Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования / Д. И. Мукумова, Ж. О. Лапасов, С. Б. Ярова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/1059/ (дата обращения: 17.10.2024).



Профессиографические методы. Анализ документации. Это, прежде всего, ознакомление с монографиями по технологии данного производства, статьями в периодических изданиях, руководствами, инструкциями, которое дает возможность выявить наиболее общие особенности профессиональной деятельности, необходимые при разработки плана наблюдения и схемы беседы со специалистами. Важным является и изучение текущей документации (учебно-нормативная документация, всевозможные акты и т. д.) Для определения лучших и отстающих работников при сравнительном анализе специалистов применяется анализ анкет, служебных характеристик, отчетов.

Метод опроса. В зависимости от цели исследования, круга лиц, подлежащих опросу, лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным методом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, она позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно правильно. При этом обращаются не только к высококвалифицированным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступающие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опроса заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в характере своих действий. Иные существенные для работы подробности кажутся специалисту настолько очевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать большую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.

Анкетирование получение письменных ответов на поставленные вопросы — может быть двух типов.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т. е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала.

Личностные методы. Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению.

Алгометрический метод описания трудового процесса. Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм — это строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задач определенного класса.

Професиограмма, психограмма.Изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух направлениях. Первое направление- описательное — имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда».

Профессиографияметод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий.

Профессиограмма- описание различных объективных характеристик профессии.

Психограмма — описание психологических характеристик деятельности.

Литература:

  1. Учебное пособие по изучению доклада Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова «2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины», посвященного итогам социально-экономического развития страны 2011 года и важнейшим приоритетам на 2012 год. — Т.: “Ўқитувчи” НМИУ, 2012. − 282 с.
  2. Каримов И. А. Узбекистан на пороге независимости. — Ташкент: “Узбекистан”, 2011.
  3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. — «Питер», 2011.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д.Теория личности.- «Питер»,2010.
  5. Дружинин В. П. Психология. Учебник — «Питер», 2008.
  6. Радугина А. Р. Педагогика и психология. Учебник. -М.: «Прогресс»2009.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная среда, анализ документации, метод опроса, наблюдение, процесс работы.

Похожие статьи

Метод анализа педагогических ситуации в профессиональной подготовке учителей начальных классов

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования

Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Похожие статьи

Метод анализа педагогических ситуации в профессиональной подготовке учителей начальных классов

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Стажировка как эффективная модель формирования профессиональных компетенций педагогов средней профессиональной школы

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Проектирование технологий обучения как педагогическое условие профессионального развития личности специалиста

Модель обеспечения преемственности профессиональных знаний, навыков и умений в системе профессионального и высшего образования

Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по реализации поликультурного пространства в образовательном процессе начальной школы

Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования

Задать вопрос