Техники наставничества для инклюзивной среды современной школы: опыт учителя-дефектолога
Авторы: Козенко Татьяна Сергеевна, Плащинская Надежда Сергеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (57) май 2025 г.
Дата публикации: 21.04.2025
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Козенко, Т. С. Техники наставничества для инклюзивной среды современной школы: опыт учителя-дефектолога / Т. С. Козенко, Н. С. Плащинская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 5 (57). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/291/10132/ (дата обращения: 23.04.2025).
Препринт статьи
В статье представлены техники наставничества для инклюзивной среды современной школы. Описаны примеры их использования учителем-дефектологом в отношенииобучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Ключевые слова: инклюзивная образовательная среда, наставничество, партнерский ресурс наставничества, универсальные техники наставничества.
Инклюзивное образование в России нацелено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3]. Россия, подписав в 2012 году Конвенцию о правах инвалидов, реализует политику инклюзивного образования, направленную на воплощение ключевых тезисов указанного документа. Косарецкий С. Г. (2024) исследуя тренды «инклюзивного образования» в современном мире, отмечает, что для России сохраняется «исходное «узкое» понимание инклюзии, как связанной с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» [1]. По-видимому, это позволяет прицельно посмотреть на проблемы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
В практике современной российской школы выделяют два основных пути к инклюзии: первый путь связан с проектированием инклюзивной среды «от ученика», а второй путь — «к ученику». В первом случае происходит трансформация образовательной среды школы при поступлении особого ученика, во втором случае, это происходит заведомо и планомерно. Формирование инклюзивной среды школы по тому или иному пути зависит от управленческих, кадровых, методических, материально-технических и других условий конкретной образовательной организации.
Большую поддержку реализации инклюзии в школе может оказать наставничество. Универсальность технологии наставничества позволяет применять его в отношении широкой категории обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Наставничество позволяет актуализировать субъектность обучающихся, переориентировав проблематику их адаптации и социализации в школе в конкретную решаемую задачу.
По мнению С. В. Алехиной с соавторами (2024): «…понятие «инклюзивная образовательная среда» является производным понятием, отражающим специфику образовательной среды в целом. <…> Системообразующим качеством для инклюзивной образовательной среды является активное включение в образовательный процесс всех его участников (учителей, специальных педагогов, учащихся с особыми образовательными потребностями, их нормативно развивающихся сверстников, родителей) в качестве субъектов деятельности, которые способны менять и перестраивать среду, развиваясь сами и преобразуя имеющуюся в среде совокупность внешних условий в свои актуальные возможности с учетом разнообразия потребностей» [2, С. 11].
В работе учителя-дефектолога ресурс наставничества в отношении обучающихся состоит в возможности сотрудничества с ними посредством персонализированных и групповых программ наставничества. Партнёрский ресурс наставничества между учителем-дефектологом и «особыми» обучающимися состоит в том, что через используемые формы и техники работы, повышается их социальный и ученический потенциал. Совместная разработка и реализация персонализированной программы наставничества способствуют мягкому приобщению наставляемых к рефлексивной практике мышления. Систематичность такого взаимодействия взращивает у наставляемых уверенность в себе, повышает уровень их коммуникативных и социальных навыков, организованность и самостоятельность. Инклюзивная среда школы становится ресурсной средой, где другие учителя, родители и школьники — партнёры «особого» школьника.
В практике работы учителя-дефектолога форма наставничества по отношению к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью — «учитель-дефектолог — ученик». Поводом для наставничества данной категории обучающихся служат следующие группы их запросов:
— Помощь в адаптации к образовательной среде (преодоление дезадаптации).
— Потребность в развитии коммуникативных умений и навыков в аспекте общения со сверстниками.
— Восполнение образовательных дефицитов (устранение пробелов в знаниях).
— Потребность в развитии эмоционального интеллекта и УУД «Саморегуляция».
— Потребность в профессиональной ориентации в аспекте особенностей развития.
Результатами реализации программ наставничества по указанным запросам являются: преодоление академической тревожности, повышение самооценки, повышение адаптации к обучению в школе.
Используемые учителем-дефектологом техники наставничества включают следующие:
— Техника «Пятилистник» — универсальный алгоритм научения, предполагающий серию действий наставника по отношению к наставляемому. Итак, наставник рассказывает и показывает, как выполнять действие, затем выполняет его с наставляемым и далее наблюдает, как он выполняет действие самостоятельно. В конце этой серии наставляемый выполняет домашнее задание по закреплению выученного умения или навыка. Например, данная техника эффективна для обучения обучающегося с ОВЗ написанию эссе. Сначала наставник объясняет структуру эссе, демонстрируя пример. Затем они вместе обсуждают тему и составляют план. После этого наставник показывает, как писать каждый раздел эссе, подчеркивая важные моменты. Далее обучающийся получает задание написать собственное эссе, применяя полученные знания. Эта техника помогает закрепить материал и развить самостоятельность в обучении.
