Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов различных социально-психологических типов личности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Семейное воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 22.07.2016

Статья просмотрена: 1618 раз

Библиографическое описание:

Зудилина, И. Ю. Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов различных социально-психологических типов личности / И. Ю. Зудилина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1138/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном социуме происходят закономерные преобразования института семьи и его вариаций в рамках общественного развития в целом, которые обусловлены преобразованиями и изменениями в различных сферах: экономической, социальной, в культурном направлении. Указанные сферы неизбежно влияют на психологическую составляющую функционирования семьи, взаимодействия её членов. На поведение супругов и различные акты их взаимодействия прямое влияние оказывают мотивы выбора брачного партнёра. Они во многом определяют дальнейшие отношения супругов в браке, представляют собой сложную систему субъективных факторов, воздействующих как на готовность вступить в брак, так и на решение воздержаться от этого шага, и содержат как неосознанные, так и осознанные мотивы.

Целью проведённого исследования явилось: изучение мотивов выбора брачного партнёра у современных студентов.

Построение исследования определялось гипотезой: мотивы выбора брачного партнёра могут определяться принадлежностью к определённому социально-психологическому типу личности.

Анализ научной литературы показывает, что в разные исторические периоды при выборе брачного партнёра устанавливались свои критерии. Например, в 19 веке, по сравнению с сегодняшним днём, требования к индивидуальным особенностям будущего супруга (супруги) были минимальными: главным считались — однородность социально-экономического положения, религиозных и этнических характеристик, учитывались репутация избранника и его семьи.

В настоящее время выросли требования именно к личностным особенностям партнёра. Также смысл многих требований сводится к тому, чтобы другая «половина» ставила интересы первой в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы части этих ожиданий в браке приводит к разрыву отношений.

Образование брачной пары может основываться на позитивных (способствующих конструктивным и длительным отношениям в паре) и негативных (не способствующих им) мотивах. По данным Н. Г. Юркевич, наиболее негативными мотивами при заключении брака являются: 1) стремление избавиться от одиночества; 2) в связи с рождением ребёнка или беременностью; 3) легкомыслие [5].

В исследованиях последних лет отмечается, что среди молодёжи в числе доминирующих мотивов вступления в брак девушки указывают: беременность, любовь, желание отделиться от родительской семьи, и затем — материальная выгода, боязнь одиночества, нежелание остаться «старой девой», стремление к взрослой жизни. Удивительно то, что и юноши ведущим мотивом создания семьи называют беременность партнёрши и только после этого — желание быть самостоятельным, независимым, сексуальное удовлетворение, любовь и т. д. Мотив вступления в брак в связи с беременностью, возможно, связан с тем, что современная молодёжь предпочитает свободные отношения. Как это ни печально, к регистрации их подталкивает зачастую не любовь друг к другу, не желание быть вместе, а ожидание будущего ребёнка [3]. При этом другие исследования свидетельствуют, что «при вступлении в брак наибольшее число счастливых союзов даёт сочетание духовной близости с любовью» [1, с.207–208], т. к. согласование мыслей, чувств, поведения, наличие общих интересов помогают выстроить конструктивные отношения и согласовать семейные функции и роли.

Для исследования осознанных мотивов выбора брачного партнёра у студентов использовался опросник С. И. Голода. Автором обозначены следующие мотивы вступления в брак:

1. Любовь. 2. Общность интересов, взглядов. 3. Чувство одиночества. 4. Чувство сострадания. 5. Вероятность скорого рождения ребёнка. 6. Случайность. 7. Материальная обеспеченность будущего мужа (жены). 8. Наличие жилплощади будущего мужа (жены). 9. Другие мотивы [2, с.- 46]. По условиям опросника респонденты должны были выбрать два мотива, которые они считают главными при выборе брачного партнёра. В качестве респондентов выступили 164 студента Самарской государственной сельскохозяйственной академии.

Указанный перечень включает мотивы как с внутренней направленностью (чувство одиночества, сострадания и т. д.), так и с внешней (материальная обеспеченность будущего мужа (жены), наличие жилплощади и т. д.). В исследовательских целях мотивы условно были соотнесены с тремя уровнями (Таблица 1).

Высокому уровню этой готовности соответствуют мотивы 1 и 2, в основе которых лежат духовные чувства, т. е. их наличие является условием для установления благополучных отношений супругов в браке. Среднему уровню соответствуют мотивы 3, 4, 5 — менее благоприятные, т. к. их основой является не внутренняя духовная направленность на партнёра, а стремление решить создавшуюся проблему. Низкому уровню соответствуют корыстные мотивы и мотивы, отражающие необдуманное, несерьёзное отношение к выбору партнёра — 6, 7, 8, что совершенно не предполагает заинтересованности в его личности и установлению близких и доверительных отношений с ним.

