Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 30.11.2016

Статья просмотрена: 5896 раз

Библиографическое описание:

Ручий, Н. П. Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки» / Н. П. Ручий. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 54-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1657/ (дата обращения: 16.11.2024).



Метод проектов — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников с привлечением социальных партнёров и родителей, для взаимодействия с окружающей средой. Это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, которая завершается в реальном материале — продукте проекта.

Проекты основываются на вопросах, направляющих процесс обучения, так называемая «Модель трёх вопросов».

Что вы знаете?основополагающий вопрос, имеющий несколько вариантов ответов, который отсылает детей к большим идеям и основополагающим концепциям. В таких вопросах обычно пересекаются несколько научных дисциплин.

Что хотите узнать?проблемный вопрос, который непосредственно связан с темой проекта и поддерживает исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько дети понимают базовые концепции проекта.

Что надо сделать, чтобы узнать?учебный вопрос, который связан с конкретными знаниями, целями и стандартами.

Любой проект должен быть связан с реальной жизнью детей и их окружением и завершаться демонстрацией продуктов деятельности подходящей аудитории (друзьям, сверстникам, педагогам, родителям, социальным партнёрам). Конечный продукт позволяет самовыразиться и почувствовать ответственность за свою работу, идёт развитие познавательных умений и навыков, таких как совместная деятельность, саморегуляция, анализ данных, проверка информации.

С помощью создания игровой ситуации, которая будет интегрировать в себя разные виды деятельности, ребёнок имеет возможность «прожить» ситуацию в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми. Может свободно передвигаться и общаться с одним или несколькими членами игрового события. У него есть выбор — принять участие в игре, или понаблюдать за ней со стороны; включиться или выйти из игровой ситуации в любой удобный для него момент, по своему собственному желанию. [1]

В данной статье я предлагаю общую схему работы над сказкой, представленную в проекте.

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «НАШИ СКАЗКИ»

Автор проекта: Ручий Наталия Петровна, воспитатель

Продолжительность проектасентябрь — январь

Тип проекта — творчески-игровой

Участники проекта:

– Воспитатели;

– музыкальный руководитель;

– логопед;

– 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня;

– родители воспитанников

Возраст детей: 5 — 6 лет (старшая группа)

Проблема, значимая для детей: желание узнать, что случилось с героями сказок

Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками

Задачи проекта:

для детей:

– слушать и смотреть любимые сказки;

– играть с любимыми персонажами;

– научиться показывать сказку самостоятельно

для педагогов:

  • научить детей слушать и любить сказки и понимать их содержание;
  • развивать интерес и любовь к книге;
  • вызвать желание пересказывать знакомый сюжет, разыгрывать сценки;
  • развивать все виды речи, доступные данному возрасту детей;
  • развивать эмоционально-творческую активность детей;
  • научить понимать и оценивать поступки героев сказки с целью переноса полученных знаний в повседневную жизнь, регулирования собственного поведения;
  • научить детей дружить, помогать друг другу;
  • познакомить с культурой и бытом русского народа через знакомство с русскими народными сказками

для родителей:

– помочь детям полюбить русские народные сказки;

– проводить совместный досуг в кругу семьи за чтением, рассказыванием, просмотром сказок;

– беседовать с ребёнком по содержанию сказки, об отношении к тому или иному герою сказки;

– учить ребёнка правильному поведению на основе поступков положительных и отрицательных героев сказки;

– помогать детям и воспитателям в подготовке спектаклей, досугов, творческих выставок по сказкам

для социальных партнёров:

  • помочь в организации выставки книг;
  • помочь в организации и проведении творческих выставок по русским народным сказкам;
  • организовать посещение «русской избы» с целью знакомства с бытом и традициями русского народа, обогащения активного словаря детей (ИЗБА, ПЕЧЬ, КОЛЫБЕЛЬ т.п.)
  • организовать для детей просмотр русских народных сказок в условиях детского сада;
  • организовать показ спектаклей детьми для родителей и воспитанников других групп

Форма проведения итогового мероприятия проекта: музыкальный спектакль

Название итогового мероприятия проекта: «Путешествие по сказкам»

Продукты проекта:

для детей:

  • музыкальная сказка

для педагогов:

