Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Провоторова, М. Н. Способы эффективного взаимодействия педагогов с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере / М. Н. Провоторова, Е. Я. Кузнецова, В. А. Русанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1223/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи:

  1. Выработать позитивное отношение к ребенку.
  2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.
  3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.
  4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

Упражнение «Мой самый трудный ребенок».

Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.

Упражнение «Чей портрет?»

На экране появляются признаки тревожности у детей дошкольного возраста. Педагогам предлагается определить категорию детей, которые нуждаются в помощи педагогов.

(Портрет тревожного ребенка).

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  1. 10.. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

(Портрет агрессивного ребенка).

  1. Нападает на других детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, то есть он ершист, драчлив, груб.
  2. Ребенок очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят.
  3. Часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других.
  4. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
  5. Имеет низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это умение чувствовать состояния другого человека, умение вставать на его позицию.
  6. Детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

(Портрет гиперактивного ребенка).

  1. Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым.
  2. Он весь как будто на шарнирах. Особенно непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают.
  3. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем».

А если и задает, то забывает выслушать ответ.

  1. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает.
  2. Тело его в царапинах и шишках, занозы невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не делая вывод из предыдущего опыта.
  3. Неусидчивость, рассеянность, невнимательность, негативизм — характерные черты его поведения.
  4. В общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-то схватить, совершенно не слушается родителей.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки.

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе»..., которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Как помочь гиперактивному ребенку.

С таким ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

− Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребенком, чтобы он был таким, как другие сверстники.

− Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, прием пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

− Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлеките ребенка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

− Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

− Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди в спальню и принеси оттуда тетрадь, потом найди карандаши в шкафу» — неправильно, ребенок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребенку в глаза.

− Не заставляйте ребенка долгое время спокойно сидеть. Если Вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребенок ушел в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

− Приобщайте ребенка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от вьющей ключом энергии. Ребенок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

− Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребенка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Игры для гиперактивных и агрессивных детей.

Прежде всего, это игры, непосредственно направленные на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить.

  1. Расскажи стихи руками.
  2. Игры на согласованность совместных движений «Пилка дров, Насос, Кузница».
  3. Попробуй показать, попробуй угадать (изображение предметов и/или действий с ними).
  4. Игры на развитие внимания и самоконтроля «Лабиринт, Что изменилось, Чем похожи, чем непохожи, Найди лишнее».
  5. «Бокс», «Подушечные бои».

Универсальным способом коррекции для всех категорий детей является использование элементов мандалотерапии.

Мандалотерапия — одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Цель данной работы:

− коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

− изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

− диагностика и коррекция конкретной проблемы;

− развитие творческих способностей;

− развитие мелкой моторики руки.

Упражнение «Слушание мандал».

Педагоги удобно садятся, закрывают глаза.

Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого педагогам предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

Рефлексия.

Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Что запомнилось больше всего? Какие предложенные игры и упражнения позаимствуете для своей практической работы с детьми? Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга. Спасибо!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, категория детей, мышечное напряжение, повышение самооценки, развитие, рука, тревожный ребенок, трудный ребенок, упражнение.

Похожие статьи

Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Похожие статьи

Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики

Направления работы педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Возможности психолого-педагогической помощи в развитии межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечив...

Задать вопрос