Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Зимина, О. П. Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования / О. П. Зимина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1226/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.Проектная деятельность учащихся прописана в Стандарте образования.Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе, при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.

Метод проекта дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Дж. Дьюи говорил, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. По мнению педагога, ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие».

Метод проектов реализует деятельностный подход к обучению [2, с. 6]. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает вид деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Имея некоторый опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе, для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

− учёт интересов детей, в проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу, если личностной включенности нет, нет и проекта;

− учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; сотрудничество участников педагогического процесса [1, с. 19]. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

На основе этих принципов сложилась моя методическая система работы над проектами, места проектной деятельности в образовательном процессе.

В УМК «Планета знаний», по которому мы работаем, характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классе могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело). Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.

Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит, развивает предметныеиметапредметные результаты.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, услышать похвалу в свой адрес и получить достойную награду. Проектная деятельностьэто метод, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. А это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемости организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов (т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников). Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

При работе над проектом невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии, подразумевают использование развивающих методов и приемов обучения, таких как анализ, сравнение, обобщение, классификация, программирование, проблемные ситуации и др. на всех уроках в начальной школе.

Использование данных педагогических технологий позволило мне повысить уровень познавательных способностей, обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, достичь предметных и метапредметных результатов.

За период использования данных технологий в урочное и во внеурочное время наблюдается повышение интереса к обучению и высокий уровень мотивации к учебной и внеучебной деятельности. Наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.

Ежегодно количество ребят, принимающих участие в городском и окружном конкурсе проектов, в научно-практических конференциях, увеличивается, повышается уровень подготовки учащихся, что позволяет им становиться победителями и призерами.

Я считаю, что роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности ученика.

Проектная деятельность — движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры.

Литература:

  1. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.
  2. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. — М.: Первое сентября, 2009. – 64 с.
  3. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа. — 2006, № 1 — с. 17–27.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, проектная деятельность учащихся, вид деятельности, класс, обучение, работа, ребенок, учебный проект, ученик.

Похожие статьи

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Похожие статьи

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Диагностика учебных достижений студентов как показатель эффективности реализации образовательных программ

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка во внеурочное время

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Задать вопрос