Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.11.2016

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Султанова, М. С. Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы) / М. С. Султанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 138-139. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1674/ (дата обращения: 17.10.2024).



Культура — это умение ткать свой узор жизни в сочетании с узорами других жизней

В. Г. Кротов

Как ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы духовно-нравственного и гражданского воспитания были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества. Одной из приоритетных задач общества и государства, как и одной из главных целей современного образования является воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, уважения к русской истории. Это длительный трудоемкий процесс, который непрерывно продолжается на протяжении всего времени обучения и требует максимальной отдачи.

Воспитатели ставят перед собой задачи:

− способствовать формированию готовности учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала;

− формировать ценностно-смысловые ориентации, нравственные ценности: честность, доброту, искренность, милосердие и др.;

− развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение;

− формировать готовность и желание открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

− развивать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

− воспитывать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

− помочь в осознании ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физического и нравственного здоровья и духовной безопасности личности, умению противодействовать им в пределах своих возможностей;

− воспитать гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей; развить чувства патриотизма и гражданской солидарности;

− привить свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;

− приобщать к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших.

Как отмечалось ранее, духовно-нравственное и гражданское воспитание это сложный и длительный процесс, поэтому на протяжении всего года воспитатели проводят занятия, беседы, дискуссии, диспуты, викторины, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

В течение всего года учащиеся посещают музеи, театры, картинные галереи, ездят на просмотры фильмов в кинотеатры города, любят бывать на цирковых и спортивных представлениях. Во время экскурсий на предприятия учащиеся принимают активное участие в беседах с передовиками производства города Москвы и имеют возможность познакомиться с изготовлением продукции данного предприятия. Каждая экскурсия оставляет неизгладимые впечатления у воспитанников нашей школы.

Учащиеся наряду с воспитателями принимают непосредственное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий разной направленности. Подготовка и проведение праздников служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. К достижениям и удачам совместной работы можно отнести формирование традиционных общешкольных мероприятий: «День Знаний», «Праздник осени», «День Учителя», «День матери», «День именинника», «8 Марта», «Широкая масленица», «Последний звонок», спектакли в канун Нового года, «КВНы». Ко всем мероприятиям мы готовимся с осой тщательностью и сниманием.

К празднованию Дня Победы в нашей школе относятся с особым трепетом. Готовиться, к этому важному событию начинаем заблаговременно. Оформительский сектор школы разрабатывает проект оформления школы и актового зала, а также, совместно с информационным сектором, выпускают праздничную газету. В этот день проходят встречи с ветеранами, благодаря которым у учащихся есть возможность не только ознакомиться с фрагментами истории России, узнать правду о войне, услышать интересные истории о силе, воле, смекалке и могуществе русского солдата, но и оценить эти события, взглянуть на них глазами участника. После занятий и встреч с ветеранами учащиеся и гости отправляются в актовый зал на праздничный концерт.

Это мероприятие имеет как образовательную, так и воспитательную направленность, заставляет задуматься о войне, способствует формированию личностных качеств, гражданской позиции, уважения к старшему поколению, поднятию авторитета армии. А кроме этого развивает личностные качества, общий кругозор.

В 2010 году в школе открыт музей Боевой славы. Открытию музея предшествовала большая и кропотливая работа всего педагогического коллектива и учащихся школы.

Со дня открытия школы собирался материал об участниках Великой Отечественной войны, записывались воспоминания участников боевых действий, работников тыла. Участники Великой Отечественной войны приглашались на классные и общешкольные мероприятия. Собирался и накапливался материал.

Систематически ведётся работа на тему «Патриотическое воспитание школьников на примере Великой Отечественной войны». В течение года воспитатели вместе с учащимися подбирают исторический материал о Великой Отечественной войне, и продолжают работу по оформлению и пополнению музея, а также готовят рефераты, проводят конкурсы рисунков, стихов о войне, викторины. Со дня основания музея ведется книга памяти, в которой хранятся фотографии, вырезки из газет, письма из семейного архива, сочинения ребят о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны.

Духовно-нравственное развитие личности в системе образования в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом и достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, учащийся, актовый зал, день, мероприятие.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Духовно-нравственное воспитание средствами православной культуры с использованием дистанционных технологий: система урочной и внеурочной работы

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Анализ работы по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ» (из опыта работы)

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики

Задать вопрос