  • презентация проекта

для родителей:

  • творческие работы, выполненные совместно с детьми

для социальных партнёров:

  • Спектакль

Ожидаемые результаты по проекту:

— для детей:

  • Знают и умеют рассказывать и показывать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок»;
  • Узнают сказку по герою на картинке или отрывку;
  • Раскрашивают картинки к сказкам;
  • Рисуют иллюстрации к сказке, изготавливают героев из разных материалов, доступными возрасту средствами и материалами;
  • Сочиняют свои собственные сказки

для педагогов:

  • Дети научились слушать литературные произведения;
  • Любят книги, проявляют к ним интерес в свободной деятельности;
  • Самостоятельно обыгрывают знакомые сюжеты, примеряют на себя роли любимых героев;
  • Дети стали уверенны в себе, творчески активны, самостоятельны;
  • У детей активизировался и расширился словарь;
  • Научились строить и поддерживать диалоги в игровой и самостоятельной деятельности;
  • Развивается монологическая речь, следствием чего становятся творческие работы: рифмовки, стихи, сказки;
  • Совместная работа над спектаклями сплотила детей, они научились дружить, меньше возникает конфликтов;
  • У детей развивается чувство любви и гордости за свою Родину

для родителей:

  • Понимают значение книги и литературы в жизни ребёнка;
  • Учатся общаться с ребёнком, понимать его потребности и желания;
  • Приобщаются к жизнедеятельности детей в детском саду, участвуя в постановках, досугах, викторинах, помогая в их подготовке и проведении

  1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «НАШИ СКАЗКИ»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнёров

Подготовительный

1. Выявление проблемы у детей

2. Создание проблемной ситуации

3.Выбор темы проекта

4. Постановка цели проекта

5. Выделение подтем проекта

(в соответствии с названием произведения)

6. Подготовка материалов к исследовательской работе

7. Определение форм выражения итогов проектной деятельности по каждой из подтем

8. Планирование деятельности

1. Выполнение диагностических заданий

– «Книжкин дом»

– «Кто здесь живёт?»

– «Моя любимая сказка»

– «Расскажи любимую сказку»

2. Нахождение «дома-книги» для героев сказок

3. Выбирают вариант помощи героям

4. Хотят вернуть героев в сказки

5. Рассматривают книги — сказки, иллюстрации к ним

6. Приносят найденные с родителями книги, иллюстрации, раскраски …

7. Разыгрывание сценок с помощью настольного театра, масок и т.п.

Иллюстрирование прочитанного произведения с помощью доступных средств и методов

8.1.Самостоятельный, и с помощью взрослого, выбор необходимых игрушек и материалов для игр по сказкам.

8.2. Включение в игровую ситуацию, предложенную педагогом

8.3. Выбор раскраски для самостоятельной работы

8.4. Выбор технических средств для реализации поставленной ближайшей цели

1. Диагностика детей:

– изучить наличие и особенности «сказочного» опыта детей;

– выявить наличие интереса к сказкам;

– определить уровень элементарных знаний р.-н. сказок

2. Д.И. «Сказки перепутались»

(Сказочные загадки)

3. Предлагают варианты помощи героям

4. Мотивирование детей на знакомство с русскими народными сказками

5. Составление плана ознакомления детей с русскими народными сказками (от простого к сложному)

6. Подбор книг, аудиоспектаклей, мультфильмов, иллюстраций, игр, занимательного материала к каждой подтеме

7. Итоговая викторина

Коллективная работа

Сюжетно-ролевая игра по произведению

Спектакль

8.1.Изучение темы проекта, имеющихся материалов.

8.2.Составление плана работы с детьми.

8.3.Составление плана работы с родителями.

8.4. Создание игровой ситуации с помощью развивающей среды.

8.5.Создание проблемной ситуации по каждой подтеме с опорой на личный опыт детей.

8.6. Создание атмосферы сотворчества с детьми и их родителями при помощи творческих заданий.

8.7. Подбор адекватных способов и методов реализации проекта для данной возрастной группы детей.

