Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 03.12.2016

Статья просмотрена: 28312 раз

Библиографическое описание:

Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 16.11.2024).



На протяжении трёх лет я, учитель начальных классов, занимаюсь изучением и разработкой видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов.

Определила следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

В работе над развитием речи выделяют следующие направления:

– работа над звуковой стороной речи,

– словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),

– работа над предложением и словосочетаниями в плане развития речи,

– развитие связной речи (сочинения, изложения, работа по картинам),

– богатство и культура речи;

Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения;

  1. Воспитание звуковой культуры речи
  2. Уточнение словарного запаса.
  3. Выявление уровня сформированности фразовой речи.
  4. Совершенствование речевого общения

Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей.

– Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;

– Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

– организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения.

– проведение дидактических игр

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в средних и старших классах.

Расширение словарного запаса осуществляется на протяжении всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в 1–4 классах.

С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений, в том числе знакомство учащихся с новыми для них словами и выяснение смысла непонятных слов; наблюдение за словами в контексте и толкование новых значений уже известных слов (многозначность слова); подбор синонимов и антонимов и т. д.

При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор однокоренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать, праздничный) и другие.

Вот, например, работа со словомяблоко.

  1. Отгадывание загадок. (Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки).
  2. Показ рисунка с изображением яблока.
  3. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).
  4. Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.)
  5. Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)
  6. Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)

Обогащение и активизация словарного запаса учащихся осуществляется не только путём раскрытия значения неизвестного слова, но и с помощью проникновения в смысловые секреты неизвестного. Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

Читаем предложение «Звенит песня жаворонка». Спрашиваю у детей: почему «звенит»? Как можно сказать иначе?

Большой интерес у детей вызывают задания, связанные с подбором слов с близким значением (синонимов) и противоположным значением (антонимов). Ученики с удовольствием «придумывают»: ходить-идти, мчаться-нестись, ходить-бегать, гореть- гаснуть, конец- начало

При чтении текстов на уроке я стараюсь не пропускать ни одного случая, который даёт возможность попрактиковаться в подборе синонимов и антонимов. Работу с синонимами и антонимами широко использую при изучении частей речи. Например:

  1. К выделенному существительному подберите слова с близким значением.
  2. Заменить словосочетание одним словом.
  3. С глаголом в скобках выбрать наиболее подходящее. (Налетел сильный ветер, но быстро (утих, стих, смолк)).

Хотелось бы подчеркнуть, что синонимы и антонимы необходимо подбирать не для отдельно взятого слова, для слова, употребляемого в контексте.

Постоянно на уроках применяю разные формы работы с пословицами:

– собрать пословицу из слов;

– соединить одну часть пословицы с другой;

– вставить пропущенные буквы, вспомнив орфограмму;

– найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл.

Очень важно уметь правильно в логических и грамматических отношениях строить предложение. Предложение — основа для проведения всей орфографической и словарной работы. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам и т. д.

Выделяю такие виды конструктивных упражнений:

– восстановление деформированного текста;

– деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

– ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

– то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

– соединение 2–3 предложений в одно;

– построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

– выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Детям предлагаю самые разные виды работ:

  1. Подбор сказуемого к подлежащему, подлежащего к сказуемому.

Мама … бельё.

Кошка …… мышку.

  1. Дописать незаконченное предложение, руководствуясь вопросам.

На суку сидит (кто?)…

Подбежала (какая?)… собака.

  1. Расширить предложение второстепенными членами.

Пасека находится в …. Возле … хлопочет пчеловод.

Воздух наполнен ….

  1. Используя словосочетания составить предложения.

За сосновый бор (Солнце спряталось за сосновый бор).

К лесному озеру (Тропинка привела нас к лесному озеру).

  1. Составление текста по опорным словосочетаниям.

Золотая осень, высокие ели, разноцветный лес, весёлые деньки.

  1. Восстановление деформированного текста (на первое место ставят слово, с которого начинается предложение).

