Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования
Автор: Зимина Ольга Павловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.08.2016
Статья просмотрена: 494 раза
Библиографическое описание:
Зимина, О. П. Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования / О. П. Зимина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1226/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.Проектная деятельность учащихся прописана в Стандарте образования.Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе, при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.
Метод проекта дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Дж. Дьюи говорил, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. По мнению педагога, ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие».
Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению [2, с. 6]. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает вид деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Имея некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе, для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:
− учёт интересов детей, в проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу, если личностной включенности нет, нет и проекта;
− учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; сотрудничество участников педагогического процесса [1, с. 19]. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, места проектной деятельности в образовательном процессе.
В УМК «Планета знаний», по которому мы работаем, характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.
Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классе могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело). Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.
Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметныеиметапредметные результаты.
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес и получить достойную награду. Проектная деятельность— это метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. А это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемости организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов (т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников). Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
При работе над проектом невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии, подразумевают использование развивающих методов и приемов обучения, таких как анализ, сравнение, обобщение, классификация, программирование, проблемные ситуации и др. на всех уроках в начальной школе.
Использование данных педагогических технологий позволило мне повысить уровень познавательных способностей, обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, достичь предметных и метапредметных результатов.
За период использования данных технологий в урочное и во внеурочное время наблюдается повышение интереса к обучению и высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности. Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Ежегодно количество ребят, принимающих участие в городском и окружном конкурсе проектов, в научно-практических конференциях, увеличивается, повышается уровень подготовки учащихся, что позволяет им становиться победителями и призерами.
Я считаю, что роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности ученика.
Проектная деятельность — движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры.
Литература:
- Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
- Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. — М.: Первое сентября, 2009. – 64 с.
- Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. — 2006, № 1 — с. 17–27.