Преподавание географии в условиях инклюзивного образования
Автор: Стекленева Светлана Юрьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 11.07.2016
Статья просмотрена: 2092 раза
Библиографическое описание:
Стекленева, С. Ю. Преподавание географии в условиях инклюзивного образования / С. Ю. Стекленева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1170/ (дата обращения: 16.11.2024).
Всем школьникам свойственно учиться и использовать полученные знания по-разному.
В школах надо помогать детям с ограниченным состоянием здоровья, но всё зависит от возможностей самой школы, коллектива учителей и детей и, конечно, от способностей ребенка с особенностями развития. Чтобы школа ввела инклюзивную практику, она должна действительно полностью измениться и поменять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия учеников.
Современное развитие общества ставит во главе угла воспитания и обучения новые задачи и новые приоритеты в образовании. Обучение и воспитание традиционными методами и в традиционной школе, без внедрения новейших технологий и модернизации всей структуры и содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в общеобразовательные школы встал вопрос: А как это осуществить? Каков механизм внедрения инклюзивного обучения?
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования — создать им для этого соответствующие условия.
В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка); уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:
- Выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание.
- Использует различные пособия, технические средства для достижения целей.
- Организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п.
В программах по предметам педагоги учатся дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
Осуществлять учебные цели педагогу помогает тьютор, который есть у некоторых «особых» детей. Учитель прописывает индивидуальные упражнения и задания для ребенка, т. е. некоторую инструкцию, а тьютор, действуя по ней, помогает осуществить задуманное учителем.
Опыт работы в школе показывает, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы учащихся: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Отсюда следует, что необходимо использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения. Для того чтобы урок был динамичным, продуктивным и интересным для каждого ребенка важно применять разнообразные методы обучения, предусмотреть смену видов деятельности на уроке.
Всем известен прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик объясняет тему слабому ученику. В качестве контроля ученики выполняют индивидуальные задания как письменные, так и устные.
На уроках географии, я широко применяю игровые методики. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не усидчивы на уроке. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (экскурсия, географическое путешествие по карте, кроссворд, игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им, по сути.
Ориентируюсь на индивидуальное развитие детей. В классах, где обучаются дети с разными познавательными возможностями, стараюсь вести мониторинг достижений по каждому ребенку.
Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившийся материк, остров, полуостров, страну и т. д. Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить несколько географических объектов, другие — картинки, разделенные на 8–10 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур географического объекта. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.
Игра может быть использована на любом этапе урока, например, в виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».
Я черный страшный великан
Что делать мне — решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
А ну, попробуй угадать
Как же меня звать? (Тема урока «Вулкан».)
В инклюзивных классах учащиеся с ОВЗ быстро утомляются и нуждаются в частой смене деятельности. Как бы ни был интересен урок, после 20–25 мин. от начала урока у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.
Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности.
Главные требования к ведению физкультминуток на уроках:
1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
2. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
3. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
4. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
5. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.
2. Упражнения для кистей рук.
3. Гимнастика для глаз.
4. Гимнастика для слуха.
5. Упражнения, корректирующие осанку.
6. Дыхательная гимнастика
Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.
«Мировой океан»
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
«Ветер»
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
Физкультминутки можно провести и сидя за партой. Для этого можно предложить задания, чтобы учащиеся могли повернуться, похлопать в ладоши, поднять руки вверх, потянуться.
Для развития мелкой моторики рук перед письменной работой необходимо проводить пальчиковую гимнастику.
Новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в способности проявлять исследовательский интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает. Хорошими учителями не рождаются — ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
Жизнь — это разноцветная радуга, где красный — это цвет любви; зелёный–цвет надежды, молодости, обновления; оранжевый — цвет солнца и тепла; синий –это цвет глубины и совершенства; белый — цвет чистоты помыслов. Вот то главное, с чем должен идти учитель к своим ученикам.
Литература:
- Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. – М.: Политиздат, 1989. — 335 с.
- Алёхина С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007.
- Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.