Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 23.11.2016

Статья просмотрена: 1840 раз

Библиографическое описание:

Огородник, С. И. Психологические особенности конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря / С. И. Огородник, Д. В. Шмулёва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1640/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена обсуждению особенностей возникновения конфликтов в отряде в условиях загородного лагеря на разных стадиях становления коллектива. В ней отдельно рассматриваются характеристики лидеров детского коллектива. Делается акцент на использовании социально-психологического тренинга при сплочении детского временного коллектива и разрешении конфликтов детей.Показывается значимость подготовки кадров в инструктивно-методических лагерях, «Школе вожатого».

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, социально-психологический тренинг, конфликт, должностные обязанности, дети, коллектив

Изучение психологических особенностей конфликтов детей и подростков, является актуальной научно-практической задачей. В настоящее время большое количество современных публикаций, а также интернет-изданий посвящены изучению сущности и основным характеристикам детских и подростковых групп, а также зарождению и разрешению конфликтов в их среде. Однако мало внимания уделяется конфликтам, возникшим во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря.

По мнению А. С. Макаренко, «коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [2, с.86].

Поэтому коллективом можно считать группу людей, объединенную определенными целями и достигшую высокого уровня своего развития.

Воспитательным коллективом считается смешанный коллектив, включающий в себя детский и педагогический (взрослый), организованный для реализации задач образования и воспитания.

Временным детским коллективом является отряд в лагере, который характеризуется определенным ограниченным сроком существования, смешанным возрастным составом и коллективным характером жизнедеятельности. Такой детский коллектив обладает характерными особенностями. Во-первых, автономностью, так как происходит ослабление влияния на личность ребенка семьи и школы, у ребенка появляется возможность смены ролей. Во-вторых, новизной, так как появляется необходимость подчинения новым требованиям и нормам. Во временном коллективе создается особая педагогически управляемая среда, способствующая интенсивности общения детей, в творческих, интеллектуальных, бытовых, эмоциональных сферах, что позволяет закрепить в течение короткого времени положительный опыт детей и подростков.

Находясь в коллективе, дети поддаются постоянному влиянию группы других детей (отряда) и окружающих взрослых людей. Влияние со стороны взрослых является процессом целенаправленного воздействия на детей для того, чтобы достичь желаемого результата. Вожатые и воспитатели стремятся в кротчайшие сроки сплотить воспитанников, наладить продуктивное взаимодействие среди них, выработать умение позитивно общаться и сотрудничать.

Вожатый в своей работе должен руководствоваться следующими принципами: принципом приоритета потребностей и интересов ребёнка; принципом открытости и доброжелательности по отношению ко всем участникам смены; принципом индивидуальной неповторимости и ценности; принципом уважения и соблюдения прав всех участников педагогического процесса; принципом достоверности, правдивости и своевременной передачи информации; принципом компетентности и соответствия; принципом взаимопомощи и взаимовыручки; принципом значимости и значительности вожатого; принципом разумности и обоснованности требований [3, с.1].

Однако, условия, создаваемые воспитывающей средой загородного лагеря, создают определенный эмоциональный фон, который способствует формированию, как положительных эмоций, так и отрицательных, и приводят в итоге к определенным изменениям в физическом и психическом состоянии ребенка.

Детский коллектив в условиях летнего оздоровительного лагеря в своем развитии проходит несколько стадий своего развития.

Первая стадия относится к организационному периоду. Эта стадия начинается в первый день заезда детей, когда дети знакомятся друг с другом, с лагерем, с вожатыми. Важным моментом здесь является первый сбор отряда, когда детям оговариваются правила поведения, режимные моменты, планы на этот и следующий день. Очень важно при этом для вожатых не напугать детей и не использовать при этом авторитарный стиль общения. Для лучшего знакомства с детьми необходимо провести уже в первый день социально-психологический тренинг с воспитанниками, где вожатые могут получить информацию о потенциальных возможностях детей, их склонностях, интересах, пристрастиях, характерах. Во многих загородных оздоровительных лагерях данное мероприятие называется «Огонек знакомств». На «Огоньке» так же обсуждается название отряда, принимаются символы и атрибуты, формируются временные органы самоуправления.

