Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 1164 раза

Библиографическое описание:

Юсуфкулова, Г. Г. Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью / Г. Г. Юсуфкулова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1649/ (дата обращения: 19.12.2024).



Технология проектирования индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью

У детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью наряду с нарушением базовых психических познавательных процессов также выявляются специфические нарушения речи. Своеобразие развития речи проявляется в нарушении всех его структурных компонентов: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.

Речевые нарушения у обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью носят стойкий характер. Наряду с отсутствием речи, звукокомплексов либо с использованием в общении бессмысленных штампов ранее услышанных фраз, присутствуют компоненты сенсорного недоразвития. В связи с чем, у данной категории детей наблюдается ограниченное понимание обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз, инструкций. Другие способны воспринимать бытовую речь и выполнять инструкции, восприятие более сложных речевых конструкций текста затруднено. У детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью формирование письменной речи затруднено либо практически невозможно.

Выше описанное дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.

Своеобразие психического развития обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью с ТМНР определяет специфику их образовательной потребности. Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто в сочетанных формах с другими психофизическими нарушениями.

Понимая значимость учета образовательных потребностей детей с тяжелой умственной отсталостью необходимо создать адекватные условия, способствующие развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — (ФГОС), образование детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями осуществляется не на основе адаптированной основной образовательной программы (АООП), а на основе Специальной индивидуальной программы развития, учитывающей их вариативные специфические образовательные программы.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды. Команда включает специалистов школы и родителей, которые вовлечены в организацию образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. СИПР составляется исходя из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающихся. Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет требования к содержанию СИПР каждого обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и условием их реализации.

Реализация СИПР предполагает формирование у детей с тяжелой умственной отсталостью жизненных компетенций, которые обеспечат их необходимым объёмом знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

В индивидуальном учебном плане ребенка выделены образовательные области. Одним, из которых является язык и речевая практика. Реализация данной образовательной области осуществляется через учебный предмет речь и альтернативная коммуникация. Для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью совместно всеми, сопровождающие в образовании ребенка (учитель класса, учитель-логопед, специальный психолог, учитель-дефектолог, учитель по адаптивной физкультуре и др.), составляется программа учебного предмета.

Программа (подпрограмма) индивидуальной логопедической работы с ребенком с тяжелой умственной отсталостью в структуре СИПР отражается в индивидуальной учебном плане в части — коррекционные занятия «альтернативная коммуникация».

Основанием проектирования индивидуальной (рабочей) программы логопедической работы являются нормативные документы:

– Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

– Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.

– Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»».

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

– Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).

– Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

– Программа ЦЛП г. Пскова «Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова».

– Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И. М. Бгажноковой (2010 г).

ФГОС на регламентирует структуру специальной индивидуальной программы развития обучающегося. В нашей школе в структуру СИПР мы включили следующие разделы, предложенные профессором Левченко И.Ю (заведующая лабораторией инклюзивного образования ИСО и КР).

Структура индивидуальной (рабочей) программы логопедической работы содержит следующие компоненты:

– Титульный лист.

– Целевой раздел.

– Пояснительная записка

  • цели и задачи реализации Программы.
  • принципы и подходы к формированию программы.
  • характеристика особенностей речи у детей с тяжелой умственной отсталостью.
  • характеристика развития ребенка на момент составления программы, определяющая приоритетные направления его воспитания и обучения;
  • планируемые результаты освоения Программы.

– Содержательный раздел.

  • Формы, методы и средства организации коррекционно-образовательной деятельности.
  • Взаимодействие учителя–логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса.
  • Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса.

– Организационный раздел.

  • Материально-техническое обеспечение Программы.
  • диагностика речевых нарушений.
  • комплексное тематическое планирование работы по преодолению речевых нарушений.
  • план индивидуальной коррекционной работы.
  • перспективный годовой план работы.
  • проектная деятельность.
  • Индивидуальная программа профессионального развития (ИППР) учителя-логопеда.

Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и они же прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга учитель-логопед оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т. д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [http://www. constitution.ru/] Режим доступа: Система Кодекс-клиент.
  2. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ.
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.14 № 1599.
  4. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей интеллекта / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева. — СПб.: Институт специальной психологии и педагогики, 2000. — 96 с.
  5. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р Маллер, Г. В Цикото. — М.: Академия, 2003. — 202 с.
  6. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М., 1969.
  7. Шипицина Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, нарушение, глубокая умственная отсталость, программа, специальная индивидуальная программа, умственная отсталость, Адаптированная основная общеобразовательная программа, индивидуальная логопедическая работа, логопедическая работа.

Похожие статьи

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Организация дистанционной информационной системы для родителей детей с врожденными пороками сердца

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы

Похожие статьи

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Организация дистанционной информационной системы для родителей детей с врожденными пороками сердца

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Создание предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Проблемы организации логопедической помощи детям с ЗПР в условиях разновозрастной группы

Задать вопрос