Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 25.01.2015

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в школе / И. Н. Александров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 26-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/32/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одним из важных направлений школы в формировании обучающихся является воспитательная работа, позволяющая раскрыть дарование ребёнка, увидеть внутренний потенциал. Каждый вид работы, организованный ответственным за воспитательное направление в школе и учителем-предметником на своем уроке, нацелен на выявление одаренных детей, привитие у учащихся любви к своей стране, уважительному отношению к старшим и одноклассникам. Ряд мероприятий позволяет воспитать патриотизм (любовь к своей Родине), толерантность, гражданственность (выполнение обязанностей перед Родиной), приобщает к традициям страны, в которой взращивается гражданин, умеющий адекватно реагировать на сложившиеся исторические изменения, мгновенно принимает нужные решения в раскрытии возникшей проблемы. Одним из актуальных видов направления воспитания является патриотическое, гражданское. Так, через создание «Книги памяти», посвящённой ВСЕМ, кто принимал участие в Великой Отечественной войне, формируется образ русского воина, Родины-матери. У ребенка также формируется уважительное отношение к ветеранам, любовь к согражданам, с которыми человек воспитывается, растёт, живёт; проявляется любовь к малой родине, стране. Через такую форму как интервью-рассказ учащийся дополняет собственными примерами из личной жизни уже имеющиеся знания о Великой Отечественной войне. Интервьюируемыми становятся родственники учащихся. Интервью подкрепляется фотографиями из личного архива.

Фрагменты интервью из «Книги памяти»

В ночь с 24 на 25 мая 2003 года, на 88-м году жизни, не стало моего прадедушки старейшего клирика Астраханской епархии, почитаемого многими православными схиигумена Паисия (Рябых).

Путь к Богу для будущего священнослужителя и схимника начался в годы Великой Отечественной войны. В сентябре 1941 года, во время боев на Новгородчине, лейтенант Павел Рябых получил несколько тяжелых ранений. Тогда он дал обет, что, если выживет, обязательно будет служить Богу. С территории, занятой немцами, тяжелораненый, он чудом добрался к своим однополчанам и был отправлен на излечение в госпиталь. Остался без левого глаза, с осколком в руке.

После войны поселился в Астрахани. Пел на клиросе, работал в свечной мастерской. Готовился стать священником, но против рукоположения был всесильный в те времена КГБ: считалось, что советский офицер не может быть служителем культа. Павла несколько раз пытались завербовать в доносчики, но он держался твердо.

Диаконом Павел стал лишь в 1968 году. Спустя два года, в 1970-м, был рукоположен в иерея и направлен служить в село Никольское Енотаевского района. Как единственный на всю округу священник, отец Павел много ездил по селам с крестинами и отпеваниями. Жители правого берега Волги — от Черного Яра до самой Астрахани, на несколько сотен верст, глубоко чтили своего батюшку.

Без малого тридцать лет отец Павел прослужил на одном приходе, ни разу даже не уходя в отпуск. Протоиерей Павел Рябых имел много священнических наград: набедренник, палицу, наперсный крест с украшениями.

31 декабря 2002 года Паисий принял монашество, в постриге получив имя Симеона — в честь святого праведного Симеона Верхотурского. Состояние его здоровья с начала 2003 года серьезно ухудшилось. Один за другим последовали два инсульта, наступил частичный паралич. Однако Господь сохранил ему ясность ума и речь.

В январе 2003 года, в связи с усилением болезни, прадедушка выразил желание принять великую схиму. Пострижение с именем Паисий, в честь преподобного Паисия Галичского, совершил игумен Валерий Саркиса.

http://srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/03/07-03/81.jpg

Могилка блаженной памяти старца схиигумена Паисия находится в ограде величественного трехпрестольного храма в селе Никольском, вознесшего свои купола над широкой Волгой. За алтарной апсидой, неподалеку от надгробия другого известного подвижника, отца Николая Ситкина, теперь высится крест, простая надпись на нем гласит: «Здесь покоится схиигумен Паисий (Рябых). 1916–2003 годы.

