Воспитание гражданина
Автор: Гилязова Наиля Рашитовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 22.10.2016
Статья просмотрена: 1353 раза
Библиографическое описание:
Гилязова, Н. Р. Воспитание гражданина / Н. Р. Гилязова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1392/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитание гражданина
Воспитание гражданина — объективная необходимость и острая проблема, вызванная недооценкой гражданственности в постсоветский период. Современной России нужны граждане-патриоты, достойные ее великой истории. Президент России Владимир Путин уверен, что не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, составляющей суть национальной идеи, назвал его «нравственным ориентиром» для подростков. Музей— источник познания, средство живого общения с прошлым. Он хранит прошлое, живет настоящим и смотрит в будущее. Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира
Ребёнок становится гражданином благодаря своим школьным учителям. А вот понятие национально- патриотическое стало сводиться к почитанию ветеранов, возложению цветов к памятникам. Но ведь знание своих корней, традиций, обычаев — тоже патриотизм. В нашей школе оформлен настоящий этнографический музей. Школьный этнографический музей является составной частью учебно-воспитательного процесса. В нём собраны экспонаты двух культур, которые в нашей республике существуют параллельно: татарская и русская. И ученики могут прикоснуться к своим истокам, корням, узнать больше о своих друзьях и соседях. Это тоже национально- патриотическое воспитание.
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы, является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
В период школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в это время, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.
Вся система работы школьного музея направлена на воспитание в ребятах чувства любви и уважения к родному краю — основы, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Основным направлением деятельности музея является поисковая работа учащихся. Она связана с историей их родной школы. Поэтому Советом была разработана долговременная программа развития и деятельности музея, в соответствие с ближайшими задачами которой формируются ежегодные поисковые задания для каждого классного коллектива. Ответственные за его выполнение — члены актива, которые собираются ежемесячно, делятся своими находками, говорят о возникших трудностях, помогают друг другу их разрешить.
Музей — это тот механизм, который способствует выработке четкой гражданской позиции учащихся. Поэтому музейная деятельность связана и с учебной и органично вписывается и в образовательное пространство нашей школы. Выделяется ряд направлений учебно-методической работы на базе музея: интегрированные уроки; исследовательская деятельность учащихся в течение учебного года; школьная научно-практическая конференция; поисковая деятельность учащихся в течение учебного года; проектная деятельность учащихся в течение учебного года; создание методической копилки; обмен опытом с другими школьными музеями города.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. И использование музейных материалов дает преподавателю дополнительные возможности для активации учебной деятельности школьников. Учителями нашей школы был проведен анализ содержания учебных предметов с целью использования их потенциала для патриотического воспитания учащихся на региональном уровне. В настоящее время использование местного материала ведется на уроках истории, литературного краеведения, музыки, МХК. Педагоги разработали интегрированные уроки на базе музея, а творческие работы, созданные ребятами под руководством учителей становятся достойными экспонатами. Все это способствует осознанию учащимися себя как части огромного мира, воспитывает уважение к истории родного края, своей малой родины, к памяти предков, а значит, помогает стать добрым хозяином и защитником государства. Наш музей молод, но нам уже есть, чем гордиться. Участвуют учащиеся в городских и республиканских мероприятиях «Казань -наш общий дом», Фестивалях татарской молодежи.
Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества и т. п. Большую помощь в поиске информации оказывают родители. В классах стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов, например, «Один день из жизни моей семьи», «Из истории родного края», «Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы», «Детство, опаленное войной». Также, обучающиеся совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», праздниках дворов. Одним из итоговых мероприятий по патриотическому воспитанию в начальной школе планируется организация литературно-музыкальной композиции «Память» в конце года для школьников и их родственников, жизнь которых связана с Великой Отечественной войной. Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. С учениками необходимо посещать музеи и центры национальной культуры республики, так как это позволяет школьникам изучить многие особенности коренных народов, их традиции и обычаи. В процессе экскурсий школьники получают новую информацию, наблюдая за деятельностью экскурсоводов, обрабатывают, а так же успешно ее представляют.
Дети посещают кружки, кроме этого проводят свое свободное от учебы время, занимаясь на разных воспитательных мероприятиях по своим интересам, ходят со своими педагогами и наставниками на выставки прикладного, научно-технического, художественно-эстетического творчества, праздники, походы, экскурсии, организуют встречи с известными людьми, писателями, артистами, художниками, народными мастерами и другими специалистами самых разных направленностей, проводят игры, соревнования, викторины, участвуют на художественных концертах, фестивалях, сами организуют или участвуют в других делах, запланированных в каждом творческом объединении по направлениям образовательных программ.
Любовь к своему Отечеству, к родному краю, желание видеть родной город социально обустроенным — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания обучающихся о Родине, её истории, культуре, достижениях, тем более действенно скажутся они в формировании патриотизма школьников. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, развивается достоинство личности.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у молодёжи патриотизм, чувства любви к нашей великой Отчизне, к Родине. В решении проблем патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодёжь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать её культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодёжи в нужное русло должно как государство, так семья и школа, основная задача которых заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодёжи.