осенью, помогли, рабочим, дети; в, работали, колхозном, саду,

ученики; они, деревьев, яблоки, снимали, с.

Для правильного восстановления деформированного предложения важно выделить, про кого или про что нужно сказать, потом назвать главные члены предложения, а затем, с учётом смысла, разместить остальные слова. Этот вид работы особенно ценен при изучении окончания.

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли, закрепляет знания по грамматике и орфографии. Дети излагают текст по вопросам, выделяют главную мысль текста, находят предложения, которые могут быть ответами на поставленные вопросы, подбирают заголовок ко всему тексту или его части.

Обязательным условием логического, последовательного изложения я считаю умение составить план будущей письменной работы, представить её содержание и структуру. При обучении детей написанию изложений я придерживаюсь следующей последовательности:

  1. Знакомство с текстом.
  2. Анализ текста по вопросам с целью проверки восприятия прочитанного.
  3. Деление текста на части и составление плана его изложения.
  4. Словарная работа (выяснение смысла отдельных слов, орфографическая подготовка).
  5. Устный пересказ текста учениками.
  6. Запись текста.

Сначала дети учатся излагать небольшие тексты по вопросам или по плану, который состоит из 2–3 пунктов. Постепенно дети овладевают умением отвечать на один вопрос несколькими предложениями.

Более сложным видом работы является деление текста на части и подбор заголовка к ним (в виде вопросительных или повествовательных предложений). Когда убеждаюсь в том, что дети научились делить текст на части и давать им заголовки, предлагаю им составить план изложения самостоятельно.

Виды творческих упражнений:

– задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

– даются опорные слова или сочетания;

– задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения.

Они как бы суммируют всё, что делалось на уроках чтения и грамматики. Понятно, что на начальном этапе детям тяжело подбирать нужные слова, составлять предложения и размещать в правильном порядке. Поэтому в 1–2 классах, и даже в 3-ем, текст сочинения составляется коллективно.

В своей работе я использую следующие виды сочинений:

  1. Сочинение по серии рисунков.
  2. Сочинение по картинке.
  3. Сочинение по рисунку (описание предмета).
  4. Сочинение на основе прочитанного произведения.
  5. Сочинение на основе собственных наблюдений.

Например, написанию сочинения на тему: «Первый снег» предшествовала экскурсия в лес. В ходе подготовки к сочинению были обсуждены вопросы:

– Что можно сказать о первом снеге?

– С чего лучше начать свой рассказ? (Как мы увидели его первый раз).

– Про что ещё можно рассказать? (Как катали снежные шары, играли в снежки и т. д.)

Вместе с детьми составляем план сочинения:

  1. Выпал первый снег.
  2. На экскурсии.
  3. Как снег растаял.

Готовясь к сочинению по картине, учу детей «читать» её. Они должны уметь выделить главное в картине, определить, что находится на переднем плане, обратить внимание на детали и т. д.

При работе над сочинением использую следующую общую схему:

  1. Сообщение темы.
  2. Беседа с целью упорядочения материала, собранного ранее.
  3. Составление плана.
  4. Словарная работа.
  5. Написание сочинения.

На каждом уроке я стремлюсь найти время для выработки умения составлять миниатюрные рассказы. Например, предлагаю детям рассмотреть рисунок «Зимние игры» и ответить на вопросы:

— Что видите на рисунке?

— Какой игрой увлеклись мальчики?

— Что делают другие дети?

После чего составляем 5–6 предложений.

Так же я практикую и такой вид заданий, как описание своих наблюдений. Так по теме «Новый год» детям предлагалось вспомнить, что было интересного во время зимних каникул, рассказать про новогодний праздник- где он проходил, какой был концерт и т. д.

Отдельные виды сочинений сочетаются с использованием опорных слов или словосочетаний; некоторые сочинения пишутся по даденному началу. может быть положен случай, который случился с учеником или с его товарищем или дети читали что-то подобное. В такой работе допускаются элементы фантазии.

Например, на доске запись: «Случай в лесу».

