Социальный проект в школе как средство социализации учащихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Дата публикации: 26.05.2016

Статья просмотрена: 954 раза

Библиографическое описание:

Вострякова, Т. Н. Социальный проект в школе как средство социализации учащихся / Т. Н. Вострякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/995/ (дата обращения: 19.12.2024).



В рамках модернизации современного образования, в основе которой находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ОВЗ, системно-деятельностный подход прочно входит в сферу образования.

Педагогическая деятельность специальных (коррекционных) школ направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации. Этому во многом способствует внеучебная проектная деятельность.

Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с ОВЗ, и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность на основе социальных проектов.

Паспорт социального проекта 6В класса.

Руководитель проекта: Вострякова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов.

Актуальность проекта.

Данный проект имеет большую значимость в рамках класса. В 6В классе обучаются дети с умственной отсталостью. Все учащиеся имеют инвалидность и сложную структуру дефекта. Все дети имеют разную степень нарушения слуха. Низкий интеллектуальный уровень, грубые нарушения психофизической сферы не всегда позволяют детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении друг с другом.

Практическая значимость.

Совместная работа над проектом поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, у «слабых» учеников — повысить самооценку и оценку в глазах одноклассников, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе обучения дети не только осваивают разнообразные техники работы с бумагой и другими материалами, но и получают много интересной информации из книг, интернета. Учатся отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (пусть даже с помощью взрослых). При учете особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья решаются соответствующие коррекционные задачи. Помогает развивать мышление, речь. В рамках проекта дети совместно с родителями обучаются современным ИКТ-технологиям, учатся работать с дополнительной литературой.

Продолжительность проекта: январь — май 2018 уч. год.

Участники:

  1. учащиеся 6В класса в количестве 6 человек с умственной отсталостью;
  2. классный руководитель Вострякова Т. Н.;
  3. родители учащихся.

Цель. Создавать условия для развития навыков взаимодействия и сотрудничества детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность при сопровождающей роли педагога или родителей.

Задачи.

Воспитательные:

− создавать условия для успешной социализации каждого ученика в классном коллективе;

− развивать коммуникативные навыки;

− формировать эмоциональные, моральные и нравственные качества личности;

− привлекать родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе.

Учебные:

− развивать интерес к активной творческой деятельности;

− формировать навыки работы с литературой, Интернетом по подбору материала (чтение произведений, стихов, подбор иллюстраций,) на заданную тему.

Коррекционно-развивающие:

− создать условия для коррекции психических функций (развитие зрительно-пространственных отношений, внимания, речи, мышления);

− развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Прогнозируемый результат:

− уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

− проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

− делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить поделки, подбирать тексты и т. п.

Учатся оформлять поздравительные открытки, коллажи, стенгазеты.

Предполагаемые продукты: поделки из разнообразных материалов, коллажи, стенгазеты, поздравительные открытки, рисунки, аппликации, игрушки.

Этапы работы над проектом.

I этап. Подготовительный.

  1. Изучение и анализ литературы по развитию навыков взаимодействия и сотрудничества у учащихся.
  2. Определение целей и задач проекта.

II этап. Организационно — ознакомительный.

  1. Представление родителям учеников информации о данном проекте. Обоснование его актуальности.
  2. Мотивация деятельности детей по данной работе.

III этап. Реализация проекта.

Работа по сбору информации.

IV этап. Оформление результатов проектной деятельности.

Размещение творческих работ детей (коллажей, стенгазет, поделок, рисунков и т. п.) по мере их изготовления в классе и на школьных стендах.

V этап. Заключительный.

Обсуждение результатов проекта совместно с учащимися и родителями на творческой встрече.

Рефлексия. Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём были затруднения. Мнение участников о проекте. Пожелания и предложения.

Награждение участников.

III и IV этапы в течение года повторяются несколько раз.

Работа над проектом предоставляет следующие возможности:

Учащиеся: учатся замечать собственные успехи, следовательно, саморазвиваются и самореализуются;

− Учащиеся, которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, повысить самооценку и успешно социализироваться в классном коллективе.

Родители способствуют всестороннему развитию своего ребёнка. А также способствуют тому, чтобы их ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Помогают найти интересный материал, оформить его, совместно сделать поделку, подобрать иллюстрации. Совместно с родителями дети находят информацию в Интернете, учебных пособиях и дополнительной литературе.

Учитель определяет зону ближайшего развития для каждого ученика, поддерживает ситуацию успеха, оказывает педагогическую помощь конкретным детям.

В ходе работы учащимся предлагалось использовать следующие источники информации:

− учебная литература (учебники, рабочие тетради по окружающему миру, энциклопедии);

− научно-познавательные журналы;

− информация из Интернета.

Домашние задания предполагают нахождение информации на заданную тему совместно с родителями (например: найти материал на тему «Весна» — пословицы, стихи, кроссворды, иллюстрации и т. п. — на усмотрение детей и родителей; а также творческие предложения — аппликации, открытки, поделки на данную тему)

Домашние задания стали мостиком для вовлечения родителей, дают возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.

Продукты проделанной работы:

  1. Выпустили поздравительную газету к Новому году.
  2. Участвовали во Всероссийском конкурсе «Зимняя сказка».
  3. Сделали поздравительные открытки для пап, мам на праздники 23 февраля и 8 марта.
  4. Участие во Всероссийском Творческом фотоконкурсе «Детская улыбка».
  5. Участие во Всероссийском конкурсе художественного творчества «Я рисую…Весеннее настроение».
  6. Участие в 8 Международной художественной выставке-конкурсе «человек от края и до края…».
  7. Участие во II Международном конкурсе «Подарок к 8 марта».
  8. Участие в городском конкурсе детских творческих работ «Загадочный космос».
  9. Еженедельное обновление стенда.

Результаты данного проекта подтверждают гипотезу о том, что творческая деятельность оказывает эффективное влияние на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, которые проявляются в следующих положительных моментах:

− повышается самооценка каждого учащегося, способствующая развитию положительных эмоций;

− формируется положительная Я — концепция, появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости;

− активизируется творческая инициатива детей;

− активизируется деятельность родителей в учебно-воспитательном процессе.

Литература:

  1. Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.
  2. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова — Балашов: Николаев, 2002. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, проект, развитие навыков взаимодействия, ребенок, родитель, учащийся, Всероссийский конкурс, дополнительная литература, классный коллектив, коллективная деятельность.
Задать вопрос