Использование ИКТ-технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса
Авторы: Журавлева Галина Николаевна, Литвинова Ирина Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (57) май 2025 г.
Дата публикации: 18.04.2025
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Журавлева, Г. Н. Использование ИКТ-технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса / Г. Н. Журавлева, И. В. Литвинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2025. — № 5 (57). — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/291/10138/ (дата обращения: 24.04.2025).
Препринт статьи
С постепенным внедрением новых ИКТ были достигнуты социальные изменения, которые обозначают как набор технологических инноваций, так и инструменты, позволяющие радикально переопределить функционирование общества. Задача учителя состоит в том, чтобы предлагать знания, открытые для анализа, размышлений и изменений, которые облегчают обучение и способствуют созданию более разнообразных условий.
Таким образом, педагог рассматривает исследования как систематический процесс, направленный на углубленное понимание явлений, направленный на накопление знаний, будь то для преобразования или просто теоретического вклада в улучшение образования. Образование должно быть адаптировано к каждому обучающемуся, поскольку оно представляет различные навыки, умения и познавательные способности для обучения; задача учителя — уметь распознавать их и пытаться направлять их стратегии и ресурсы.
ИКТ — это инструменты, которые облегчают обучение и развивают когнитивные навыки, при правильном руководстве со стороны учителя.
Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы.
А. П. Семенов
Введение
Технологии стремительно развиваются в том, что касается доступа информации, ее изучения и взаимодействия с ней, что приведет к радикальным изменениям в процессе обучения в ближайшие десятилетия. Одна из серьёзных проблем использования и внедрения ИКТ в сфере образования заключается в существовании и качестве технологического ресурса. Традиционный недостаток средств обучения заключается в определении способа разработки программного обеспечения, веб-страниц и других технологических средств, позволяющих эффективно сочетать их разработку; то есть, чтобы передача ваших сообщений была более эффективной, а взаимодействие, установленное с пользователем, было максимально полезным возможно. В конечном счете, это облегчает усвоение и запоминание передаваемой информации и способствует созданию более разнообразных условий обучения [1, с. 29]. Чтобы добиться этого изменения, обучающихся призывают учиться с помощью стимуляции зрения, слуха, осязания; комбинируя текст, изображения, звук, анимацию и видео с помощью мультимедиа. Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Как считал академик А. П. Семенов «Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы».
Цифровые медиа-платформы, тексты и технологии набирают популярность в образовании, так как облегчают и поддерживают современные гибкие образовательные возможности для обучающихся позволяют использовать педагогические методы, которые ставят обучающихся и педагогов в центр сетевого социального мира [2, с.401]. Образование должно формировать у учащегося, способного анализировать, углубляться, искать и находить. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д. Задача учителя начального образования состоит в том, чтобы предлагать знания, открытые для анализа, размышлений и изменений, следовательно, применимое обучение должно быть направлено на адаптацию к каждому ученику, поскольку оно представляет различные навыки, умения и познавательные способности для обучения; задача учителя — уметь распознавать их и пытаться направить их в нужное русло. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О. И. Агапова, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Прохоров Ю. В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения». Существует и другой взгляд на информационные технологии. Алборова С. З. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков».
В условиях позиционирования Интернета не просто технологией, а средой обитания, источника развития, культуры, порождающей новые формы деятельности, культурные практики, феномены, знания и смыслы, критически важной и неоспоримой необходимостью является «цифровая грамотность» [3, с.293]. Тем не менее, постоянно происходит революция в способах доступа к информации, ее изучения и взаимодействия с ней, что приводит к радикальным изменениям в процессе обучения.
Новые информационные и коммуникационные технологии, такие как компьютеры и Интернет, и способы их использования с помощью образовательного программного обеспечения и разнообразия сетевых услуг, могут стать хорошими союзниками образования и содержательного обучения. Отмечается, что цифровая грамотность будет столь же востребована, как способность писать и читать [4, с.64.].
ИКТ представляют собой совокупность устройств, необходимых для управления информацией, и особенно компьютеров и программ, необходимых для ее преобразования, хранения, управления, передачи и поиска. Первые шаги на пути к информационному обществу можно проследить до изобретения электрического телеграфа, а затем до стационарного телефона, радиотелефонии и телевидения. Теперь Интернет, мобильная телекоммуникация и GPS можно рассматривать как новые информационные и коммуникационные технологии.
