамиду России и стран СНГ, выявить закономерности и сделать выводы.
- Обсуждение различных точек зрения. На уроках географии можно обсуждать различные точки зрения на определённые географические явления или процессы. Например, можно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов электростанций, разные подходы к оценке влияния человеческой деятельности на окружающую среду и влияние окружающей среды на жизнь и быть людей в разных уголках мира. Ученики должны уметь аргументировать свою точку зрения и учитывать альтернативные мнения.
- Проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет ученикам применить свои знания и навыки критического мышления на практике. Например, можно предложить ученикам разработать проект по изучению влияния строительства гидроэлектростанции на климат Амурской области или режим реки Амур. Ученики должны собрать информацию, проанализировать и оценить её, сделать выводы.
- Решение географических задач. Географические задачи требуют от учеников не только знания формул и правил, но и умения применять их на практике. Например, можно предложить ученикам рассчитать расстояние между двумя точками на карте или определить высоту полёта самолета по данным температур на поверхности Земли и за бортом самолёта.
В современном мире есть уникальная возможность использовать современные информационные технологии (интерактивные карты, виртуальные экскурсии и онлайн-ресурсы). Они могут помочь оперативно изменять входящую информацию, моделируя изменение географических процессов из-заразных факторов [2, с. 20].
Как мы видим из представленных примеров география имеет большой потенциал для развития критического мышления. В современном мире это сможет помочь ученикам не только лучше понимать географические явления, но и развивает их умение анализировать информацию, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Это важные навыки, которые пригодятся им в жизни и учёбе в XXI веке.
Литература:
- Акимова, Т. А. Сущность критического мышления: от Сократа до настоящего времени / Т. А. Акимова // Kazakhstan science journal. — 2019. — Т. 2, № 5. — С. 31–45.
- Баранов, А. Ю. Критическое мышление как способ обращения с информацией / А. Ю. Баранов, Т. В. Малкова // Вопросы педагогики. — 2020. — № 3–2. — С. 20–23.
- Гиринский, А. А. Критическое мышление: от Гумбольдтовской модели до ФГОС / А. А. Гиринский, А. О. Лепетюхина, Т. В. Пащенко // Образовательная политика. — 2022. — № 1. — С. 42–53
- Халперн Психология критического мышления / Халперн, Д.. — 4-е междунар. изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2000. — 503 c. — (Мастера психологии)