Социальный проект в школе как средство социализации учащихся
Автор: Вострякова Татьяна Николаевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 26.05.2016
Статья просмотрена: 954 раза
Библиографическое описание:
Вострякова, Т. Н. Социальный проект в школе как средство социализации учащихся / Т. Н. Вострякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/995/ (дата обращения: 19.12.2024).
В рамках модернизации современного образования, в основе которой находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ОВЗ, системно-деятельностный подход прочно входит в сферу образования.
Педагогическая деятельность специальных (коррекционных) школ направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации. Этому во многом способствует внеучебная проектная деятельность.
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с ОВЗ, и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность на основе социальных проектов.
Паспорт социального проекта 6В класса.
Руководитель проекта: Вострякова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.
Актуальность проекта.
Данный проект имеет большую значимость в рамках класса. В 6В классе обучаются дети с умственной отсталостью. Все учащиеся имеют инвалидность и сложную структуру дефекта. Все дети имеют разную степень нарушения слуха. Низкий интеллектуальный уровень, грубые нарушения психофизической сферы не всегда позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом.
Практическая значимость.
Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников — повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Учатся отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (пусть даже с помощью взрослых). При учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья решаются соответствующие коррекционные задачи. Помогает развивать мышление, речь. В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.
Продолжительность проекта: январь — май 2018 уч. год.
Участники:
- учащиеся 6В класса в количестве 6 человек с умственной отсталостью;
- классный руководитель Вострякова Т. Н.;
- родители учащихся.
Цель. Создавать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.
Задачи.
Воспитательные:
− создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе;
− развивать коммуникативные навыки;
− формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;
− привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.
Учебные:
− развивать интерес к активной творческой деятельности;
− формировать навыки работы с литературой, Интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, подбор иллюстраций,) на заданную тему.
Коррекционно-развивающие:
− создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);
− развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Прогнозируемый результат:
− уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;
− проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;
− делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.
Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты и т. п.
Учатся оформлять поздравительные открытки, коллажи, стенгазеты.
Предполагаемые продукты: поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки.
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный.
- Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
- Определение целей и задач проекта.
II этап. Организационно — ознакомительный.
- Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
- Мотивация деятельности детей по данной работе.
III этап. Реализация проекта.
Работа по сбору информации.
IV этап. Оформление результатов проектной деятельности.
Размещение творческих работ детей (коллажей, стенгазет, поделок, рисунков и т. п.) по мере их изготовления в классе и на школьных стендах.
V этап. Заключительный.
Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.
Рефлексия. Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проекте. Пожелания и предложения.
Награждение участников.
III и IV этапы в течение года повторяются несколько раз.
Работа над проектом предоставляет следующие возможности:
− Учащиеся: учатся замечать собственные успехи, следовательно, саморазвиваются и самореализуются;
− Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.
Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. А также способствуют тому, чтобы их ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Помогают найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учебных пособиях и дополнительной литературе.
Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.
В ходе работы учащимся предлагалось использовать следующие источники информации:
− учебная литература (учебники, рабочие тетради по окружающему миру, энциклопедии);
− научно-познавательные журналы;
− информация из Интернета.
Домашние задания предполагают нахождение информации на заданную тему совместно с родителями (например: найти материал на тему «Весна» — пословицы, стихи, кроссворды, иллюстрации и т. п. — на усмотрение детей и родителей; а также творческие предложения — аппликации, открытки, поделки на данную тему)
Домашние задания стали мостиком для вовлечения родителей, дают возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.
Продукты проделанной работы:
- Выпустили поздравительную газету к Новому году.
- Участвовали во Всероссийском конкурсе «Зимняя сказка».
- Сделали поздравительные открытки для пап, мам на праздники 23 февраля и 8 марта.
- Участие во Всероссийском Творческом фотоконкурсе «Детская улыбка».
- Участие во Всероссийском конкурсе художественного творчества «Я рисую…Весеннее настроение».
- Участие в 8 Международной художественной выставке-конкурсе «человек от края и до края…».
- Участие во II Международном конкурсе «Подарок к 8 марта».
- Участие в городском конкурсе детских творческих работ «Загадочный космос».
- Еженедельное обновление стенда.
Результаты данного проекта подтверждают гипотезу о том, что творческая деятельность оказывает эффективное влияние на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, которые проявляются в следующих положительных моментах:
− повышается самооценка каждого учащегося, способствующая развитию положительных эмоций;
− формируется положительная Я — концепция, появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости;
− активизируется творческая инициатива детей;
− активизируется деятельность родителей в учебно-воспитательном процессе.
Литература:
- Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.
- Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.