Таблица 1

Мотивы выбора брачного партнёра

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Любовь.

2.Общие интересы, взгляды

3.Чувство одиночества.

4.Чувство сострадания.

5.Вероятность скорого рождения ребёнка.

6. Случайность.

7.Материальная обеспеченность будущего мужа (жены).

8. Наличие жилплощади будущего мужа (жены).

Определение мотивов выбора брачного партнёра осуществлялось через изучение характерологических свойств личности студентов, выраженных в социально-психологическом типе. С целью выявления социально-психологического типа личности студентов использовался тест В. М. Миниярова [4]. В результате определён количественный состав каждого из типов: гармоничный — 24,4 % от общего количества студентов; сензитивный — 21,9 %; интровертивный — 22,5 %; доминирующий — 21,4 %; инфантильный — 6,7 %; тревожный — 1,2 %; конформный — 1,8 %.

Группу тревожных студентов составляет 2 человека, конформных — 3 человека. Так как результаты указанного количества студентов не могут являться показательными, а также то, что «чистых» типов, как правило, мало, то представляется возможным отнесение студентов тревожного и конформного социально-психологических типов к тем, признаки которых также проявляются в их личности. В связи с этим образовался «смешанный тип» (инфантильный-тревожный-конформный).

В ходе анализа полученных данных мотив, который обозначен в опроснике как «жилплощадь мужа (жены)» мы отнесли к мотиву «материальная обеспеченность», т. к. сделано всего два выбора. Пункт «другие мотивы» также не отражён, так как получены незначительные результаты: по одному человеку указали на значимость при выборе партнёра для брака таких мотивов как: отсутствие вредных привычек, национальность, честность, сексуальная удовлетворённость, внешность, характер.

Необходимо заметить, что описание результатов представляет для нас определённую сложность, поскольку один и тот же мотив для представителей разных социально-психологических типов в своей основе определяется совершенно различной нравственной основой и, следовательно, имеет свою качественную интерпретацию.

В ходе изучения мотивов выбора брачного партнёра у представителей перечисленных социально-психологических типов личности мы получили различные количественные показатели. Построение брачных отношений на основе любви предпочли 70 % студентов гармоничного социально-психологического типа личности. Желание обладать общими интересами и взглядами на мир с брачным партнёром указали 65 % студентов данного типа. В основе указанных мотивов, условно названных «мотивами высокого уровня», лежат такие характерологические качества гармоничного типа как человеколюбие, уважение личности другого человека, умение считаться с его интересами, которые позволяют говорить об истинности чувств представителей данного типа. Мотивы, определяемые как «мотивы среднего уровня», у студентов гармоничного типа имеют следующие особенности. Создать брак для избавления от чувства одиночества считают возможным 5 % студентов этого типа, что, возможно, говорит о разочарованности в отношениях с окружающими людьми. Такое же количество студентов готовы вступить в брачные отношения из-за чувства долга в случае рождения ребёнка. Сострадание, жалость к другому человеку, желание помочь присутствует как мотив выбора брачного партнёра у 2,5 %. Вступление в брак в результате необдуманных действий и желания облегчить своё материальное положение считают возможным 7,5 % студентов гармоничного социально-психологического типа. Указанный мотив условно назван «мотивом низкого уровня».

Несколько похожая картина наблюдается у студентов сензитивного социально-психологического типа. Являясь альтруистами, 77,7 % студентов этого типа готовы создать брак на основе сильного чувства. Общие духовные интересы считают главными в браке 50 %. Искренность и бескорыстие в этом случае могут способствовать построению прочных доверительных отношений в браке. Испытывая ответственность за других, 8,3 % студентов сензитивного социально-психологического типа обозначили, что могут создать брак в случае рождения ребёнка. Среди студентов этого типа 13,8 % способны создать брак из-за материальной обеспеченности партнёра. Скорее всего в данном случае имеет место не меркантильный интерес, а желание исполнить свои благородные замыслы.

На основе искреннего чувства любви и уважения к партнёру хотят создать брак 91,6 % студентов интровертивного социально-психологического типа личности. Для 62 % важно, чтобы брак заключался с партнёром, который может понять и имеет похожие взгляды на жизнь. Из-за стеснительности, безынициативности может произойти случайный выбор партнёра у 5,4 % представителей этого типа. Незначительное количество студентов — по 2,7 % высказали мнение, что брак возможен в случае возникновения чувства сострадания и в случае, если ожидается ребёнок.