В душе каждого человека живёт любовь к родному городу, краю, области, к местности, где он родился и вырос, к своей Родине, где жили его предки и где живёт он сам. И чтобы эта любовь никогда не угасла, чтобы каждый смог пронести её через всю жизнь, чувство это надо поддерживать и воспитывать.
Я как преподаватель считаю, что каждый человек, живущий в России, должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, её историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства.
Воспитать патриотов, деловых и здоровых людей — значит можно быть уверенным и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи. Для каждого из нас патриотическое воспитание играет важную роль. Это воспитание чувства гордости за свою Родину. Родина — земля, на которой мы родились и живем. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания — формирование и развитие патриотических чувств. Так как чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В школе с углубленным изучением отдельных предметов можно и нужно было организовать систематическое постижение основ этнографии, культуры, истории родного края. Все, что изучается в школе — это культурный опыт прошлого. И именно музейная педагогика является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем: возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей, формирование высоких морально-этических принципов учащихся.
Музей в современной школе должен представлять собой интегрированную информационно- педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности учащихся, сочетающие традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений с учениками.
Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея — поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская — могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий программного обеспечения, терминологией, средствами виртуальной коммуникации. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу учащихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.
Музей способствует приобщению детей к национальной культуре, формированию нравственно-эстетических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере традиций народа с учетом требований современности, воспитанию культуры общения, толерантности.
Основан музей в 1996 г. Музей получил статус «Школьный этнографический музей». Школьный музей работает по направлениям: краеведение, этнография, культура.
Главным источником информации для посетителей музея служит экспозиция, которая создается каждый раз напряженным, творческим трудом.Представлены следующие экспозиции: национальная одежда; головные уборы; предметы быта; культовые принадлежности; украшения; национальные орнаменты.
На первом этапе работы осуществлялось накопление материала, связанное с этнографией, культурой, поиски, находки. Часто организовывали встречи с интересными людьми: музейными работниками Государственного музея, музея Г. Тукая, музея С. Сайдашева, сотрудниками Национальной библиотеки. Методическую помощь оказали Центр внешкольной работы Приволжского района, городской Дворец внешкольной работы. Следующим этапом были поездки в музей Г. Тукая в Кырлай (ежегодно), в музей Г. Исхаки в село Яуширма Чистопольского района; в музей Сибгата Хакима в Атнинский район; в Булгарский заповедник, в Елабугу, в Раифский монастырь, Биляры, с. Державино, село Камаево «Иске Казан». Этнографический музей школы № 95 ежегодно участвует на Праздниках Двора, где жителям микрорайона предлагаются передвижные выставки. Одновременно фонд музея наполнялся новыми экспонатами и от жителей микрорайона.
Деятельность музея многообразна. Это — работа экскурсоводов, организация экскурсионной работы на двух государственных языках, в перспективе, и на английском языке.Функции образования и воспитания, свойственные музейному труду, осуществляются, прежде всего, с помощью экспозиции музея. Однако сила ее воспитательного воздействия на посетителей во многом зависит от педагогического мастерства экскурсоводов. Основу составляют широкая эрудиция, знание особенностей восприятия наглядных образов, психологии индивидуального и коллективного общения людей, владение искусством устной речи, умение быстро находить контакт с аудиторией посетителей музея, заражать их своей убежденностью в нравственной силе знания и искусства.
Моральным фактором, стимулирующим заинтересованность экскурсоводов в своем труде, является участие в научно-исследовательской работе музея, а также возможность научных, научно-популярных и другого рода публикации в печати. В настоящее время музей в школе является межпредметным кабинетом для хранения учебно-наглядных пособий по истории и этнографии родного края и стал эффективным средством не только воспитания, но и обучения учащихся.
Собраны в музее не только разработки сценарий татарских народных праздников: «Сабантуй», «Сөмбеля», «Карга боткасы», традиционных посиделок татарской молодежи «Аулак өй», «Каз өмәсе», русских народных праздников «Рождество», «Масленица», восточного праздника «Науруз», но и активное участие в них принимают учащиеся школы.
Если в школах удастся создать учебно-воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально ориентированный, с чётко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, способный жить в многообразном мире в гармонии с ним и со всеми людьми, значит, мы на правильном пути. Ведь перед современным педагогом стоит задача воспитать патриота, то есть человека, который любит свою Родину. Любовь к своей стране начинается с малого — с любви к своей семье, школе. Быть патриотом — значит ценить и уважать историю своего края, города, школы, трепетно относиться к ее страницам. Именно этому способствует музейная деятельность, а значит, она способствует и патриотическому воспитанию молодого поколения, учит его уважать истинные жизненные ценности, помогает стать достойным гражданином.
Литература:
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Голышева Л. Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н. С. Борисова. М., 1982
- Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
- Смирнов В. Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
- Туманов В. Е., Школьный музей, М., 2006