Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Ю. А. Применение различных технологий работы с информацией на занятиях объединения дополнительного образования общеинтеллектуальной направленности / Ю. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1648/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетентностей учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области педагогики.

Ключевые слова: информация, универсальные действия, интеллектуальная игра

Приоритетным направлением деятельности нашей гимназии является реализация общеобразовательных проектов различной предметной направленности и содержания. И одним из этапов реализации данных проектов традиционно является проведение общегимназических интеллектуальных игр, кроме того два проекта имеет статус городских, поэтому после общегимназического этапа наша гимназия выступает в роли организатора городских интеллектуальных игр.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Игра — это средство развития интеллекта и эрудиции учащихся, причем, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций и других конкурсов, игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, увлекательное состязание и просто праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, и старшеклассники.

Интеллектуальная игра — это вид игры, который основан на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. В интеллектуальных играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни и разделов науки, что способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов, положительной мотивации к обучению школьников и поддерживает эмоциональный настрой. Кроме того, интеллектуальные игры — это способ выявления одаренных детей и один из методов работы с ними.

Что же касается непосредственно меня, то в рамках реализации курса внеурочной деятельности на протяжении нескольких лет я являюсь руководителем ученического объединения «вИКТория». Целью программы деятельности объединения является развитие базовых компетентностей учащихся, их личностных качеств, творческих способностей и лидерского потенциала личности через включение в коллективно-творческую и ценностно-ориентированную деятельность посредством разработки, проведения и участия в интеллектуальных играх различного уровня.

Тематика проектов на будущий год утверждается в начале мая предыдущего учебного года. Поэтому ежегодный старт деятельности нашего объединения дается во время летней кампании. В течении профильной смены учащиеся занимаются поиском и отбором информации для интеллектуальных игр, соорганизаторами и ведущими которых являются сами.

Результатом деятельности учащихся во время профильной смены стала интеллектуальная игра в рамках общегимназической организационно-деятельностной игры «Старт», на которой собственно и дается «Старт» всем общегимназическим проектам. Разработанная нами игра обзорно затрагивают темы всех проектов нового учебного года.

В течении учебного года работа в объединении делится на несколько этапов, каждый из которых специфичен и направлен на приобретение и развитие основных универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных.

  1. Работа с источниками информации. На этом этапе учащиеся совершенствуют свои познавательные универсальные действия, то есть навыки в поиске, отборе, анализе, преобразования, интерпретации и оценки информации, которые были получены ими на различных предметных дисциплинах.

На занятиях первоначально для разбора и преобразования берутся небольшие тексты на свободную тему, постепенно объем и сложность текстов увеличивается. Далее рассматривается тема, изложенная в нескольких источниках информации, источники сравниваются и систематизируются, информация отбирается, анализируется, структурируется и преобразовывается.

Умение быстро осуществлять поиск информации является важным условием продуктивности и качества самостоятельной работы учащихся.

  1. Разработка и составление вопросов. На этом этапе учащиеся также совершенствуют свои познавательные универсальные действия, изучая:

основные требования к вопросу и ответу;

роль ключевых слов в вопросе;

специфические способы составления вопросов;

способы смыслового и стилистического оформление вопросов;

приемы шифрования информации;

различие лаконичных и развернутых вопросов;

нюансы составления различных типов вопросов.

Затем мы переходим непосредственно к составлению вопросов, а так как главные задачи любой интеллектуальной игры — это повышение уровня знаний и познавательного интереса учащихся-участников игр. Поэтому вопросы и ответы для игры должны быть составлены в соответствии с конкретными критериями:

– вопрос должен содержать интересную и новую для учащихся информацию, достаточно большой (но не чрезмерно) объем информации по данной теме;

– сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры;

– вопрос должен нести смысловую нагрузку, достаточную для полного рассмотрения данного аспекта темы;

– вопросы должны содержать информацию разного типа и в разной форме, поскольку среди участников игры могут быть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти;

– вопросы должны соответствовать по сложности возрасту принимающих участие в игре учащихся;

– вопрос должен иметь только один (конкретный) ответ;

– вопрос должен быть сформулирован так, чтобы ответ не требовал сложных фонетических конструкций (особенно это важно, когда команды отвечают письменно);

– в вопросах с выбором варианта ответа необходимо предложить помимо правильно ответа еще три варианта, которые не должны быть абсурдны, чтобы дать возможность задуматься при выборе правильного варианта.

  1. Написание сценариев и определение критериев оценки интеллектуальных игр. В результате реализации этого этапа учащиеся совершенствуют свои регулятивные универсальные учебные действия. Учащиеся приобретают навык смыслового объединения вопросов по подтемам, а значит разбиения интеллектуальной игры на логические блоки. Блоки должны быть выстроены в определенной логической последовательности, определен уровень сложности вопросов в каждом блоке и способ оценивания ответов. Учащиеся должны прописать вступление для каждого блока. При этом они должны правильно оформить сценарий. Подготовить раздаточный материал, разработать и составить экспертные листы.

В будущем эти навыки учащиеся смогут использовать их при составлении докладов и других работ различного вида.

  1. Разработка и создание мультимедиа презентаций. Что же касается четвертого этапа, то, так как я являюсь учителем информатики, учащиеся совершенствуют свои предметные универсальные учебные действия. Они создают мультимедиа презентацию в программе MSPowerPoint, изучая более полно различные дополнительные функции программы и правила форматирования и оформления презентаций, что может пригодиться учащимся в будущем при создании мультимедиа сопровождения своих докладов, научно-практических работ и другого рода публичных выступлений.

