Словесные методы обучения географии в целях активизации мышления учащихся
Авторы: Чатаева Мадина Жумлиевна, Гайсумова Лиза Джунидовна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 22.05.2016
Статья просмотрена: 1213 раз
Библиографическое описание:
Чатаева, М. Ж. Словесные методы обучения географии в целях активизации мышления учащихся / М. Ж. Чатаева, Л. Д. Гайсумова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/1002/ (дата обращения: 16.11.2024).
Обучение географии в школе имеет важное образовательное и воспитательное значение. Это знания о Земле, ее внутреннем строении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природных ресурсах, мировом хозяйстве, о природе и хозяйстве стран, о Мировом океане и отдельных океанах, о своей стране и т. д. Благодаря этим знаниям можно объяснить с научной точки зрения многие природные и общественные явления, ориентироваться в окружающем мире, они содействуют развитию широкого кругозора. Преподавание географии дает не только географические знания, но и знания по другим отраслям наук, основы которых не изучаются в школе, обеспечивает экономическую подготовку учащихся, школьники получают целостное представление о хозяйстве, его отраслях, формах организации, природных ресурсах, мировом хозяйстве [1, 8].
В преподавании географии методы устного изложения учебного материала, такие как рассказ, беседа, объяснение, работа с текстом учебника сопровождают все другие методы обучения. Правильное применение этих методов развивает у учащихся умение слушать преподавателя, понимать логику содержания учебного материала, воспринимать сообщаемые географические факты. Методы устного изложения, сопровождаемые соответствующими наглядными средствами обучения, обеспечивают усвоение учащимися теоретических знаний представленных понятиями, причинно-следственными связями, закономерностями, представлениями и фактами.
Устные средства обучения имеют ведущее значение. Рассказ — это яркое, образное, последовательное изложение учителем содержания отдельных вопросов изучаемой темы. Рассказ применяется учителем в том случае, когда требуется создать у учащихся яркий образ изучаемого объекта или явления, сформировать соответствующие понятия, познакомить с историей географических открытий и исследований. Рассказ применяется и тогда, когда у учащихся нет достаточных знаний для применения учителем методов определяющих возможность организации управляемой самостоятельной познавательной деятельности. Учащиеся чаще всего запоминают отдельные, поразившие их факты, но не усваивают при этом основные компоненты содержания заданные им для усвоения учебной программой. Рассказ должен сочетаться с применением наглядных и аудиовизуальных средств обучения. Для активизации процесса усвоения изучаемого материала необходимо по ходу рассказа обращаться к ученикам с вопросами, организовывать работу с картами атласа по нахождению географических объектов упоминаемых в рассказе. Сочетание приемов работы с картой, чтением отрывков из художественной и научно-популярной литературы, применения наглядных и аудиовизуальных средств обучения позволяет учителю акцентировать внимание учащихся на подлежащих усвоению единицах теоретических и эмпирических знаний [11, 13].
Характер рассказа меняется от курса к курсу школьной географии. При изучении начального курса географии и курса географии материков и стран преобладает рассказ описательного характера с максимальным применением наглядных средств обучения и работой с географической картой. Особенно значимо выступает данный метод при изучении начального курса географии. Каждое изучаемое в этом курсе природное явление «требует» своего объяснения: атмосферное давление, образование муссонов, циклонов и антициклонов, атмосферных фронтов, извержение вулканов и др. Именно объяснение причинно-следственных связей и закономерностей проявления природных процессов является необходимым и главным условием для их понимания и усвоения учащимися. Объяснение, как и рассказ должно сопровождаться демонстрацией наглядных средств обучения, показом слайдов, работой с географической картой, по возможности работой с интерактивной доской [2, 14].
Объяснение— это также живая речь преподавателя, его рассказ. Но в этом случае такой рассказ называется объяснительным. Объяснение имеет характер доказательства. Оно должно быть последовательным, стройным, логичным, понятным, доступным, но вместе с тем научным. Задача преподавателя — донести теоретический материал своими словами до сознания учеников, сделать сложный и трудный материал доступным, не просто изложить, а раскрыть суть, особенности, причины, закономерности [6, 7].
Лекция рассчитана на длительное слушание устной речи. Ее задача — научить учащихся брать информацию из устной речи в течение продолжительного времени, тем самым подготовить их к будущей учебе в средних специальных и высших учебных заведениях. Однако главное— научиться слушать другого. Лекция применяется в основном в старших классах. Обычно лекционным методом излагается объемный учебный материал, который нежелательно разделять на два урока. Это в основном вводные и заключительные темы. Лекция должна быть цельной по содержанию, охватывать относительно завершенный круг вопросов. При устных методах обучения преподаватель объявляет тему и записывает ее на классной доске, учащиеся— в школьных тетрадях по географии. На классной доске записываются также план изложения материала и план рассмотрения некоторых вопросов, дополнительные данные [10, 12]
Перед изложением преподаватель делит учебный материал на смысловые части. При изучении каждой смысловой части желательно давать знания не только в готовом виде, но и организовывать познавательную деятельность учащихся по работе с различными источниками географической информации. При изложении смысловых частей особое внимание уделяется главному учебному материалу, наиболее сложному. Активизации учащихся при изложении служит использование краеведческого материала, жизненного опыта учащихся, их подготовки. При изложении учебного материала выявляются связи изучаемого с реальной жизнью, с текущими событиями [3, 4].