Данная статья переработана. Ссылка на источник — http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/03/07–03/09.htm

Сергазиева Алина

Когда началась война, моей бабушке было 11 лет. Немцы останавливались во всех домах ненадолго, приблизительно на 2 дня. Неприятели спали на полу, на соломе. В деревне Киселево (Новомосковский и Троицкий округа города Москвы) они пробыли 2,5 месяца, варили еду в котелках. Еще приезжали финны. Они были вредные, все время мерзли. Приходилось долго топить печь, чтобы они согрелись. Зимой прадедушка заколол поросенка и спрятал его в бочку, а потом, когда ушли немцы из деревни, бабушку и ее маму спасли замороженные продукты.

Авдеева Светлана

Этот рассказ написал мой дедушка — Кольченков Евгений Михайлович.

Кольченков Евгений Михайлович, 1930 г. р., уроженец Смоленской области. В 1941 году началась война. Наша семья решила уйти вглубь страны, подальше от наступавших немцев, но попала в окружение. В окружении начался голод. Мы отдали корову солдатам, а они помогли нам выбраться из окружения на станцию Нелидово Калининской области. Мы поехали в Чкаловскую область, на станцию Мустаевская, село Голое (сейчас Оренбургская область, село Раздольное). Там я учился в школе и работал на колхозных полях погонщиком рабочих быков, моя мать — на поливных плантациях, брат и две сестренки ходили в ясли. Мы работали до конца войны.

Кольченков Роман

Для меня ярким примером мужественности и героизма является мой отец Эльгайтаров Мурзабек Абибуллаевич. Он внешне очень красивый: высокий, статный. В детстве он любил играть в подвижные игры (футбол), учился в сельской школе. После окончания школы был призван 17 ноября 1993 года в ряды вооруженных сил. Служить попал в войска связи водителем в Ростовскую область в город Аксат. Служба шла своим ходом, но в 1994 году 31 ноября часть подняли по тревоге и отправили в Чечню. За службу он был удостоен значка «За службу на Северном Кавказе», награжден медалью. Также мой отец является ветераном военных событий в Чечне.

Эльгайтаров Абдул

Мой прадедушка Мукминов Каюм Мукминович родился в 1913 году в деревне Куянково Параньгинского района Марийской АССР. До войны он работал председателем колхоза. В мае 1942 года его призвали в качестве политработника. После 5-месячных курсов он стал полевым командиром и был отправлен в региональную армию. Мой прадедушка участвовал в освобождении Крыма от фашистских оккупантов.

Орден Отечественной войны II степени

http://podvignaroda.mil.ru/img/awards/award9_2-sm.png

В 1944 году мой прадедушка вернулся в свой родной поселок и работал в тылу во благо народу. Он был награжден орденом Великой Отечественной войны. На сайте «Подвиг народа» увековечен подвиг моего прадедушки — http://podvignaroda.mil.ru/?#id=80440149&tab=navDetailManAward

Мой прадедушка Смоленцев Гордей Иванович родился в 1917 году в Марийском районе. Звание: сержант. В РККА с 01.09.1941 года. Место призыва: Мари-Турекский РВК, Марийская АССР, Мари-Турекский р-н. До войны он работал бригадиром тракторной бригады, был стахановцем. В начале войны он был призван Мари-Турекским РВК в звании сержанта. Служил танкистом. Воевал на Курской дуге. После ранения был разведчиком. Гордей Иванович воевал до конца войны, дошел до Берлина. Мой прадедушка имел много наград: два ордена славы третьей степени, медаль «Отличный разведчик», благодарственные письма от маршала Рокоссовского и очень много других наград. На сайте «Подвиг народа» увековечен подвиг моего прадедушки- http://podvignaroda.mil.ru/?#id=36121428&tab=navDetailManAward

Машрабова Аида

Война оставила глубокие следы в жизни нашей семьи. Мои четыре прадеда участвовали в Великой Отечественной войне. Их звали Семен, Борис, Петр и Николай. Мой прадед Семен ушел на фронт в 1941 году. На войне он попал в плен, но вернулся домой в 1946 году. Мой прадедушка Петр ушел на войну в 1941 году. А в 1943 году он пропал без вести. Мой прадед Борис вернулся с войны раненым, а дед Николай был ранен и погиб во время сражения.

Калинин Дима

Мой прадедушка — настоящий герой Великой Отечественной войны. Его зовут Пашенцев Вадим Васильевич 1925 г.р. Звание: гв. мл. сержант. В РККА с 1943 года. Место призыва: Грозненский РВК, Чечено-Ингушская АССР, Грозненский р-н Это дедушка моей мамы. Он родился и прожил всю жизнь в Грозном. Прошел всю войну и дошел до Берлина.