— Техника «Большая роль» — позиционирование наставляемого как носителя потенциального умения или навыка, который через объяснение другому школьнику актуализирует у себя этот ресурс. Например, обучающийся с ОВЗ, который хорошо разбирается в математике, может взять на себя роль наставника для одноклассника, испытывающего трудности с решением задач. Объясняя материал другому, он закрепляет собственные знания и развивает коммуникативные навыки. Такая практика взаимопомощи способствует более глубокой интеграции в коллектив класса. Здесь роль педагога-наставника состоит в том, чтобы помочь обучающемуся стать наставником.
— Техника «Выход за пределы» — демонстрация наставником личного опыта преодоления проблемы или развития умения или навыка с акцентом на конкретные действия, которые позволили продвинуться в решении вопроса. Данная техника позволяет развить у наставляемых наблюдательность, наглядно-образное мышление и эмпатию. Например, наставник делится своим опытом преодоления страха публичных выступлений. Он рассказывает о том, как сначала участвовал в небольших групповых обсуждениях, а затем принял участие в школьных дебатах. Наставник акцентирует внимание на конкретных действиях: подготовка материалов, практика перед зеркалом, получение обратной связи от друзей. После обсуждения он предлагает ученикам попробовать выступить перед классом с небольшой презентацией, чтобы расширить их горизонты и развить уверенность в себе. Эта техника помогает ученикам увидеть, что их страхи преодолимы. Это вдохновляет на личные достижения.
— Техника «Позволь себе помочь» — техника разъяснения наставляемому умения обратиться за помощью, обратить свой запрос специалисту. Умение обращаться за помощью важный социальный навык, который способствует хорошей адаптации и социализации. Данный навык повышает мотивацию к сотрудничеству и повышает уверенность в себе. Например, наставник работает с обучающимся, который испытывает стеснение при общении со сверстниками и взрослыми. Наставник объясняет, как правильно формулировать запросы, чтобы получить нужную поддержку, например, задавать уточняющие вопросы учителю или обращаться к одноклассникам за помощью в учебе. Затем они вместе проводят ролевую игру, где обучающийся практикует обращение за помощью в разных ситуациях. Это помогает развить уверенность и понимание, что просить о помощи не стыдно, а наоборот, это проявление силы и желания учиться.
— Рефлексивная техника «Лестница успеха» — способ развития умений и навыков рефлексии посредством самооценки планов, полученных результатов. Данная техника основана на практике терапии реальности, которая учитывает возможности и готовность подопечного («хочу-могу-буду-делаю»; «хочу-могу-буду»; «хочу-могу»; «хочу») решать задачу. С помощью данной техники наставляемый приобщается к практике самоанализа своих желаний, поступков и возможностей. Она также способствует упорядочиванию мыслей. Например, наставник предлагает обучающемуся создать свою «лестницу успеха», где каждая ступень это конкретная цель, путь к которой начинается от небольших шагов до значительных. На первом этапе обучающийся фиксирует свои желания, на втором — определяет, что он может сделать для их достижения, на третьем — ставит сроки и план действий, на четвёртом — выполняет. Затем, вместе с наставником, проводится анализ того, что удалось выполнить и какие трудности возникли. Это позволяет обучающемуся увидеть, что успех — результат дисциплины на пути к цели, а также позволяет понять, какие ресурсы ему нужны для дальнейшего роста и развития. Это способствует развитию активной позиции в обучении и жизни.
В заключении отметим, что предлагаемые техники наставничества в работе учителя-дефектолога, целесообразно встраивать в традиционные формы работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами: курирование, интервенция, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, психологическая помощь, реабилитация, социально-психологическая профилактика и консультирование. Описанные техники наставничества наполняют инклюзивную среду школы и способствуют поддержанию контакта наставника и наставляемого, стимулируют позитивный социальный и учебный опыт. Предложенные техники наставничества способствуют адаптации «особых» обучающихся в современной школе.
Литература:
- Косарецкий С. Г. Тренды «инклюзивного образования» в современном мире: международные дискуссии и перспективы для России // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 5. С. 14–30. DOI: 10.17759/pse.2024290502
- Организация психологической поддержки обучающихся в инклюзивной образовательной среде: методические рекомендации для педагогов-психологов / авт. колл.: С. В. Алехина [и др.]. — М.: МГППУ, 2024. ‒ 114 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2.