В этом отношении технологическая революция, происходящая в человечестве, во многом зависит от значительных достижений в области информационных и коммуникационных технологий. Основными изменениями, которые характеризуют общество по сути, являются: повсеместное использование технологий, сетей связи. Быстрое технологическое и научное развитие и глобализация информации.
Следует сделать вывод, что постепенное внедрение этих технологий привело к социальным изменениям. Таким образом, говоря об информационном обществе или обществе знаний. По сути, речь идет о глубоких изменениях в самом обществе. Новые информационные и коммуникационные технологии обозначают как набор инноваций, так и инструменты, позволяющие радикально переопределить функционирование общества. В этом смысле развитие прикладных информационных и коммуникационных наук, основанных на микроэлектронике, информатике, робототехнике и сетях связи, происходит быстрыми темпами во всех социально-экономических сферах, а вместе с ними и образование как незаменимый фактор социальной идеологии.
В контексте сферы образования ИКТ — это средства, а не цели. То есть они являются инструментами и строительными материалами, облегчающими обучение и, следовательно, развитие навыков. Кратко к этим технологиям можно отнести образовательное телевидение, программное обеспечение и веб-страницы. Обучение тесно связано с ИКТ на начальном этапе и имеет основополагающее значение, поскольку именно в это время обучающийся начинает любить или ненавидеть обучение, отсюда рождается желание учиться, и это будет непреходящей ценностью, в зависимости, несомненно, от первого впечатления знаний, будь то процесс негатива или повседневная работа без каких-либо осложнений, кроме обучения.
Начальное образование включено в подход к обучению и развитию как непрерывный, целостный подход, который связан с базовым образованием, чтобы придать ему последовательность и укрепить эмоциональные связи, которые составляют основу социализации и накопления знаний в конструктивном процессе с целью развития потенциала. Еще одним важным моментом является совершенствование процессов мониторинга и оценки услуг и программ, ориентированных на детей младшего школьного возраста, путем установления согласованных и гибких стандартов с учетом разнообразия в качестве центрального элемента [5, с. 93].
Комплексное развитие и обучение детей является результат разнообразных и сложных взаимосвязей между характером и опытом, полученным в физической, социальной и культурной среде. На протяжении всего этого процесса достигается прогресс в знании и контроле аспектов выражения языка, тела, социальных, интеллектуальных, моральных и эмоциональных аспектов, характеризующих жизнь социально адаптированного ученика.
В этом контексте педагогическая практика направлена на получение значимых знаний, чтобы гарантировать, что знания, полученные в образовательных учреждениях, могут быть использованы в обстоятельствах повседневной жизни детей.
Преподаватель начального образования должен учитывать интересы и возможности обучающихся, а также их предыдущие знания. Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении — это мотивация обучающихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б. М., Леонтьева А. Н., Кузовлева В. П., Пассова Е. И. и многих других. Глобализация как дидактический элемент заключается в организации знаний с учетом потенциальных возможностей, интересов и уровней развития учеников, обучая их способностям справляться с будущими ситуациями. То есть речь идет не о том, что они приобретают навыки по отдельности, не связанные друг с другом, а о наборах способностей, связанных с реальностью.
В этом смысле рассматриваемыми осями являются: эмоциональность, интеллект и игривость, поэтому первые две из них должны начинаться в начале жизни и усиливаться по мере развития жизненных процессов; третья считается средством развития обучение, используемое в начальном школьном образовании.