В лесу мальчики увидели старое дерево с дуплом. Интересно, кто там живёт? Коля кинул в дупло палку. Вдруг…

Сначала ученики отвечают на вопросы:

— Кто живёт в дупле?

— Что могло случиться с мальчиками в лесу?

Затем предлагаю детям рассказать свои варианты происшествия, если желающих нет, то первый рассказ мой, далее высказываются ученики. На основе всех вариантов составляем один, его и записываем.

Мой опыт позволяет утверждать, что внимательный подход к каждому упражнению, к каждой работе творческого характера способствует развитию мышления и речи детей, повышению их общей речевой культуры.

Хочется подробнее остановиться на следующих приёмах работы направленных на развитие речи учащихся в начальной школе. Работа с маленькими детьми требует от учителя постоянного поиска новых упражнений, которые он мог использовать на уроках так как на мой взгляд однообразие делает детей пассивными, что способствует худшему усвоению учебного материала. Поэтому я с удовольствием изучаю опыт работы своих коллег и многое беру на вооружение. Хочется поделиться с некоторыми из таких приёмов, которые отлично прижились, а главное их с удовольствием приняли дети.

  1. Составление кластеров и синквейнов. В самом начале возникли трудности. Например в составлении синквейнов, начала с того, что стала предлагать различные варианты сама, потом ребята втянулись и далее стали составлять их сами, без дополнительной помощи.

Синквейн — это 5 строк, которые строятся по определённым правилам.

  1. тема задаётся определённым словом
  2. описание темы двумя прилагательными
  3. описание 3 глаголами
  4. фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту
  5. синоним выраженный одним словом, повторяющий суть темы

Примеры составления синквейнов:

Осень

Золотая, дождливая.

Пришла, разукрасила, отправила.

Мы любим красивую осень!

Время года.

Животные

Растительноядные, хищные.

Живут, размножаются, питаются.

Живая природа.

Незаменимы.

Весна

Молодая, долгожданная.

Журчит, расцветает, поёт.

Будит природу ото сна.

«Утро» природы.

Кластер — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке. Рисунок чем — то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой планеты есть свои спутники, у спутников — свои.

Рис. 1. Пример составления кластера на тема «Лягушка»

  1. Инсерт — это маркировка текста значками по мере чтения.

Этот приём даёт возможность по-новому работать с текстом, повторить уже известное, обозначить новое, определить вопросы для углубления и распространения знаний.

+ знаю? хочу знать больше

— не знаюv непонятно, хочу уточнить значение слова

На наш взгляд определённые слова и высказывания должны быть понятны детям и мы не обращаем на них никакого внимания, а на самом деле это не всегда так.

  1. Система вопросов — каждый тип вопросов актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Часто использую в групповой дифференцированной работе.

– Простые вопросы (Кто? Что? Когда? Где?)

– Объясняющие (Почему?)

– Уточняющие (Правильно ли я поняла? Верно ли?)

– Оценочные (Чем отличается? Как ты относишься?)

– Практические (Как бы ты поступил? Где в обычной жизни?)

– Творческие (Что было бы, если?)

  1. Метод «Кубирования» -позволяет рассматривать предмет с разных сторон (опиши, сравни, установи ассоциации, проанализуй, как использовать).

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов. Смастерила кубик и на его гранях написала задание для групп:

– толкование слова

– предложение с ним

– синонимы, антонимы

– пословицы, фразеологизмы

– сочетания слов

– однокоренные слова.

  1. Сюжетные таблицы — заполняются на стадии осмысления по ходу работы с источником информации. Также можно использовать в групповой дифференцированной работе.
  2. Аллитерация понятия — на каждую букву слова дети придумывают слова, подбирают высказывания, которые связаны с этим словом.

Примеры аллитерации понятий:

ПРИСТАВКА

Перед корнем, раз и рас, из и ис, слова часть, только вместе, а приставки не бывает, в и вз, к предлог, а не приставка, а как же без неё.