На этом этапе важно настроить детей на дружелюбный, оптимистический лад, создать обстановку комфорта, тепла и душевности.

Однако в первые три дня дети проходят этап адаптации, и некоторые дети проходят болезненно этот этап: высказывают желание уехать домой, скучают по школьным друзьям и родственника, вспоминают домашний быт. На этих детей вожатому необходимо обратить особое внимание. При разговоре с таким ребенком указывать на то, как он мог бы себя реализовать в отряде и какую помощь смог бы оказать другим детям.

Не маловажным фактором в развитии коллектива является правильный выбор лидера. Формальный лидер в идеале должен быть и не формальным (эмоциональным) лидером. От того какой стиль руководства избирает лидер детского временного коллектива, будет зависеть настрой группы. Поэтому важно выбрать того лидера, который сможет позитивно управлять коллективом детей. Но на первом этапе взрослым необходимо поддержать «главу» детского коллектива, направить ее активность в нужное русло.

Вторую стадию развития коллектива Т. В. Антипова характеризует так: «между членами коллектива устанавливается ответственная зависимость друг перед другом, общение педагога с детьми и детей между собой приобретает устойчивый характер, возникают черты творческого сотрудничества; усложняются цели и задачи коллектива, а также внутри — и внеколлективная деятельность, направленная на их решение; развиваются различные формы самоорганизации и самоуправления; формируется общественное мнение с устойчивыми требованиями, предъявляемыми к поступкам членов отряда; разветвляется организационная структура — большее развитие получают микрогруппы, образующиеся для выполнения различных поручений, деятельность микрогрупп цементируется педагогом и активом» [1, с.86].

На этой стадии возможны столкновения микрогрупп внутри отряда, обиды и непонимания на «новых друзей», выяснения отношений в «сердечных делах» с противоположным полом, соперничество в лидерских позициях… В этих ситуациях большое значение уделяется позиции вожатого, так как все равно информация о ссорах и конфликтах доходит до него. Здесь главное выслушать отдельно каждую враждующую сторону и показать положительные стороны соперников. В связи с тем, что дети не могут в данной ситуации получить моральную, а иногда и физическую поддержку от родителей в конфликтных ситуациях, то воспитанники понимают, что конфликты надо решать самим. Поэтому в загородном лагере, намного быстрее происходит примирение враждующих или обиженных сторон.

Однако некоторые дети успевают сразу же после ссоры позвонить родителям и пожаловаться на то, что их «никто не понимает». Родители при этом начинают волноваться, а некоторые даже незамедлительно приезжают в лагерь. К этому времени конфликт может быть уже исчерпан, и забыт.

На третьей, заключительной стадии, на основе накопленного опыта, коллектив поднимается на более высокую ступень своего развития. К этой стадии относятся следующие черты: происходит дальнейшее развитие всех видов коллективной деятельности: досуговой, творческой, познавательной, социально-практической; сотрудничество в коллективе становится нормой взаимоотношений; складываются социально-ценные традиции; коллектив работает «как единый организм», появляется взаимопомощь, поддержка, члены коллектива принимают друг друга со всеми особенностями, к которым успели уже привыкнуть.

На этом этапе могут быть следующие конфликты: член группы не выполнил свои обязанности и подвел этим отряд; дети могут соперничать в выполнении поручений, не слушать или игнорировать лидера. Роль вожатого здесь будет в сглаживании конфликтов и настрое отряда не допускать более подобных ошибок.

Но при разрешении конфликтов во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря немаловажен настрой и самого вожатого.Для организации работы педагогического и вожатского отряда в лагере с детьми рекомендуется в период подготовки лагерной мены провести обучение кадров. Это может быть инструктивно-методический лагерь, «Школа вожатого», «Курсы вожатых». Программа данной обучающей деятельности должна включать ознакомления вожатых с положениями законодательных и нормативных актов, других документов, регламентирующих работу по организации отдыха и оздоровления детей, определяющих правовой и социальный статус вожатого, воспитателя, его должностные обязанности и права, а также права детей. Второй этап работы знакомит будущих вожатых с особенностями психолого-педагогической работы с детьми, в том числе спецификой развития личности ребёнка, детскими возрастными особенностями, закономерностями становления детского коллектива, проблемами межличностного общения, возникновением и преодолением межличностных и групповых конфликтов, эмоциональными состояниями детской психики. Содержание этого раздела предусматривает освоение практических навыков работы с детьми.