Следует отметить, что, принимая игровой процесс в качестве основного вида деятельности и помещая его в центр учебной программы, его использование планируется в разное время и в разных видах деятельности образовательного процесса. В соответствии с этим разрабатывается критерий преднамеренности, поэтому он включается в планирование образования. Уделяют особое внимания игре как дидактической деятельности для достижения определенных целей учебной программы, не упуская из виду интересы обучающихся их потенциал, способствующий инициативе и творчеству [6, с. 168]. Принятие игрового аспекта с использованием ИКТ в учебных ситуациях требует использования организованной педагогики, основанной на дидактических принципах, для оценки обучения. В этом смысле учитель как посредник должен предлагать сценарии межгрупповых игр, чтобы гарантировать взаимодействие между учениками, общение и художественное и творческое устное самовыражение в обучающей среде, способствующей доверию и свободному творчеству. Со своей стороны, игровые мероприятия, запланированные с использованием ИКТ в педагогической деятельности, имеют основополагающее значение для когнитивного и интеллектуального развития, и если они будут проходить в атмосфере эмоциональности, они будут способствовать развитию воображения и творчества.
Общество создало новый способ получения образования, неся ответственность за все научные достижения. Перед ними стоит задача применения радикальных изменений и преобразований на всех уровнях существования.
Сегодня в мире социальных, научных, технических и технологических процессов происходят головокружительные, необратимые и существенные изменения.
Новые социальные парадигмы, знание как власть над всем сущим, коммуникационные науки, цифровые технологии и более легкий доступ к компьютерам породили важнейшую проблему общества: задачу, которую образование должно решать посредством научных исследований в его междисциплинарности.
В условиях глобализации, ежедневного развития науки, постоянного развития технологий ощущается необходимость приобщить образование к новым технологиям и в этом смысле сделать это образом жизни [7, с. 231]. Следовательно, начальное образование является наиболее подходящим для начала этой образовательной революции. Однако некультурность и неграмотность перед лицом технологий представлены раннее.
Современное общество и современное поколение приобщаются к новым технологиям и виртуальным средствам коммуникации. Школьник учится на телевидении, студент университета находит в Интернете больше актуальных материалов и информации, чем в библиотеках. Следовательно, новые технологии, применяемые в образовании, являются необходимостью.
Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». ИКТ нельзя отделять от развития обучения в начальном образовании, поскольку неоспоримо влечение обучающихся к технологиям, красочности, аудио- и видеоматериалам детских мультимедийных проектов, с этой целью поднять игровой аспект и использовать ИКТ для развития начального образования. Урок письма, первое знакомство с буквами, их звуками, а также развитие моторики посредством условного, поведенческого обучения методом проб и ошибок — сначала, а затем путем взаимодействия с учителем реальность, от которой нельзя отказаться априори.
Заключение
Часто говорят об использовании нового аппаратного и программного обеспечения в качестве средств обучения. Тем не менее, в начальном образовании этот предмет относительно изучен. Следовательно, задача огромна, но должна быть уверенность в ее достижении, поскольку вклад каждого учителя будет иметь решающее значение. Тот факт, что свет зажегся в сознании каждого ребенка, является неописуемым опытом, достойным того, чтобы его пережил каждый человек, на котором лежит ответственность за обучение [8, с. 76]. Необходимо гарантировать каждому обучающемуся равные возможности для развития интеллектуальных способностей, необходимых для прогресса в обществе, фундаментальной осью которого является информация.
Английская пословица гласит: «Я услышал — и забыл, я увидел — и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Возвращаясь к онтологии термина философия (любовь к мудрости), уместно отметить, что, только сделав обучение комфортным, свободным, приносящим удовлетворение, и привив школьникам любовь к знаниям как необходимость, можно добиться того, чтобы обучение и академическая подготовка стали настоящим опытом. В этом смысле начальное обучение должно быть направлено на адаптацию к каждому учащемуся, поскольку оно представляет различные навыки, умения и познавательные способности для обучения; задача педагога — уметь распознавать их, чтобы направлять свои стратегии и ресурсы в соответствии с предыдущими знаниями учащихся. Урок XXI века — это урок с ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.
Наконец, ИКТ — это инструменты, которые облегчают обучение и развитие когнитивных навыков при правильном руководстве со стороны учителя.
Литература:
- Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. — Журнал «Начальная школа» № 1, 2008.
- Стадник М. В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. — Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
- Виноградова Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.
- Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2006.
- Энциклопедия для детей. Человек, том 18. — М.: Аванта, 2001.
- Баранова Е. В., Гогун Е. А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. — СПб.: Издат. “Анатолия”, 2009.
- Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7.
- Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7.