Использование мультимедийных презентаций при проведении интеллектуальных игр обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию вопроса. Кроме того, иллюстративный ряд к вопросам является своего рода подсказкой (но не явным указанием на правильный ответ), и учащиеся-участники команд, зная о своеобразных подсказках, во время игры совершенствуют свои логические умения: сравнение, обобщение, сопоставление, анализ.

Также игра помимо текстовых вопросов содержит вопросы с аудио и видеорядом, что способствует еще большему развитию слуха и зрения учащихся. А, как известно, уровень развития органов чувств влияет на самочувствие, работоспособность, восприимчивость к получаемой информации, протекание мыслительных процессов, память и многое другое.

Однако, создавая мультимедиа презентацию необходимо соблюдать ряд требований:

Требования к дизайну слайдов:

– единый стиль оформления, соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

– использовать для фона слайда психологически комфортный тон (лучше светлые цвета);

– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

– для фона и текста использовать контрастные цвета;

– использовать не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

– во всей презентации разные уровни заголовков, гиперссылки. управляющие кнопки, списки должны выглядеть одинаково.

Требования к текстовой информации в презентациях:

– текст на фоне слайда презентации должен быть читаемым (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

– для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

– нельзя использовать разные типы шрифтов в одной презентации;

– размер текста не должен быть меньше 18;

Требования к визуальному и звуковому ряду:

– соответствие изображений содержанию и возрастным особенностям аудитории;

– использовать только качественные изображения (высокое разрешение, контраст изображения по отношению к фону, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

– использовать только качественные аудио файлы;

– рисунки и видео должны быть четкими и достаточно крупными;

– видео-ролики должны занимать не менее трети презентационного окна;

– рисунки должны носить иллюстративное (нести информацию), а не декоративное значение.

Требования к анимации:

– использовать анимацию объектов и перехода слайдов только при необходимости (минимум анимации) в целях экономии времени и чтобы не отвлекать от содержания;

– в информационных слайдах допускается использование анимации объектов только в случае, если это необходимо для отражения изменений, происходящих во временном интервале, и если очередность анимирования объектов соответствует структуре доклада, в остальных случаях использование анимации не допускается;

– в титульном и завершающем слайдах использовать анимацию объектов не допускается;

– для смены слайдов используется режим «вручную»;

– для всех слайдов применяется однотипный эффект перехода;

– звуковое сопровождение анимации объектов и перехода слайдов не используется.

  1. Организация и проведение интеллектуальных игр. На пятом этапе учащиеся совершенствуют свои личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Первоначально учащиеся знакомятся с правилами организации и ведения игр, функциями всех участников игры. Далее учащимся необходимо распределить между собой роли: ведущий, секундант, помощник, ответственный за техническое сопровождение, жюри. Для того чтобы учащиеся смогли примерить на себя все роли, от проекта к проекту роли меняются. В соответствии с выбранными ролями проходит инструктаж, содержащий рекомендации по выполнению их функций. Также проходит совместная репетиция ведущего и технического специалиста (мульмедиа сопровождение).

По окончании всех игр подводятся общие итоги, разрабатываются и печатаются грамоты для классов, которые вручаются на ученических собраниях.

  1. Подготовка к участию в интеллектуальных играх различного уровня. Работа на шестом этапе помогает совершенствовать все универсальные учебные действия. Подготовительная работа заключается в проведении тренингов на развитие памяти и различных форм мышления, а также в решении задач на развитие логических умений. Далее проходит разбор вопросов на выявление ключевых слов с объяснением различных способов поиска ответов. Затем объясняется принцип игры в команде, функции командных игроков и капитана. После чего учащиеся разбиваются на команды и проходят игры-тренинги, в процессе которых проходит работа с текстами вопросов на «слух» и «под запись», рассматриваются правила высказывание мыслей во время игры и основные требования к обсуждению. Основная работа — проведение игр внутри объединения, в ходе которых появляется командная синергия. По окончании каждая игра обсуждается и анализируется.

Участники моего объединения являются представителями гимназии на конкурс эрудитов-знатоков «Что? Где? Когда?» в рамках программы «Шаг в будущее».

  1. Выпуск сборников. В конце учебного года нашим объединением выпускается сборник с материалами интеллектуальных игр.

Таким образом, реализация программы объединения «вИКТория» в основном происходит в процессе практической интеллектуально-творческой деятельности.

Специфика деятельности учащихся в ходе реализации программы обусловлена необходимостью самостоятельного интеллектуального развития посредством изучения внеучебной литературы, знакомством с сокровищами мировой художественной культуры, достижениями человечества в различных сферах жизни, умением извлекать разумное, рациональное из информационного поля Интернета и СМИ.

Кроме того, в процессе реализации программы учащиеся обретают навык публичного выступления и презентации продуктов своей интеллектуальной деятельности. Также учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах (ставит в ситуацию успеха) и вызывает желание дальше совершенствовать свои знания и умения, а также развивать личностные качества. А в этом и состоит основная миссия педагога!

Основные термины (генерируются автоматически): игра, учащийся, интеллектуальная игра, действие, базовая компетентность учащихся, время игры, использование анимации, профильная смена, различная сфера жизни, различный уровень.

Похожие статьи

Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области ...

Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Похожие статьи

Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся

В данной статье описаны приемы работы с различными формами представления информации и их влияние на формирование универсальных учебных действий и развитие базовых компетенций учащихся. Материалы исследования могут быть полезны специалистам в области ...

Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке

Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий в предметной области «Математика»

В статье описывается опыт работы тьюторской площадки по обучению студентов факультета начального образования формированию универсальных учебных действий. Предлагается работа с технологической картой в качестве инструментария обучения студентов.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Задать вопрос