1. Ознакомление с результатами диагностики

2. Обсуждение с ребёнком вариантов помощи героям ненайденных сказок

3. Передают воспитателю тему проекта и варианты помощи героям

4.Знакомство с целью проекта, поддержка мотивации детей

5. Помощь детям и воспитателям в подборе сказок

6. Помощь в подборе материалов для исследовательско-познавательной деятельности детей

7. Совместная творческая работа с детьми

Помощь в подготовке костюмов и атрибутов

8.1. Выставка книг — «Русские народные сказки»

8.2. Конкурс работ « Наши любимые сказки»

8.3. Чтение и рассказывание русских народных сказок

8.4. Помощь в подготовке спектакля, досуга или праздника Сказки

Деятельностный

1.Реализация проекта.

1. 1.Рассматривание иллюстраций в книгах, оформленных разными художниками.

1.2.Рассматривание репродукций картин художников на темы сказок

1.3.Просмотр мультфильмов по произведению.

1.4.Прослушивание произведения.

1.5. Определение эмоционального состояния героя в разных ситуациях

1.6. Разгадывание загадок о герое сказки

1.7.Составление описательного рассказа о герое сказки с опорой на схему или мнемотаблицу (в соответствии с возрастом)

1.8.Игры по сказкам с кубиками, пазлами и т.д.

1.9. Работа с раскрасками.

1.10. Иллюстрирование произведений.

1.11. Разучивание отрывков из сказок.

1.12. Разыгрывание сценок из сказок.

1. 1.Чтение и рассказывание детям русских народных сказок

1.2.Прослушивание аудиозаписей в исполнении профессиональных артистов.

1.3.Показ мультипликационного фильма по произведению.

1.4. Подготовка разрезных картинок, лабиринтов, пазлов, кубиков по сказкам.

1.5. Подбор загадок о героях сказки, доступных возрасту

1.6.Совместная деятельность по сказкам.

1.7. Совместные и индивидуальные игры и занятия с детьми.

1.8. Работа с родителями:

– Консультации «Для Вас, родители!»

– «Гостиная для родителей»

– Игра — викторина

«А знаем ли мы сказки?»

1.9. Диагностика достижений детей.

1. 1. Выполнение рекомендаций, данных педагогами.

1.2. Помощь детям в решении проблемных ситуаций.

1.3. Совместная работа над творческими заданиями.

1.4. Участие в мероприятиях, предложенных педагогами

1.5. Помощь в подготовке «Праздника сказки».

Завершающий

1. Оформление результата.

2. Рефлексия

1. Коллективное изготовление коллажа «Наши добрые сказки».

1.2.Показ музыкальной сказки для малышей и родителей

2.1.Беседа «Мои любимые сказки»

2.2.Беседа «Зачем нужна сказка?»

2.3.ТРИЗ «Хороший — плохой»

(Бывают ли плохие герои? Почему?)

1.1. Совместное изготовление коллажа «Наши добрые сказки»

1.2. Музыкальный спектакль

1.3. Презентация «Наши сказки»

2.1. Обсуждение результатов диагностики детей.

2.2. Анализ проекта.

2.3. Выбор темы следующего проекта с учётом ошибок.

1. Помощь в подборе материалов и изготовлении атрибутов.

2.1.Отзыв о проекте.

2.2. Впечатления от достижений детей.

2.3. Предложения и рекомендации на будущее.


  1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «НАШИ СКАЗКИ»

(старшая речевая группа)

Задачи

Совместная организованная деятельность

Самостоятельная деятельность

Совместная деятельность, игры

Работа с родителями

Создание положительного эмоционального настроя;

Вызвать желание рассказывать знакомые стихотворения;

Работаем над чёткостью дикции, правильной артикуляцией;

Выработать навыки, необходимые для правильного общения ребёнка с книгой

Рассказывание стихотворений А.Барто «Игрушки»

«Я учусь обращаться с книгой» (тематическое занятие)

Игры с мягкими игрушками

Книга «Игрушки»

Раскрашивание картинок «Игрушки»

Дыхательное упражнение «Шарик мой воздушный…»

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Массаж пальцев «Дружба»

П.И. «Кто скорее возьмёт погремушку»

АДАПТАЦИЯ

Эмоциональное раскрепощение детей;

Формирование диалогической речи;

Соотношение глагола с обстоятельством (куда? Зачем?);

Образование глагола по звукоподражанию (пищать)

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с использованием настольного театра

Перчаточный и

настольный театр

Книга «Курочка Ряба» в оформлении разных художников

Беседа «Почему Курочка Ряба утешала Деда и Бабку»

Отработка чистого произношения в звукоподражаниях.

