Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ
Автор: Кубарькова Надежда Николаевна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 08.05.2016
Статья просмотрена: 315 раз
Библиографическое описание:
Кубарькова, Н. Н. Музейно-ресурсный центр как партнер в культурно-образовательном кластере ДОУ / Н. Н. Кубарькова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/894/ (дата обращения: 19.12.2024).
Музей — лицо человеческой эпохи.
Мединский В. Р., министр культуры РФ
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель-воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуется стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков». Оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение выстраивает тесное взаимодействие с различными организациями, учреждениями. Социальное партнерство следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество разных сфер современного общества. В свете современных концепций развития общества, партнерских и конкурентных межведомственных взаимодействий данные взаимоотношения получили название «Образовательный кластер», «Культурно-образовательный кластер», «Экономический кластер». Таким образом, установление связей детского учреждения с социумом можно рассматривать как путь повышения качества дошкольного образования посредством культурно-образовательного кластера. Сегодня это образовательная система по организации досуговой и образовательной деятельности детей через различные формы культурологической деятельности.
Предоставляем опыт работы культурно-образовательного кластера созданного на базе нашей группы, который реализуется по направлению — познавательное развитие.
Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера задан периодом на один год. Элемент — образовательная и досуговая деятельность, партнеры в образовательном кластере — сотрудники МРЦ, педагоги группы, воспитанники и их родители.
Партнера из вне, с которым будем более тесно сотрудничать в течение года по культурологической деятельности, именно в рамках нашей группы (дети, педагоги, родители и представители учреждений культуры) мы определили на родительском собрании нашей группы, и остановили свой выбор на Музейно ресурсном центре. Так как, Музейный ресурсный центр г. Ноябрьска объединяет четыре разнoпрoфильных музея — Музей изобразительных искусств, Детский музей, Музей городской истории, Музей воинской славы и Городской центр ремесел, то это создает оптимальные условия для расширения кругозора дошкольников.
Музей изобразительных искусств создает условия для поддержки и стимулирования творческого потенциала местных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства; презентует музейные коллекции живописи, графики, популяризует детское художественное творчество.
Детский музей является автором интерактивных образовательных проектов, где важнейшей составляющей является принцип интерактивности. Лишь некоторые экспонаты находятся в витринах — все остальное — интерактивные модели, дающие простор для игры и творчества. Подчинение разнообразной деятельности интересам «маленького народа» делает Детский музей уникальным развлекательным, образовательным пространством, где можно посвятить свой досуг множеству интересных и при этом очень полезных, развивающих мероприятий (занятий, мастерских, праздников, акций и т. д.) тематика которых очень разнообразна.
Музей городской истории реализует комплексные проекты по этнографии, краеведению; «документирует» этапы освоения нефтегазовых залежей Крайнего Севера.
Музей воинской славы ведет активную культурную, просветительскую и информационную деятельность среди жителей города. Проводимые мероприятия направлены на патриотическое воспитание граждан России; укрепление связей разных поколений города; культурно-историческое, семейное и гражданское воспитание молодежи.
Городской центр ремесел особое внимание уделяет возрождению, развитию и сохранению традиционных народных ремесел, художественных промыслов и всех видов прикладного творчества как части культурного наследия народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. На базе ГЦР проводятся выставки, конкурсы, мастер-классы по обучению народным художественным промыслам и ремеслам, основам декоративно-прикладного искусства, организуются конкурсы и фестивали, оказывают методические консультации.
Организационная циклограмма действия культурно-образовательного кластера.
№ |
Сроки |
Мероприятие |
1 |
сентябрь |
Определение форм взаимодействия ДОУ и музея |
2 |
1 раз в квартал |
Организация экскурсий (на базе МРЦ); |
3 |
1 раз в квартал |
Проведение тематических занятий сотрудниками музеев (на базе МРЦ, ДОУ); |
4 |
по плану ДОУ |
Совместное проведение различных мероприятий (на базе МРЦ, ДОУ); |
5 |
1 раз в месяц |
Посещение выставок (на базе МРЦ);- |
6 |
по плану МРЦ |
Участие семей в выставках совместного творчества, организуемых музеями (на базе МРЦ) |
После каждого взаимодействия с Музейно-ресурсным центром мы проводим обобщающее мероприятие: выставки рисунков, поделок, домашние сочинения по теме мероприятий.
Большой интерес вызывает у родителей и детей практические мастер-классы по изготовлению, каких-либо сувениров, домашней атрибутики, подарков (семейный оберег, подарки к праздникам и др.)
Резонанс по всему детскому саду получило мероприятие, которые мы провели нашей группой: посещение выставки «Мир глазами мамонтенка». Перед посещением выставки мы организовали вечер «Семейного научно-популярного кино», где посмотрели фильм «Мамонты — возвращение гигантов» и отрывок из мультфильма «Ледниковый период». Дети приняли участие в акции «С Любой вокруг света». Ребята рисовали портреты доисторического животного и их работы вошли в экспозицию выставки МРЦ. В группе так же организовали выставку рисунков по этим фильмам, а затем, после посещения Музейно ресурсного центра — выставку поделок и семейных сочинений «Что было бы, если мамонтенок Люба ожил?!»
Четко спланированное и грамотно организованное функционирование культурно-образовательного кластера создает условия для расширения кругозора дошкольников, т. к. исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения с взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире, а, следовательно, поднимает предоставления образовательной услуги ДОУ на более высокий уровень, что является итоговым продуктом образовательного кластера в целом.
Литература:
- Морозова Н. А., Мельникова О. В. Музейная педагогика. М.; Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. с.416
- Пантелеева Л. В. Музей и дети. М.; Изд. Дом «карапуз», 2005 г.
- Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова И. А. Мини-музей в детском саду. М.; Линка-пресс, 2008 г.
- http://www.museum.ru/m1854
- http://www.kultura-nsk.ru/index.php/2012–08–27–07–32–02/uchrezhdeniya-kultury/muk-muzejnyj-resursnyj-tsentr