К устным средствам обучения относится беседа— вопросно-ответная форма обучения. Вступительная, или вводная, беседа проводится перед изучением новой темы. Ее цель — подготовить учащихся к восприятию нового материала, выявить опорные знания, а также то, что учащиеся знают по новой теме. При разъяснительной, или излагающей, беседе учащиеся получают новые знания. По вопросам и заданиям преподавателя работают с картами, текстом, иллюстрациями, атласом, таблицами и другим материалом по определенной теме. Заключительная, или обобщающая, беседа проводится после изучения новой темы [5, 16].
Во время изложения материала, беседы применяется преподавателем чтение вслух. Оно целесообразно в том случае, когда необходимо познакомить с ярким и образным описанием географических объектов в художественном произведении, других изданиях. Чтение вслух отрывков расширяет географический кругозор, развивает воображение, обогащает речь новыми словами, повышает интерес к географии, способствует запоминанию нового материала. Отрывки для чтения по темам географии берутся из книг для чтения по географии — географических хрестоматий. Составители хрестоматий подбирают отрывки по темам географии из художественных произведений, путевых очерков, дневников путешественников, научно-популярной, фантастической литературы. К речи преподавателя и учащихся предъявляются следующие требования:
- Простота, ясность и доступность речи. Задача преподавателя — сделать сложное, непонятное простым и доступным, излагать новый учебный материал понятным языком, не злоупотреблять научной терминологией, постепенно вводить новые слова, термины, пояснять их смысл. Простота и ясность речи не означает ее бедность. Речь преподавателя должна быть богата по словарному составу. Бедная речь утомляет учащихся, снижает интерес к предмету. Преподаватель непрерывно обогащает речь учеников. На каждом уроке ведется словарная работа.
- Точность речи. Каждое новое предложение должно иметь определенный смысл, давать что-то новое, оставлять след в сознании учащихся. Правильная и точная речь дает возможность сразу же выразить главное и основное. При плохом объяснении преподаватель часто начинает издалека, говорит много несущественного, основную мысль ученики теряют. Точности речи способствует употребление пословиц, поговорок.
- Чистота и образность речи. Речь преподавателя должна быть литературной, преподаватель должен строго соблюдать нормы литературной речи, избегать неудачно построенных предложений, оборотов, слов-паразитов. Особое внимание обращается на произношение географических названий. Новые географические названия не только четко произносятся, но и в большинстве случаев записываются на доске. Речь должна быть образной. Этой цели служат яркие эпитеты, сравнения.
- Выразительность речи. Любое слово, предложение должно доходить до учащегося в чистом виде, не требовать догадок. Речь не должна быть однообразной, неразборчивой, ибо такая речь утомляет школьника. Нужно правильно пользоваться интонацией и темпом речи, голосом, которые должны соответствовать содержанию излагаемого материала [9, 15].
Рассказ, объяснение, беседа, проблемное изложение содержания изучаемой темы в логической последовательности формирует творческое мышление учащихся, умение последовательно и доказательно отвечать на поставленные преподавателем вопросы.
Литература:
- Бексултанова З. М., Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы II Международной научной конференции. 2015. С. 4–6.
- Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 108–110.
- Гакаев Р. А. Точность и погрешность измерений на картах при выполнении практических работ по топографии. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 48–53.
- Гакаев Р. А. Методы картографического исследования и этапы их формирования. Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 1–4.
- Гакаев Р. А. Экологическая грамотность как необходимое условие экологически безопасной деятельности общества. В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 93–96.
- Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования. Педагогика высшей школы. 2015. № 3 (3). С. 62–64.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 22–25.
- Гакаев Р. А., Гайсумова Л. Д. Типы уроков географии и особенности их структуры. Школьная педагогика. 2015. № 2 (2). С. 19–22.
- Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.
- Гакаев Р. А. Особенности учебно-полевой практики по почвоведению студентов-географов Чеченского государственного университета. В книге: Полевые практики в системе высшего профессионального образования IV Международная конференция: Тезисы докладов: Памяти В. А. Прозоровского. Ответственный редактор В. В. Аркадьев. 2012. С. 130–132.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VII Международной научной конференции. 2015. С. 178–181.
- Гакаев Р. А., Хадаев Т. Ш. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 5–8.
- Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. 2015. С. 1–5.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
- Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3 (3). С. 4–7.
- Гакаев Р. А. и др. Методика преподавания географии. Назрань, 2016.