Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте
Авторы: Шишкина Ксения Игоревна, Акульшина Ирина Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 03.10.2016
Статья просмотрена: 89 раз
Библиографическое описание:
Шишкина, К. И. Влияние личностных качеств на предрасположенность к аддиктивным отклонениям в младшем школьном возрасте / К. И. Шишкина, И. А. Акульшина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1311/ (дата обращения: 19.12.2024).
Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимопереплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их под частую сложно разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. Человеку свойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер поведения, определяются интеллектуальным «высвечиванием» существующих между предметами связей и отношений [1, с.22].
Многие наши поступки и особенности поведения со временем становятся привычками, то есть автоматическими действиями, автоматизмами. Автоматизируя наши действия, привычка делает движения более точными и свободными. Она уменьшает степень сознательного внимания, с которым совершаются действия [4, с. 123].
С. Л. Рубинштейн отмечал, что образование привычки означает появление не столько нового умения, сколько нового мотива или тенденции к автоматическим действиям. Другими словами, привычка — это действие, выполнение которого становится потребностью. Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, азартные игры, компьютерная зависимость и т. п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу, управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И тогда смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить её, чтобы не оказаться в плену аддиктивного поведения [5, с. 48].
Проблема заполнения свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности, однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. И именно внеурочная деятельность является огромным полем для профилактики аддиктивного поведения младших школьников. [2, с.205]
В нашем исследовании мы изучали проблему аддиктивного поведения и предложили программу внеурочной деятельности по профилактике аддиктивного поведения младших школьников.
В теоретической части исследования мы выявили, что процесс формирования аддиктивного поведения во многом обусловлен личностной составляющей. Поэтому наша экспериментальная работа была направлена на изучение личностных качеств ребенка.
Нами было проведено констатирующее тестирование по методике «Большая пятерка личностных качеств»
Выявив у ребенка личностные качества, способствующие аддиктивному поведению, на раннем этапе, мы во время сможем начать профилактику.
С помощью данной методики можно определить степень выраженности таких личностных качеств ребенка, как:
– коммуникабельность (экстраверсия — интроверсия);
– эмоциональная устойчивость;
– открытость — закрытость к новому;
– сознательность — несобранность;
– доброжелательность.
После обработки данных нами были получены следующие результаты.
Таблица 1
Уровень выраженности |
Личностные качества |
||||
Коммуникабельность (экстраверсия-интроверсия) |
Эмоциональная устойчивость |
Открытость-закрытость новому |
Сознательность- несобранность |
Доброжелательность-враждебность |
|
Низкий (0–3) |
7 человек |
9 человек |
2 человека |
4 человека |
1 человек |
Ниже среднего (4–6) |
3 человека |
2 человека |
3 человек |
7 человек |
4 человека |
Средний (7–9) |
12 человек |
7 человек |
5 человек |
10 человек |
13 человек |
Выше среднего (10–12) |
3 человека |
3 человек |
8 человек |
6 человек |
6 человек |
Высокий (13–16) |
5 человек |
9 человек |
12 человек |
3 человека |
6 человек |
Анализируя полученные данные, следует отметить, что учащиеся с низким и высоким уровнями выраженности личностных качеств, находятся в зоне риска.
Разберем по отдельности каждое личностное качество.
Личностное качество |
Количество учащихся, находящихся взоне риска. |
|
Числовое (Z) |
Процентное (%) |
|
Коммуникабельность (экстраверсия– интроверсия) |
12 человек |
40 % |
Анализируя полученные данные следует отметить, что 40 % учащихся находятся в зоне риска. Экстраверт — человек общительный, оптимистичный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий свою работу в компании, чем в одиночестве. Через чур высокая эмоциональность может привести к быстрому эмоциональному выгоранию или же человек может поддаться влиянию компании и таким образом приобрести аддикцию
Интроверт — сдержанный, трезво мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, он индивидуалист. Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения. Интроверт может замкнуться в себе или уйти от реальности с помощью агентов аддиктивного поведения (компьютерных игр, ПАВ, переедания или голодания, длительного прослушивания ритмичной музыки, алкоголя, наркотиков).
Личностное качество |
Количество учащихся, находящихся взоне риска. |
|
Числовое (Z) |
Процентное (%) |
|
Эмоциональная устойчивость |
18 человек |
60 % |
Эмоциональная устойчивость — повышенная эмоциональность реакций. Это показатель эмоциональной стабильности.
Данные показали, что детей в зоне риска 60 %, больше половины класса.
Устойчивые люди проявляют спокойствие и уверенность, не склонны к бурному излиянию чувств. У них повышенная стрессоустойчивость, они продуктивно работают в напряженных ситуациях. Те же, кому свойствен высокий нейротизм, бурно реагируют на любые жизненные события, эмоциональны, менее устойчивы к стрессу. Но в, то, же время это люди более чуткие, отзывчивые, динамичные. Высокий и низкий показатели эмоциональной устойчивости могут в дальнейшем спровоцировать аддиктивное поведение у человека.
Личностное качество |
Количество учащихся, находящихся взоне риска. |
|
Числовое (Z) |
Процентное (%) |
|
Открытость-закрытость новому |
24 человека |
80 % |
Проанализировав данные можно сказать, что 80 % учащихся имеют крайние показатели. Для младшего школьного возраста свойственна открытость новому, так как основным видом деятельности для них является учеба. Они легко воспринимают все-то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонны к творчеству. Но это может вызвать интерес и к негативным вещам (наркотикам, алкоголю, ПАВ). Закрытый новому человек относится ко всему новому и неожиданному, предпочитает стабильность, тяжело меняет свои принципы и убеждения. Ему тяжело ориентироваться в неожиданных ситуациях, он любит стабильность и стремится обеспечить ее в своей жизни.
Личностное качество |
Количество учащихся, находящихся взоне риска. |
|
Числовое (Z) |
Процентное (%) |
|
Сознательность- несобранность |
7 человек |
24 % |
У протестированных школьников 24 % находятся в зоне риска. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые и настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок. Противоположный полюс — беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям. Именно в таких ситуациях человек старается уйти от реальности посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах.
Личностное качество |
Количество учащихся, находящихся взоне риска. |
|
Числовое (Z) |
Процентное (%) |
|
Доброжелательность- враждебность |
7 человек |
24 % |
Проанализировав результаты, уровень доброжелательности и враждебности 24 %. В первом случае человек доброжелателен, доверчив, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают располагать к себе окружающих, хотя иногда окружающие начинают злоупотреблять его бескорыстием. Во втором случае человек насторожен, недоверчив, склонен воспринимать окружающих как конкурентов, не дает злоупотреблять своим доверием, нередко отталкивает от себя окружающих своими бесконечными подозрениями. Обе эти границы могут в будущем привести к аддиктивному поведению.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что у учащихся выявлены зоны риска личностных качеств, которые в дальнейшем могут спровоцировать аддиктивное поведение. И для профилактики развития в будущем аддикций у детей, нами была предложена программа внеурочной деятельность, направленная на развитие личностных качеств детей.
Литература:
- Аметов, В. И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В. А. / В. И. Ахметов. — М.: Просвещение, 2006.- 25 с.
- Бабанский, Ю. В. Оптимизация процесса обучения / Ю. В. Бабанский.- М.: Просвещение, 2007.- 289 с.
- Белкин, А. С. Внимание — ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / А. С. Белкин.- М.: Дрофа, 2007.- 55 с.
- Бодалёв, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалёв. — М.: Просвещение, 2007.- 167 с.
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.- 156 с.