Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики
Автор: Вагапова Альфиза Гарафиевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 14.11.2016
Статья просмотрена: 457 раз
Библиографическое описание:
Вагапова, А. Г. Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики / А. Г. Вагапова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1620/ (дата обращения: 16.11.2024).
На современном этапе развития общества изменяется роль образования, в связи с постепенным переходом России на уровень демократического и правого государства. Согласно Концепции модернизации Российского образования, одним из основных социальных требований в системе российского образования является то, что образовательная организация должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и формирование новых установок личности. Отсюда следует, одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Его основная цель — воспитание личности, патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы.
По мнению Н. Ю. Сенягиной, полем деятельности для патриотического воспитания должны быть любые учреждения и организации, имеющие дело с детьми. Это в полной мере относится и к деятельности музеев. В подтверждении сказанного Л. М. Кетова считает, что музей сегодня становится не только культурным, но и образовательным пространством.
Одним из важнейших направлений работы музеев является музейная педагогика.
Существуют несколько толкований о понятии музейной педагогики. Из определения педагогического словаря, музейная педагогика — это область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с другими образовательными учреждениями. Это особый раздел педагогической науки и область научно-практической деятельности музея, в содержание которой входит передача культурного опыта в условиях музейной среды. Отечественное определение музейной педагогики родилось в 1989 году в НИИ культурологи, когда М. Ю. Юхневич предложила определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев и педагогического воздействия на различные категории населения, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации. Схожее определение музейной педагогики дано Б. А. Столяровым как междисциплинарной области научного знания, которое формируется на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую, практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды.
Как свидетельствуют научные исследования А. Г. Бойко, Н. Р. Вдовина, О. И. Карпухин, И. М. Коссова, М. В. Мацкевич, Б. А. Столярова и др., музеи играют важную и значительную роль в формировании личности, что находит своё выражение в следующем:
− музеи, являясь центром хранения культурно-исторического наследия, способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, эмоционального тяготения к своей социальной и этнокультурной среде, обычаям, традициям и т. п.;
− музеи содействуют профилактике и преодолению духовного кризиса общества, сохраняя и транслируя в форме музейных предметов духовное наследие общества;
− музеи выводят индивида за границы социума в мир цивилизации, общечеловеческих ценностей, в мир культуры, что способствует художественно-эстетическому развитию населения;
− образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определенные знания, но и является местом, где создаются условия для самообучения и саморазвития личности, способствуя формированию убеждений и личного опыта в отношении истории и культуры.
О необходимости использования музейной педагогики писали ещё К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.
Имея своей целью сохранение и трансляцию материальных свидетельств опыта творческой деятельности, музей, создает уникальное художественно-временное пространство и «погружает» зрителя в культуру (искусство) прошлого, связывая её с ценностями текущего времени, вовлекая широкие слои зрителей в диалог с ними. Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, помогает стать творческой личностью и включает маленького посетителя в сферу культуры.
В настоящее время основной целью музейной педагогики принято считать — создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Современная музейная педагогика использует различные формы и методы технологии. Так, М. Ю. Юхневич относит к числу базовых форм культурно-образовательной деятельности музея: экскурсия; лекция; консультация; научные чтения (конференции, сессии, заседании); клуб (кружок, студия); конкурс (олимпиада, викторина); встреча с интересным человеком; концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс); праздник; историческая игра.
Современная музейная педагогика направлена на решение задач воспитания и активизации творческих способностей личности. Проблема воспитательного потенциала музеев рассматривается в исследованиях по философии, педагогике, психологии и культурологии. В качестве научной дисциплины музейная педагогика признана учеными всего мира (И. Аве, А. Г. Бойко, Е. В. Бондаревская, М. Б. Гнедовский, А. Кунтс, К. Поцвалл, Н. Ф. Рева, М. Ю. Юхневич, К. Фризен, В. Хильгерс, Р. Якушек и др.). В поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Роль музейной педагогики в процессе патриотического воспитания школьников описывалась такими учеными как М. Ю. Билалов, Е. Н. Корчагин, М. В. Соколова и другие.
На сегодняшний день можно говорить, что музейная педагогика заняла в учебно-воспитательном процессе школы очень важное и нужное место. В практической работе музеев отмечена тенденция создания культурных долговременных программ, ориентированных на разные группы музейной аудитории, но прежде всего предназначенных подрастающему поколению в формировании нравственных духовных основ личности. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие этих качеств личности.