И третий этап работы предназначен для формирования у слушателей основных знаний и навыков по управлению детским коллективом и собственной деятельностью, сориентирован на практическое освоение методик организации режима дня ДОЛ, коллективных творческих дел, спортивных мероприятий, а также выработки навыков действий в конфликтных ситуациях. С помощью тренинговых упражнений можно показать особенности и виды конфликтов в условиях детского оздоровительного лагеря и стратегии выхода из них.

Конечно, если вожатый уже не один раз работал с детьми, то у него накапливается свой опыт решения конфликтных ситуаций, вырабатывается стратегия их сглаживания.

Итак, успех пребывания детей в детском оздоровительном лагере, реализация его воспитательных возможностей в значительной мере зависит от деятельности отрядного вожатого. Вожатый реализует уникальные возможности воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря. Современному вожатому необходимо изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей.

За сравнительно короткий срок он должен не только узнать детей, приобрести у них авторитет, но и сплотить в большинстве случаев незнакомых ранее ребят, создать временный коллектив, где было бы взаимопонимание, взаимоподдержка и взаимопомощь. Для этого можно выбрать такой метод работы, как социально-психологический тренинг, который даст возможность детям раскрыться, узнать друга, сократить время адаптации, проявить свою активность.

Литература:

  1. Антипова Т. В. Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития [Электронный ресурс]. — URL: http://d.120-bal.ru/kultura/35926/index.html?page=3(дата обращения: 14.11.2016).
  2. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Просвещение, 1988. — 123 с.
  3. Пономарева Л. Л. Специфика подготовки вожатых в условиях инструктивного лагеря [Электронный ресурс]. — URL: https://www.powtoon.com/online-presentation/f0x7tSuyU54/-7/?mode=movie (дата обращения: 14.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский коллектив, загородный лагерь, детский оздоровительный лагерь, социально-психологический тренинг, вожатый, коллектив, отряд, временный коллектив, детский временный коллектив.

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ в разрешении детских конфликтов

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых. А так же в статье приводится пример тренинг...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых

В статье рассматривается возможность развития лидерских качеств вожатых на базе подготовки в инструктивно-методическом лагере; проанализирован уровень педагогической и психологической готовности вожатых к работе с детьми в условиях временного детског...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Опыт командной работы педагогов с обучающимися педагогических классов

В статье раскрыты особенности организации профориентационной работы с обучающимися педагогических классов. Представлены возможности и особенности педагогической командной работы с учащимися. Раскрыты потенциалы командного взаимодействия педагогов и ф...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Похожие статьи

Психолого-педагогическая помощь начинающим вожатым ДОЛ в разрешении детских конфликтов

Статья посвящена обсуждению проблемы разрешения конфликтных ситуаций детей, в период их нахождения в детском оздоровительном лагере. В ней отдельно рассматриваются должностные обязанности и функции вожатых. А так же в статье приводится пример тренинг...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена обсуждению возможностей психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков. В ней отдельно рассматриваются задачи психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения, уровни профилактики. Кратко описаны ...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Инструктивно-методический лагерь как инструмент развития лидерских качеств вожатых

В статье рассматривается возможность развития лидерских качеств вожатых на базе подготовки в инструктивно-методическом лагере; проанализирован уровень педагогической и психологической готовности вожатых к работе с детьми в условиях временного детског...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

Наставничество как условие становления молодого специалиста

В статье представлен опыт работы учителя — логопеда коррекционного образовательного учреждения, с использованием модели наставничества «педагог — педагог». В статье описаны целевые установки, формы взаимодействия наставника и начинающего специалиста,...

Опыт командной работы педагогов с обучающимися педагогических классов

В статье раскрыты особенности организации профориентационной работы с обучающимися педагогических классов. Представлены возможности и особенности педагогической командной работы с учащимися. Раскрыты потенциалы командного взаимодействия педагогов и ф...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Задать вопрос