Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Базарова, Н. А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада / Н. А. Базарова, А. В. Никитенко, О. В. Дурнева, Е. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1368/ (дата обращения: 20.12.2024).



С момента ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (2012 год) сделано немало относительно разработки нормативно-правовых основ инклюзивного образования и создания доступной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего) учитывают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Государственная программа «Доступная среда» пролонгирована до 2020 года.

Однако, чтобы инклюзивное образование стало реальностью, нормой социальной жизни, необходимо преодолеть «отношенческие барьеры», базирующихся на стереотипах, предрассудках о людях с ОВЗ и инвалидах. Это сделать «одним разом» невозможно, поскольку они связаны с ценностно-смысловой сферой личности, наиболее сложной для изменений. [1, с.5]

Одной из задач воспитания является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяются: право человека на свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что сейчас определяется термином «толерантность». Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы со здоровьем, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания. Ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в детстве, дошкольном возрасте, необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства. Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. С одной стороны, им присущи активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Более того, в дошкольном возрасте начинают отчётливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность, конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно к детям с ОВЗ. [2, с.46]

В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения по месту жительства. Право ребёнка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путём организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребёнка-инвалида в образовательное пространство по месту жительства:

‒ отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями;

‒ отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

‒ неготовность широкой общественности признать право ребёнка с особыми образовательными потребностями на получение образования в среде своих сверстников без инвалидности;

‒ нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

‒ неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

‒ трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;

‒ проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ. [3, с.15]

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

‒ педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;

‒ родители (законные представители);

‒ воспитанники, обучающиеся. [6, с.45]

Педагогами была разработана парциальная образовательная программа «Я и мир вокруг меня» (для детей 5–7 лет), рассчитанная на 2 года.

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном образовательном пространстве детского сада, обучающихся с нормальным развитием и их родителей, родителей детей с ОВЗ.

Задачи Программы для формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям с ОВЗ:

  1. Формировать представления о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  2. Обучать детей занимать различные позиции во взаимодействии (научиться, как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных).
  3. Обучать выдержке и терпению.
  4. Способствовать развитию у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
  5. Осваивать элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

Задачи по работе с педагогами:

  1. Своевременно выявлять детей с особыми образовательными потребностями;
  2. Оказывать специализированную помощь в освоении содержания образования;
  3. Осуществлять информационно-разъяснительную деятельность по вопросам воспитания толерантного отношения специалистов и педагогов к детям с ОВЗ в условиях детского сада;
  4. Осуществлять практическое обучение методам и приёмам работы с детьми и родителями по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Задачи по работе с родителями:

  1. Организовать взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) воспитанию основ толерантности у дошкольников.
  2. Осуществлять информационную и консультативную помощь родителям.

Предложенная программа предполагает взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В работе мы используем следующие формы:

С дошкольниками:

беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка может быть своя точка зрения, но это нисколько не мешает дружить, хорошо относиться друг к другу;

психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;

арт-терапия, основная задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка;

сказкотерапия. Дошкольники очень любят слушать сказки. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей;

игротерапия, где занятия могут быть организованы незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Широко используются игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы, ролевые игры, проигрывание ситуаций, обсуждение, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было общаться вместе;

использование художественного слова — стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов;

использование наглядных пособий — сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем.

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы сродителями:

‒ открытые занятия;

‒ совместные праздники и развлечения;

‒ родительские собрания;

‒ встречи с интересными людьми;

‒ вечера отдыха;

‒ экскурсии;

‒ путешествия, выход на природу;

‒ совместные творческие дела;

‒ дискуссии;

‒ игровые и конкурсные программы;

‒ акции милосердия;

‒ презентации об успешных людях с ОВЗ.

Литература:

  1. Безюлева Г. В. Толерантность [Текст]: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева. — М.: Вербум-М, 2003. — 168 с.
  2. Бурдина Г. Ю., Галочкина М. В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно- практической конференции: Научные проблемы образования третьего тысячелетия — 25 октября 20013 года, г. Самара. / Ред.: Кочетова 10.Н.Г., Лысогорова Л. В., Чичканова Т. А. (отв. ред.). — Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 43–51.
  3. Горбунова О. Г. Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада) // Дошколёнок.ру: Сайт для воспитателей детских садов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: html/.http://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Замедлина Е. А. Этикаи психологияделовогообщения: учебноепособие / Е. А. Замедлина. — М: РИОР, 2006. — 109с.
  5. Макарова, Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80 с.
  6. Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 44–48.
  7. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед.учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд..- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008. — кн.2: психология образования — С. 135.
  8. Овсяник О. А. Социально-психологическиеаспектыпрофессионализмасоциальногоработника [Электронный ресурс]: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 — М.: РГБ, 2002.
  9. Планета сказок: Сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями для детей, читать онлайн. Сказки на ночь.//Планета сказок: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.planetaskazok.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, место жительства, образовательный процесс, родитель, детский сад, доступная среда, инклюзивное образование, образовательное учреждение, терпимое отношение.
Задать вопрос