Анализ музейно-педагогической литературы позволил утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно- патриотического воспитания учащихся. На сегодня одной из самых востребованной инновационной технологией является музейно-педагогическая программа по формированию патриотического сознания подрастающего поколения. Для дальнейшего развития музейно-педагогической деятельности продуктивной формы патриотической воспитания в 2015 году прошёл Всероссийский семинар, где обсуждались стратегические ориентиры этого важнейшего направления. Также был затронут вопрос о новых подходах формированию патриотического сознания обучающихся с использованием значительного потенциала музеев. На данном совещании был представлен инновационный проект «Музей для детей руками детей» (А. Ю. Попова Тамбовская область). Проект направлен на усиление патриотического влияния на молодежь через использование современных информационных технологий (мультимедиа, меди-арт, виртуальные музеи и др.). В Алтайском крае на базе филиала КГ БУ АКИПРО разработана модульная программа «Музейная среда и педагогика, как условие реализации ФГОС начального и основного общего образования», основная цель программы — развитие компетентности учителя по проектированию образовательного процесса в музейной среде. Также были представлены материалы о роли музейной педагогики в патриотическом воспитании обучающихся из опыта работы школьных музеев субъектов Российской Федерации.
Знаковым и значимым для развития детского направления в конце XX века является обращение музея к детям с особыми потребностями. Незрячие и слабовидящие, глухие, слабослышащие, дети, страдающие опорно-двигательными функциями, с задержкой психического развития, умственно отсталые, аутисты, испытывающие сложности в общении. Их характеризует некоторая скованность, незнание окружающей жизни и непонимание себя, неразвитость воображения. Они не осознают свою духовную индивидуальность, присутствие страха не позволяет им адекватно воспринимать окружающий мир и реагировать на происходящее, нуждаются в социальной адаптации. Средством этой адаптации становится музей, стремящийся не только дать равные возможности доступа к музейным ценностям, но и подготовить детей с ОВЗ к интеграции в современную жизнь.
Именно музей, концентрируя в себе многообразие духовного опыта достижений человечества и представляя собой уникальное культурное пространство, способствует расширению представлений о мире. Музейная среда предоставляет возможность испытать эмоциональный подъем, нравственные переживания, «соприкоснуться» с другими эпохами. В России лидером в работе с особыми детьми, принято считать Русский музей, в котором направление арттерапии, получило интенсивное развитие. В музее с 1996 года реализуется программа «Шаг на встречу» (авторы: Н. Ю. Жвитиашвилли, О. В. Платонова) для детей с проблемами. На основе этой программы работает арттерапевтическая студия для слабовидящих детей, аутичных и с последствиями церебрального паралича. Столь же активно работают с особой категорией и сотрудники Государственного Эрмитажа. Опыт их работ получил освещение в материалах научно-практической конференции «Музей и особые дети» и в книге «Наш Эрмитаж. Программа занятий с особыми детьми». В практике работы Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина впервые была предпринята попытка создания экспозиции, посетители которой лишены возможности видеть. На выставке «Руками трогать — обязательно!», или «Дом, который построишь ты» (автор и руководитель проекта И. Тимашева) дети, прикасаясь к экспонатам, могут ознакомиться с натуральными материалами, из которых представители различных народностей строили свои жилища.
В работе современных музеев следует отметить их усилия по созданию музейно-педагогических программ по патриотическому воспитанию учащихся, а также специальных программ, рассчитанных на особые категории детей с ОВЗ.
Таким образом, реформы в системе образования существенно изменяют структуру образовательных учреждений, однако специальная педагогика крепко стоит на главных принципах Отечественной педагогической и психологической науки, а именно законах психофизического развития ребёнка. Поэтому и музейная педагогика должна осуществляться с учетом познавательных особенностей детей.
Это требует нового подхода в системе образования, что предполагает создания особой образовательной среды и комплексного подхода психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, где максимально учитываются психические и физические особенности каждого ребёнка. У ребёнка с различными нарушениями познавательной деятельности возникают трудности непосредственного освоения окружающего мира с его многообразными проявлениями и в том числе с объектами культуры, наблюдается несформированность духовно-нравственной культуры. Однако именно культурная среда позволяет расширить возможности социальной адаптации ребёнка с интеллектуальными нарушениями. Поскольку она не только обогащает и расширяет знания учащихся об окружающем мире и мировой культуре, но и положительно влияет на эмоциональное и личностное развитие. Для ребёнка с ОВЗ такая форма общения с миром искусств дает возможность узнать об интересных исторических событиях и фактах происходящих в разные периоды времени, познакомится с известными героями и знаменитыми людьми других эпох.