Теоретические основы воображения, его виды и функции
Авторы: Рыбаченко Алена Богдановна, Барба Марина Фёдоровна, Харсекина Екатерина Викторовна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 15.11.2016
Статья просмотрена: 5364 раза
Библиографическое описание:
Рыбаченко, А. Б. Теоретические основы воображения, его виды и функции / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1643/ (дата обращения: 19.12.2024).
Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся с феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения. Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения [4]. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представления желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Основное назначение воображения Л. С. Выготский усматривал, в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения: 1) познавательную; 2) эмоциональную; 3) воспитательную и формирующую [2].
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т. е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения [1]. Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. Образы, возникаемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения:
- Агглютинация— элементарная форма синтезирования образов, состоящая в соединении различных, часто не сочетаемых в повседневности качеств и частей предметов (русалка, кентавр).
- Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета (великан, гном), изменение количества его частей (трехголовый дракон).
- Заострение, подчеркивание иусиление отдельных черт предмета (карикатура, шарж).
- Схематизация представления, сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов.
- Типизация — выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе [5].
Следует также отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности предмета представления и т. д. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые представляют собой сочетание странных, небывалых, а порой даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и событий. Причины такого характера сновидений та, что сон есть проявление особой активности изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. Торможение второсигнальных связей приводит к тому, что у спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим сновидениям. Возникают причудливые, хаотические комбинации из обрывков следов прежних впечатлений и переживаний. В. А. Крутецкийсчитал, что сновидения и есть небывалая комбинация бывалых впечатлений [3].
Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуетсятем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного человека, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных или материальных моделей.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Е. А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения:диссоциацию и ассоциацию [2].
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством [4].
Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.
Абстрактно-логическое воображение — такой вид воображения, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические соотношения.
Образ представление времени — это продукт такого представления, который можно насыщать деталями, обобщать или схематизировать, изменять яркость, дифференцировать.
Образ представление пространства — это такой образ, с которым можно совершать следующие операции: мысленное вращение, масштабное преобразование, перемещение объектов, комбинирование составных частей, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение и другие.
Мечта — особая форма воображения. Мечта всегда направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Образы, созданные в мечте, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. [2].
Нередко мы используем воображение для создания картин привлекательно для нас будущего, совершаем научные открытия, наделяем себя чертами любимых героев книг. Это — мечты. Но мечты могут переходить в грёзы — сходные со сновидениями состояния, когда человек как бы переселяется в мир, созданный собственным воображением: девушка представляет себя прославленной киноактрисой; юноша — отважным космонавтом, переживающим все новые и новые приключения. Фантазия — это такой вид воображения, в котором отсутствует связь желаемого будущего с настоящим. В этом случае мечта из стимула действия может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию. Следовательно, мечта образует особую форму воображения. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Различают в психологии также активное и пассивное воображение. Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состояниях полусна или горячечного бреда. Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.
Рассмотрев воображение и его роль в психической деятельности человека, следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
- Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. № 1
- Выготский Л. С., Лекции по психологии. СПб., 2003
- Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч., — М., 1982. Т.2.
- Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004.