Игра «Курочка-Рябушечка» (с.71 А.Г.Арушанова) [2]

АДАПТАЦИЯ

Помочь усвоить последовательность действий с помощью модели;

Учить выделять и называть характерные признаки персонажей;

Воспитывать интонационную выразительность речи;

Развивать диалогическую речь;

Формировать положительные качества, умение сопереживать;

Развивать речевой слух;

Знакомство с понятиями «автор», «писатель»

Русская народная сказка «Репка»

В. Сутеев «Яблоко» (из книги «Сказки и картинки»)

«Как создаётся книга» (тематическое занятие)

Перчаточный театр

Маски по сказке «Репка»

Рассматривание книги «Репка» в разном оформлении

Р.Н.И. «Огуречик»

Р.И. «Расскажи сказку» (с использованием моделей)

Рисование и аппликация по сказке «Репка»: «Кто какой?»

Д.И. «Позови на помощь» (стимуляция речевых реакций)

Мини-спектакль «Репка»

Беседа «Кто самый сильный?»

Р.нар.И. «Огородник» (с.113 Арушанова А.Г.)

Р.И. «Чего не стало?» (с.107 Арушанова А.Г.)

Упражнение «Узнай по запаху»

Пальч. И. «Капуста»

Хоровод «Огородная-хороводная»

Динамич.упр. «Яблоки» (М.Ю. Картушина с.33) [3]

Ритм. Упр. «Ёжик и барабан»

Сделать поделку из овощей,

Нарисовать любимый овощ и фрукт, придумать о нём сказку.

Учить эмоционально воспринимать сказку;

Учить запоминать и интонационно выразительно воспроизводить текст сказки;

Развитие силы голоса и речевого дыхания;

Учимся правильно использовать предлоги;

Познакомить с понятиями «Художник детской книги», «иллюстрация» (В.Сутеев)

«Маша и медведь»

В. Сутеев «Под грибом»

Разыгрывание настольного театра «Маша и Медведь»

Беседа по содержанию сказки

Разыгрывание сценки «Мишка несёт пирожки»

Беседа «Правила поведения в лесу»

Игра «Эхо»

Массаж пальцев «Малина» (М.Ю. Картушина с.9)

Упр. «Бабочка и грибок»

Дин. Упр. «Мишка нёс домой малину» (М.Ю. Картушина с.20)

ОРУ «Грибы» (М.Ю. Картушина с.40)

Перечитать сказку

В. Сутеева,

нарисовать к ней иллюстрацию.

Рассмотреть другие иллюстрации в книге.

Учить, используя метод моделирования, запоминать действующих лиц и последовательность событий;

Обучение элементарному пересказу;

Учить внимательно относиться к образному слову;

Развивать внимание, воображение и мышление;

Совершенствование диалогической речи;

Сравнение двух сказок.

Побуждать участвовать в рассказывании сказки;

Продолжать вырабатывать умение подражать;

Учить согласовывать свои действия с действиями других;

Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей;

Подвести к пониманию образного содержания пословиц

Учить выражать свои впечатления в связных высказываниях;

Работать над формированием правильного физиологического и речевого дыхания;

Совершенствовать интонационную выразительность речи;

Поощрять игры со словами, звуками, рифмами

Л.Толстой

«Три медведя»

Р.Н.сказка «Теремок»

Украинская нар. Сказка «Рукавичка»

«Книги моей домашней библиотеки» (тематическое занятие)

Изготовление мебели для медведей из любых материалов

Рассматривание книг

СРИ «Библиотека»

Рассматривание обложки книги.

Беседа по содержанию сказки.

Р.И. «Какой? Какая?»

Просмотр мультфильма «Три медведя» по сказке Л.Толстого.

Игра «Чьи следы?» (размер)

Игра «Назови ласково»

«Мебель для медведей» (лепка)

Игра «Постучи в калитку» (отстукивание двусложных слов.

