Сущность и использование модульной технологии в современных условиях
Авторы: Джумаева Наргиз Иркиновна, Муродова Зулфия Каюмовна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 19.04.2016
Статья просмотрена: 432 раза
Библиографическое описание:
Джумаева, Н. И. Сущность и использование модульной технологии в современных условиях / Н. И. Джумаева, З. К. Муродова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/880/ (дата обращения: 16.11.2024).
За годы независимости в системе народного образования произошли большие изменения. Коренные преобразования в системе образования в Узбекистане привели к росту интереса по поиску новых педагогических технологий для повышения уровня самостоятельности студентов, способных усваивать смысл и содержание учебных материалов на высоком интеллектуальном уровне, осознанно планировать развитие своих умственных, духовных и физических способностей и навыков.
С недавнего времени в Узбекистане началось введение модульной системы образования, уже давно ставшей популярной во всем мире.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.
Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция. В зависимости от характера цели возможны многочисленные разновидности модулей — например, повторение текущего, поддерживающее, обобщающее, итоговое повторение. В составе урока наличествует всегда несколько модулей, среди которых выделяется ведущий, отвечающий основной цели урока — он формирует тип урока. В зависимости от объёма содержания составляю модульную программу.
Один из теоретиков модульной системы образования П. А. Юцявичене отмечал, что сущность технологии модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. [2, c. 271]
Введение модульной системы в высшем образовании помогает сделать работу студента более спланированной, так как каждое учебное занятие осуществляется как минимодуль, и все студенты в процессе обучения находятся под пристальным контролем со стороны преподавателя. Итоги текущего рейтингового и модульного контроля дают возможность преподавателю вовремя принять необходимые воспитательные и дидактические меры воздействия, которые способны качественно повысить уровень обучения студентов, нацелив последних на дальнейшую самостоятельную работу, воспитывая у них навыки самостоятельности в получении необходимых знаний.
Необходимо выделить четыре вида познавательной деятельности обучаемых, каждая которых выделяется планированием и целенаправленностью [3, c. 288]:
– осуществление планирования деятельности с помощью преподавателя;
– планирование работы непосредственно самим студентом;
– студент сам определяет цели и составляет план своей предстоящей деятельности;
– самостоятельное осуществление деятельности студентом без участия в данном процессе преподавателя.
Значит, модуль является целевым функциональным узлом, в котором объединены приёмы учебной деятельности по овладению содержанием учебного предмета. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и выявить пробелы в знаниях учащихся. Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность учащегося как системное свойство.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:
– гарантированные достижения результатов обучения;
– паритетное отношение учителя и учеников;
– возможность работы в парах и в группах;
– плодотворное общение с одноклассниками;
– выбор уровня обучения;
– работа в индивидуальном темпе;
– раннее предъявление конечных результатов обучения;
– контроль в процессе освоения учебного материала.
Модульное занятие имеет свои особенности:
– каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т. п.;
– целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь служит средством для достижения целей этого важного процесса.
Для того чтобы провести модульные занятия требуется соответствующая подготовительная работа:
– во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать интегрирующую цель, где указывается, что к концу занятия студент должен изучить, знать, уметь и понять;
– во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов, указав время и вид работы студентов.
Алгоритм составления модульного занятия заключается в следующем:
– определение места модульного занятия в данной теме;
– формулировка темы занятия;
– определение цели занятия и конечных результатов обучения;
– подбор необходимого фактического материала;
– отбор методов и форм преподавания и контроля;
– определение способов учебной деятельности студентов;
– разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Значит, в модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения. Такое обучение предполагает структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными и логически завершёнными учебными блоками.
Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется и оценивается: задание, работа, посещение занятий, а также стартовый, промежуточный и итоговый уровень студентов.
Формирование способностей к самообразованию студентов, прежде всего, зависит от совместной деятельности преподавателя и студента и осознание студентом данного способа обучения как особой формы получения и усвоения знаний. Задачей преподавателя является определение цели и предмета самостоятельной учебной деятельности студента, преподаватель заранее моделирует программу, возможные формы, наиболее рациональные и эффективные приемы работы с предложенным учебным материалом. Для успешной реализации поставленных задач, студенту необходимо предоставить учебную программу курса, которая содержит тематику курса, список литературы, учебники, учебные пособия, глоссарий, словари, темы для самообразования, методические рекомендации по выполнению этих заданий. Весь этот материал представлен на портале института, в разделе MOODLE, где каждый студент в начале обучения регистрируется, выбирает курс, который ему необходим, начинает активное взаимодействие со своим наставником. В данной системе интерактивного взаимодействия, преподаватель и студент остаются один на один, причем задача преподавателя заключается в индивидуальном подходе к каждому студенту, к его интересам, способностям и возможностям. В модуле все соизмерено, все оценивается, будь то домашнее задание, работа над источниками, посещение занятий, первичный, промежуточный и итоговый уровень усвоения курса студентом. Для более успешного внедрения модульной системы образования помогает рейтинговая система оценивания знаний студентов, которая является также еще одним способом стимулирования здоровой конкурентной среды в студенческой сообществе, что также призвано упорядочить самостоятельную деятельность студента.
Главным критерием развития самостоятельности студента в условиях внедрения модульной системы является оптимальность сроков выполнения заданий, которые предлагаются для самостоятельной работы, а также коэффициент выполненных заданий относительно общего количества поставленных задач. Работа, конечно же, должна выполняться с интересом, и здесь мастерство преподавателя заключается в том, чтобы суметь заинтересовать студентов в выполнении задания, суметь привлечь его интерес к изучаемому предмету.
В заключении необходимо отметить, что модульное обучение является главным фактором повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, главной целью которого является достижение наиболее действенного результата в усвоении научных компетенций и формированию профессиональных и личностных качеств будущих профессионалов своего дела, способных мыслить и действовать критически, умеющих принимать нестандартные решения, когда возникнет в этом необходимость.
Литература:
- Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
- Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас.1989.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 2003.