Мой прадедушка был награжден многими наградами. Есть такой сайт, который называется «Подвиг народа». На нем можно найти информацию об участниках Великой Отечественной войны и их подвигах. Есть там информация и о моем деде -. http://podvignaroda.mil.ru/?#id=43812674&tab=navDetailManAward. 19 мая 1945 года он был награжден Орденом Славы 3 степени за то, что ходил в разведку и доставлял ценные сведения о противнике.

Я очень горжусь своим прадедушкой. Я обязательно расскажу своим детям про героя Отечественной войны Пашенцева Вадима Васильевича.

http://podvignaroda.mil.ru/img/awards/award11_3-sm.png

Орден Славы III степени

http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/406/033-0690306-2101%2b012-2108/00001041_1.jpg&id=43812674&id1=be8a6438d3db8220f0846f01fca35e37

Подвиг

 

Война…Она постучалась в 1941 году почти в каждый дом жителя Советского Союза. Не обошла она и мою семью. Мой прадед по матери Косачёв Фёдор Степанович жил во Владимирской области, работал в колхозе агрономом. Был коммунистом. Имел большую семью: жену и пятеро детей. Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 35 лет. С первых дней он ушёл на фронт. Воевать ему пришлось, защищая Ленинград, где он и погиб. Долгое время ничего о нём не было известно. Уже закончилась война, а моя прабабушка не переставала ждать мужа с войны и верить, что он жив. И только через несколько лет после окончания этих кровопролитных событий она получила письмо, что мой прадед был на фронте радистом и похоронен в Ленинградской области в братской могиле.

Наши деды и прадеды умирали за Родину, своих матерей, любимых жен, детей. Они хотели, чтобы их потомки жили в мире.

Чернявский Михаил

Все мужчины нашей семьи служили в армии. Мои прадедушки Тимофей и Иван воевали в Берлине. В 1946 году прадедушка Тимофей умер от полученных ран. Прадедушка Иван работал электриком. Он помогал восстанавливать после войны Воронеж. Я очень горжусь своими прадедушками. Мы никогда их не забудем.

Щербатых Даниил

Великая Отечественная война началась в 1941 году. Моего прадеда Фёдора Евгеньевича Скрябина (родился в Костроме в 1887 году/1850) сразу на войну не призвали, так как он работал на заводе. Прадеда призвали лишь в 1943 году. Он попал в пехотные войска. Прошел войну до самого Берлина. Имел 2 медали: «В память 600-летия Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945». О войне вспоминать не любил. Говорил, что очень страшно, когда убивают мирных жителей. Обо всем этом мне рассказала моя бабушка Тамара Фёдоровна Скрябина.

Антипов Роман

Среди моих родственников были люди, которые прошли войну. Это были дедушки моей мамы и родной дядя моего папы.

Моего первого прадедушку звали Ефим. Он служил в пехоте и прошел всю войну. После возвращения домой он прожил всего два года и умер от туберкулеза. Второго моего прадедушку звали Константин, умер на войне и был похоронен в Могиле Неизвестного Солдата. Родного дядю моего папы звали Гурген. Он служил в артиллерии. У него и моего прадеда Ефима было много медалей за храбрость и смелость. Мои родственники внесли свой вклад в Победу России над немецко-фашистскими захватчиками.

Абаджян Анастасия

Воспитание настоящего гражданина невозможно без таких постулатов как способность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решение, участвовать в политической и правовой жизни общества. Важным в обучении детей является воспитание нравственного, ответственного, добропорядочного человека, уважающего интересы тех, кто живет рядом, сохраняющих традиции своей страны, своего народа. Мероприятие, посвященное толерантности, сплочению многонациональной России, позволяет приобщиться к культуре других народов. Важно помнить, что все народы, населяющие Россию — граждане страны, стремящиеся к гармоничным отношениям друг с другом, скрепляющие отношения посредством приобщения к культуре, искусству. Учащиеся должны помнить, что «русские — многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, который утверждает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, признает общепризнанные принципы равноправия и самоопределения всех народов, чтя память предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождает суверенную государственность России и утверждает незыблемость ее демократической основы, стремится обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознает себя частью мирового сообщества». Мероприятие «Россия и Украина — две страны — две сестры» нацелено на сближение всех народов, проживающих на территории РФ.