Мимическая и артикуляционная гимнастика

Рассказывание сказки по мнемотаблице.

Инсценировка сказки.

П.И. «У медведя во бору»

Р.И. «Теремок» (с.57 Арушанова)

Массаж пальцев «Рукавицы» (М.Ю. Картушина с.36)

Р.И. «Подумай и ответь»

Р.И. «Попробуй, найди»

Р.И. «У кого, сколько?»

Р.И. «Короб прохудился» (переплёт)

Р.И. «Закончи фразу»

Мимическая гимнастика «Герои сказки»

Прочитать сказку.

Придумать новое окончание сказки.

Нарисовать иллюстрацию или слепить героев.

Прочитать дома сказку

«Рукавичка».

«Что случилось с рукавичкой?» -

придумай сказку.

Принести в группу любимую книгу;

Учить отличать рассказ и сказку ;

Учить пересказывать текст;

Учить подбирать определения к заданному слову, находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;

Пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой;

Формировать умение составлять рассказ из 4-5 предложений.

Продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику;

В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

К.Чуковский «Цыплёнок»

Р.Н.сказка «Курочка Ряба»

Е.Чарушин «Курочка»

П.И. «Цыплята и коршун» (М.Ю. Картушина с.102)

П.И. «Курочка, цыплята и коршун» (М.Ю. Картушина с.113)

Массаж пальцев «Цыпа»

Д.И. «Не умеют читать» (С.87 Арушанова)

Изготовление костюмов для инсценировки сказки «Цыпленок» К.Чуковского

Учить интонационно-выразительно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок;

Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.

Используя структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему;

Р.Н.сказка «Волк и козлята»

Р.Н. сказка «Колобок»

Правила поведения в театре.

Настольная игра «Лабиринт»;

«Узнай по контуру и раскрась»;

П.И. «Через мост мы идём»

Р.И. «Подумай и ответь»

Р.И. «Угадай, чей голосок?»

Р.И. «Закончи фразу»

Р.И. «Найди инструмент»

Р.И. «Угадай, где?»

Р.И. «Чьи следы?»

Мимическая гимнастика «Герои сказки»

Совместное рассказывание сказки.

Инсценировка сказки.

Д.И. «Потерялись» (Кто где?)

Показ сказки «Колобок» родителями на совместном досуге

Закрепить умение изменять силу голоса, учить говорить тише и громче;

Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему;

Учить интонационно точно передавать песенки из сказки;

Стимулировать к придумыванию новых деталей, эпизодов сказки;

Продолжать вовлекать детей в совместные виды деятельности;

Р.Н.сказка «Кот, петух и лиса»

Р.Н.сказка «Лиса, заяц и петух»

П.И. «Замри!» (М.Ю. Картушина с.141)

П.И. «Жил-был зайчик»

«Разрезные картинки»

Р.И. «Подумай и ответь»

Р.И. «Сосчитай»

Р.И. «Закончи фразу»

Р.И. «Попробуй, найди»

Р.И. «Чьи следы?»

Р.И. «Чей голос?»

Упр. Для мышц шеи «Петушок» (М.Ю. Картушина с.67)

Пальч.И. «Вышел котик погулять» (М.Ю. Картушина с.70)

«Страшный зверь» (с.116 Арушанова)

Совместное рассказывание сказки с помощью моделирования.

Рассказывание сказки по мнемокарте.

Изготовление пальчикового театра «Кот, петух и лиса»

Познакомить с особенностями русской волшебной сказки;

Учить понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Р.Н. сказка «Гуси-лебеди»

«Разрезные картинки»

Пазлы и кубики «Гуси-лебеди»

Раскраски

Настольный и перчаточный театр по сказке

Р.И. «Театр эмоций»

Р.И. «Чей голос?»

Р.И. «Что сначала, что потом?»

Инсценировка сказки для показа малышам

Помощь в изготовлении декораций и костюмов к сказке


Литература:

  1. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — с. 126-129
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. — 2-е изд., испр. и доп.: Мозаика-Синтез; Москва; 2005
  3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие М., изд. Сфера; 2004
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, игра, герой сказки, игровая ситуация, инсценировка сказки, настольный театр, помощь, проект, рассказывание сказки.
Задать вопрос