Самый высокий процент — 94,2 % студентов доминирующего социально-психологического типа предпочитают создание брака из-за любовного чувства, в основе которого может лежать эгоистическое желание обладать человеком, способного по каким-то критериям возвысить их статус. 62 % студентов этого типа в случае вступления в брак с партнёром считают необходимым иметь с ним общие взгляды, т. к. важно, чтобы партнёр понимал их желания, намерения и способствовал их выполнению. Желание иметь лидерство по значимому фактору современной жизни — материальному благополучию — может способствовать вступлению в брак 14,2 % студентов доминирующего типа. Очень небольшой процент студентов (по 2,8 %) считают вступление в брак возможным в случае рождения ребёнка и из-за необдуманного решения.

Студенты смешанного социально-психологического типа, основной состав которого образуют представители инфантильного социально-психологического типа, скорее всего расценивая мотив «любовь», как любовь партнёра к своей персоне, в своём большинстве (87,5 %) предпочли именно его. Наличие общих интересов и взглядов, как возможность получить свою выгоду во взаимодействии в браке с понимающим человеком, выбрали 75 % этих студентов. В основе желания создать брак из-за «чувства одиночества» и «сострадания» (25 % и 12,5 %) лежит любовь к себе и невозможность в данное время удовлетворить какие-то свои личные потребности. Чувство ответственности и случайность не являются основой действий студентов инфантильного типа. Поэтому предполагаем, что создание брака в случае рождения ребёнка (6,2 %) и из-за необдуманных действий (6,2 %) показали студенты тревожного социально-психологического типа, которые в небольшом количестве входят в состав смешанного.

Мотив низкого уровня «жилплощадь мужа (жены)» мы отнесли к мотиву «материальная обеспеченность», т. к. сделано всего два выбора. Пункт «другие мотивы» не отражён, т. к. получены незначительные результаты. По одному человеку указали на значимость при выборе партнёра для брака таких мотивов как: отсутствие вредных привычек, национальность, честность, сексуальная удовлетворённость, внешность, характер.

При сравнении результатов юношей и девушек в процентном соотношении значительные различия присутствуют лишь по некоторым мотивам выбора брачного партнёра. Оказалось, что 7,8 % юношей склонны считать, что в брак можно вступить случайно, из-за необдуманности и 2,9 % — из-за чувства сострадания. Девушки эти мотивы не указали совсем, но обнаружили склонность вступить в брак из-за вероятности рождения ребёнка (6,4 %) и материальной обеспеченности мужа (17,7 %). Статистически значимые различия при сравнении результатов юношей и девушек (w=51 при p≥0,05) не подтверждены.

Обобщив результаты студентов различных социально-психологических типов по уровням, мы получили следующую картину: самыми значимыми при выборе супруга (супруги) для студентов являются мотивы высокого уровня — «любовь» (138 чел.-84,3 %) и «общность взглядов, интересов» (102 чел.- 62,2 %). Полученные результаты на первый взгляд оптимистичны, однако считаем, что в основе, прежде всего, лежат неосознаваемые мотивы, порождаемые психологическими характеристиками личности, сформированными в процессе воспитания и образующими определённый социально-психологический тип. Также следует учесть значимость социальных стереотипов в формулировке желаний вступить в брак: принято говорить, что жениться надо по любви. И, конечно, нельзя не учитывать то, что часто идеализированное представление молодых людей о будущем расходится с реальным выбором и конкретными жизненными ситуациями.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты учтены при разработке курса «Психология семейных отношений» в вузе. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы при подготовке и чтении базовых и элективных курсов для студентов психологических факультетов, на курсах повышения квалификации, в работе практических психологов. Результаты исследования могут быть полезными в работе педагогов, социологов, философов и других специалистов.

Литература:

  1. Андреева, Т. В. Темперамент супругов и совместимость в браке / Т. В. Андреева, А. В. Толстова // Образование и психология. Тез. науч. конф. Ананьевские чтения / Под ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина. — СПб.: СПбГУ, 2001. — С.207–208.
  2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005. — 436с.
  3. Кривцова, Е. В. Семья глазами студенческой молодёжи / Е. В. Кривцова, Т. Н. Мартынова // Психологические проблемы современной российской семьи / Материалы Всеросс. научн. конф. Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. Ч.1. — М.,2003.
  4. Минияров, В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В. М. Минияров. — Ульяновск, 1997.
  5. Юркевич, Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности / Н. Г. Юркевич. — Минск, 1970. — 208с.
Основные термины (генерируются автоматически): брачный партнер, брак, мотив, студент, мотив выбора, будущий муж, высокий уровень, социально-психологический тип, тип, наличие жилплощади.

Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации

Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом с разным типом мотивов профессиональной деятельности

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника

Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности восприятия образа тела молодыми людьми с разным соматическим и социальным статусом

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Психологические характеристики толерантного сознания супругов на разных этапах жизненного цикла семьи

Взаимосвязь ценностных ориентаций и гендерного типа личности студентов разной профессиональной направленности

Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации

Особенности уровня удовлетворенности педагогов трудом с разным типом мотивов профессиональной деятельности

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника

Задать вопрос