Сценарий «День толерантности»

1.      Гимн РФ

Учащаяся: Наше выступление мы посвящаем всем жителям России. В России живут христиане, мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, католики... Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах. Россия является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов.

2.      Презентация «Я, ты, он, она — вместе целая страна»

Учащаяся: Мы все такие разные, но мы вместе… «Братских народов союз вековой!» Мы живем в одной стране — России. Мы — люди разных национальностей, разных взглядов и убеждений!

Учащийся: 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. В английском языке толерантность — это готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещи.

Учащаяся: Во французском — уважение свободы другого человека, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.

Учащийся: В русском языке существуют два слова со сходным значением: толерантность и терпимость, что означает способность терпеть, мириться с чужим мнением.

Учащаяся: Да, наверное, мы разные!

Но все при этом равные!

Мы все имеем равные права,

Смеяться и грустить.

Учащийся: Мы все для счастья рождены,

И так тому и быть!

Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить

И просто улыбаться!

Учащаяся: Мы разные? Мы разные!

И нет преград для дружбы.

Мы дети все, мы просто дети,

Нам ссориться не нужно!

3.      Презентация «Дружба»

4.      Учащаяся: Стихотворение «Россия — огромное, доброе сердце»

Учащийся:Людей разных национальностей объединяет не только дружба, но и самое великое чувство — ЛЮБОВЬ! Любовь к музыке, театру, песням, танцам…

5.      Восточный танец

Учащаяся:Этот старинный быстрый кавказский народный танец издревле распространён среди некоторых кавказских народов, он стал визитной карточкой любого кавказца, выражением души горцев. «Лезгинка — танец длиною в жизнь…»

6.      Лезгинка

7.      Ногайский танец

Учащаяся: Нельзя не сказать о двух сестрах — России и Украине. В тяжелых и кровопролитных войнах Украина и Россия совместно победили своих смертельных врагов. С этого времени берёт начало великая дружба и братство двух народов. 337 лет русские и украинцы вместе, плечом к плечу, рука об руку боролись с врагами, жили и развивались.

Учащийся:Мы со всей ответственностью заявляем, что Русские люди уважают и любят братский Украинский народ. Мы надеемся и верим, что многострадальный и трудолюбивый народ Украины преодолеет временные невзгоды и трудности, что наши народы будут всегда вместе! Отношения между украинским и российским народами всегда будут добрососедскими.

8.      Учащийся: Стихотворение «Украина и Россия — славные друзья»

9.      Учащийся: Стихотворение «Серце моє — це моя Україна»

10.  Танец «Ручеек»

За каждым участником закреплена буква. При горизонтальном построении, в завершении танца «Ручеек», должна получиться фраза «Мы разные, но мы вместе». Следовательно, на сцене должно быть 9 пар, исполняющих танец.

Учащиеся произносят фразы: МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ! (на русском), We are so different but weall together we (на английском), Ми такі різні, але ми разом (на украинском), W irsindsounterschiedlich, aberwirsindzusammen(на немецком), Siamo diversi, ma siamo insieme (на итальянском), Մենք տարբեր են, բայց մենք միասին(на армянском), Мо гуногун доранд, аммо мо бо ҳам (на таджикском), Biz müxtəlif, lakin biz birlikdə (на азербайджанском), ჩვენ განსხვავებული, მაგრამ ჩვენ ერთად ვართ (на грузинском).

Все участники концерта держат шарики, соответствующие раскраске флагов представленных стран. (На каждом из них написана определенная буква. Например, белый, синий, красный (RUS), синий, желтый (UK) и т.д.)

11.  Песня «Ти казала: «В понеділок»

12.  Финальная песня «Звезда России»

В сборнике материалов городской межвузовской научно-практической городской конференции «Гражданственность и патриотизм: теория и практика», состоявшейся на факультете военного обучения Томского государственного университета в 2007 году, находим основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма:

-          необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

-          следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, невоинствующую непримиримость;

-          надо чаще обращаться к образцу, примеру — этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

-          гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность;

-          нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Основные термины (генерируются автоматически): мой прадедушка, Великая Отечественная война, Россия, война, мой прадед, народ, Украина, Берлин, прадедушка, ребенок.
Задать вопрос