Метод проекта как средство развития универсальных учебных действий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 11.07.2016

Статья просмотрена: 337 раз

Библиографическое описание:

Асецкая, Н. Б. Метод проекта как средство развития универсальных учебных действий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС / Н. Б. Асецкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1161/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящее время в связи с реализацией ФГОС на первое место выходит не предметный, а личностный результат. Современное образование направленно не столько на сами знания, сколько на развитие умения у учеников самостоятельно приобретать знания, на переход от пассивного усвоения информации к её активному поиску, осознанному осмыслению и использованию на практике. Задача преподавателя заключается в создании условий для активного познания и получения практического опыта. Активизировать учебно-познавательную деятельность, овладеть практическим опытом, получить личностный результат позволяет метод проектов.

Основная проблема, связанная с введением нового стандарта сформировать у обучающегося правильную гражданскую позицию: научить его творить, думать, искать, достигать результатов, т. е. овладеть универсальными учебными действиями. Решать эту проблему можно с помощью метода проектов.

Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходима работа в различных направлениях, результаты которой обобщаются и объединяются в одно целое. Применение метода проекта очень актуально, так как оно даёт учащемуся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательные, творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов совершенно естественно вписывается в преподавание курса информатики, так как при изучении информационных технологий возникает необходимость дать тематический материал, на основе которого интереснее, полезнее показывать возможности тех или иных программ, таких как графические редакторы, текстовые редакторы, презентация, электронные таблицы, создание сайтов и т. д. При изучении информационных технологий целесообразно задать тему проекта, на основе которого получится готовый продукт. Через проект возникает интерес к изучаемой теме, повышается качество освоения, желание найти новые возможности программы, появляется личностно — значимый результат, формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В сущности, изучение любой темы по истории, литературе, иностранному языку и другим предметам может пройти через метод проектов при изучении на уроках информатики программы PowerPoint. Не требуется никаких специальных заданий, искусственно подбираемых тем, можно создавать проекты — презентации на основе тем, которые изучаются на других предметах, для этого необходимо обсудить спланировать проект с учителями предметниками. При создании таких проектов формируются метапредметный подход — подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий.

Метод проекта можно эффективно использовать для социально-значимых акций. Например, при изучении графического редактора можно использовать проект «Письмо ветерану», примкнув к одноименной традиционной акции в проводимой в преддверии Дня победы. Проект заключается в создании письма-треугольника в графическом редакторе Paint на формате А4, которое оформляется рисунками на военную тему, с использованием возможностей (копирование, вставка, форматирование и т. д.), распечатывается, и на уже оформленном листе пишется текст письма. Работа над проектом включает определенные этапы выполнения, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности:

– знакомство с историей создания писем, с возможностями графического редактора Paint;

– моделирование заготовки письма в графическом редакторе;

– создание письма ветерану с использованием возможностей редактора;

– распечатка готового продукта и создание письменной творческой работы;

– презентация работ.

– В данном проекте применяется системно- деятельностное обучение, создаются условия для познавательной активности учащихся. Через применение проекта «Письмо ветерану» на разных этапах успешно формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Проектный метод обучения на уроках информатики актуален при изучении таких программ как текстовый редактор, издательские системы, графические редакторы и другие для создания внутри школьных проектов, таких как создание школьной или классной газеты к праздникам: Новый год, 8 марта, День учителя, Последний звонок и т. д. Такие проекты позволяет учащимся подходить к заданию творчески и нестандартно, создавать новое, проявлять свои способности, раскрывает потенциал каждого. Применение проектного обучения в информатике в таких проектах создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к обучению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты, т. е. развивает универсальные учебные действия.

Проектная методика является одним из средств формирования УУД, что позволяет достичь метапредметных результатов, именно это важно для современного ученика способность находить и применять свои знания на практике. Метод проекта включает следующие преимущества: у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению, формируется новый тип мышления, формируется ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий, реализуется возможность развития разносторонних навыков.

Метод проекта находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Литература:

  1. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебн. пособие/ И. С. Сергеев. — М.: АРКТИ, 2010. — 80 с.
  2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебн. пособие/ Е. С. Полат, Бухаркина М. Ю.- М.: 2001.- 140с.
  3. Босова, Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса./ Л. Л. Босова — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -160 с.: ил.
  4. Селeвко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /Г. К. Селeвко. — М.: Народное образования, 1998. — 343 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, графический редактор, метод проекта, метод проектов, готовый продукт, знание, значимый результат, изучение, личностный результат, практический опыт.

Похожие статьи

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Лаборатория информатики как системообразующий элемент при формировании универсальных учебных действий по ФГОС второго поколения

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Похожие статьи

Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Лаборатория информатики как системообразующий элемент при формировании универсальных учебных действий по ФГОС второго поколения

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Задать вопрос