Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО
Авторы: Синяпкина Елена Ивановна, Звягина Ольга Николаевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 04.12.2016
Статья просмотрена: 4243 раза
Библиографическое описание:
Синяпкина, Е. И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский
В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т. к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей:
‒ Эмоциональное благополучие ребенка — это прежде всего комфорт в душе ребенка. Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха;
‒ Положительное отношение ребенка к окружающим людям, воспитание уважения и терпимости;
‒ Развитие коммуникативной компетентности ребенка — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции;
‒ Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться;
‒ Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребёнку возможность для саморазвития.
При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.
Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка:
‒ Умение ребенка войти в детское общество;
‒ Умение ребенка действовать совместно с другими;
‒ Умение следовать и уступать общественным нормам;
‒ Умение ребенка контролировать свои желания и др.
Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации.
Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений
Работая с детьми группы раннего возраста в своей практике используем следующее: Правило первое. Не предлагаем малышам для постоянного пользования игрушки, с которыми проводим игры, чтобы у них не пропал интерес к ним. Правило второе. Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее убираем из поля зрения малыша. Правило третье. Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Всегда стремимся, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого заменяем игру на новую внимание ребенка снова оживает.
Игры вадаптационный период сдетьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционально контакта, доверяя детей воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявляет заботу к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
В работе используем предметы из надувных шариков: цветок, клоун, собачка.
«Хоровод»
(Воспитатель держит ребенка за руку и ходит по кругу, приговаривая)
Вокруг розовых кустов.
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Игра «Нежно гладим мы зверят»
(Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения)
Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку)
И зверята не пищат.
Попищим поскорей, (сжимает игрушку).
«Заиньки»
(Предлагаем детям игру в зайчиков)
Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяете за мной движения!
По лесной лужайке
Разбежались зайки. (легкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок (движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
«Покружимся»
(Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения)
Я кружусь, кружусь, кружусь.
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь.
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюся!
«Игра ссобачкой»
(Воспитатель держит в руках собачку и говорит)
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка. Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», говорит ребенку «спасибо!».
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
«Игра скистями рук»
(Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их)
Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими — это «струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем — «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулачком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
Литература:
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Меж. пед. Академия, 1995. — 212 с;
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под. ред.Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с;
- Н. В. Иванова Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2008;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. — № 6;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. № 1155)