ДЯТЕЛ

Дятел, дупло, долбит; яркий, яйца; трудяга, терпеливо; еда; лечит, лакомство.

  1. Развитию речи учащихся так же способствует такое упражнение, как дописать слово, чтобы получилось стихотворение.

Дятел яркий пёстрый

Клюв у дятла острый.

Шапка красная на нём

Сразу дятла узнаём.

  1. Предвосхищение событий по опорным словам
  2. Перекрёстная дискуссия

Таблица 1

Аргументы «за»

Вопросы для дискуссии

Аргументы «против»

Согласны ли вы, что акула — это морское чудовище?

Могли ли ребята услышать крик артиллериста?

Мог ли он помочь ребятам?

Были ли у матросов шансы спасти ребят?

Оправдываете ли вы мальчиков?

  1. Опорные схемы

Изложение

Опорные схемы могут быть полезны при обучении написанию ИЗЛОЖЕНИЯ. Особенно большую помощь оказывают они учащимся с низким уровнем обученности, помогают экономить время на уроке. Схемы дети легко запоминают, при этом заметно развивается их память, творческая фантазия, логическое мышление. Обогащается у детей и словарный запас, увеличивается грамотность письма.

Учитель во время перерыва рисует схемы на доске и нумерует их. (Можно заготовить их на отдельных листах бумаги заранее). Здесь очень удобно проводить словарную работу. Трудные слова пишутся прямо под схемой и разбираются. Дети очень хорошо запоминают содержание текста, так как опираются на схемы и опорные слова. Таких текстов, содержание которого можно показать при помощи схемы, очень много. Можно эти схемы нарисовать на отдельных листках и выставлять на наборном полотне. После ознакомления с текстом можно расположить их в разбивку. Дети сами приводят их в порядок. Работая по этим схемам, дети хорошо запоминают содержание текста. Так же проводится анализ содержания текста, составляется план.

На первых уроках дети пишут изложение, опираясь на схемы и опорные слова, которые пишутся под схемами. Затем дети постепенно приучаются к написанию изложений уже без схем. (После разбора текста схемы закрываются). Детям с низким уровнем обученности необходимо положить опорные схемы на парту.

Опорные схемы психологи отмечают как одну из наиболее доступных форм абстракции для детей младшего школьного возраста. Уровень наглядно-образного мышления Л. А. Венгер называет наглядно-схематическим и считает его основой логического мышления.

Учащимся начальных классов в большей степени свойственно наглядно-образное мышление. Для формирования понятий им необходима хотя бы малая степень абстракции, а в схемах она присутствует в значительной мере, что способствует развитию логического мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить символически, а она приходит не сама по себе, ее нужно развивать.

На начальном этапе схема может показываться по этапам в виде динамического рисунка, и объяснения учителя должны сопровождать беседу с детьми.

С помощью опорных схем дети успешно усваивают такие темы, как «предлог», «приставка», «глагол», «наречие» и т. д.

Пример составления опорной схемы по произведению Льва Толстого «Акула» представлен в виде таблицы ниже.

Таблица 2

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Дети

Море

Перед закатом

У берега Африки

Было жарко

Артиллеристы

Пушка

Перед закатом

На палубе

Необходимо было спасти

Литература:

  1. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.
  2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 2009.
  3. Зайдман И. Н. Развитиеречии психолого — педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа. — № 6. — 2003. — С.52–54.
  4. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 2010.
  5. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Академия, 2007.
  6. Матевосян И. С. Обучение младших школьников рассуждению // Начальная школа плюс до и после. — 2007. — С.35–38.
  7. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 2001. — 191с.
  8. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Дрофа, 2005.
  9. Селезнева, Е. П. Развитие речи детей. — М.: Просвещение, 2001.
  10. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
  11. Трошева Т. Б. Формирование рассуждения. — Тула: Автограф, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, предложение, работа, словарная работа, схема, развитие речи, деление текста, логическое мышление, словарный запас.
Задать вопрос