Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети»
Автор: Мамедова Дилора Нусуровна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 06.12.2016
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Мамедова, Д. Н. Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети» / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1708/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время всё больше внимания в учебном процессе уделяется инновациям. Инновации в педагогической деятельности, так же как и в производстве, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение существующих педагогических технологий, применяемых в учебном и воспитательном процессах.
Нововведения, или инновации, характерны для многих профессиональных деятельностей человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных работников и целых коллективов.
Целями инновации в образовании являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально- экономической и профессиональной сферах; формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, а также к инновационной инициативе.
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равнозначное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. В этой связи необходимо подходить к включению преподавателей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.
Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т. д.
Метод кейс-стади — может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-стади по дисциплине “Теплофикация итепловые сети” на тему: “Повышение энергетической эффективности котельной РК-3г. Карши”.
Педагогическая аннотация
Изучаемый предмет: “Теплофикация и тепловые сети”
Тема: Повышение энергетической эффективности котельной РК-3 г. Карши.
Основная цель Кейса: студенты должны проанализировать энергетический баланс предприятия, разработать предложения по уменьшению теплопотерь и увеличения КПД, развить навыки и знания, проверить свои полученные за время учебы знания.
Ожидаемые результаты:
‒ Приобретет навыки по изучаемой теме;
‒ Изучит энергетический баланс предприятия и основные энергопотери;
‒ Получит навыки по предложению рекомендаций решения проблем по уменьшению энергопотерь на предприятии
‒ Применит полученные теоретические знания при решении проблемы.
Для успешного решения Кейса необходимо:
Студент должен знать: Принцип работы предприятия, его основное и вспомогательное оборудование; расчет тепловых нагрузок; график продолжительности тепловой нагрузки; удельный расход топлива; расчетные параметры теплоносителя, дымовых газов и др.
Студент должен выполнять:
‒ Самостоятельно изучить проблему; определить особенности и причины возникновения проблемы; проанализировать информацию, использует полученные знания при решении проблемы и сделает выводы и обоснует предложения по решению проблемы.
Сдудент должен уметь:
‒ Работать в содружестве, сделать анализ состояний проблемы и поисков решений для выполнения презентации.
Характеристика Кейса по технологическим особенностям:
Рассматриваемый Кейс входит в категорию кабинетного. Составлен на основе технико-экономического состояния предприятия.
Объектом кейса является ОАО “Иссиклик манбаи”г.Карши (Узбекистан).
Кейс разработан на основе реальной информации и отчетов. Его объем соответствует средне вопросному кейсу. Согласно дидактическим целям проблемы решаемые Кейсом предназначены для тренинга. Этим Кейсом может пользоваться при изучении дисциплины “Теплофикация и тепловые сети”
Кейс на тему “Повышение энергетической эффективности котельной РК-3г. карши”.
Введение.
В нашей Республике за годы независимости под руководством главы нашего государства И. А. Каримова были проведены ряд творческих преобразований в также и в энергетической отрасли. Наше государство приобрело полную независимость и в энергетике. В настоящее время на станциях Энергосистемы Узбекистана в год вырабатывается до 50 млрд. кВтчас электроэнергии, из них более 80 % приходится на долю ТЭС.
В настоящее время в период финансово-экономического кризиса экономия энергоресурсов, использовать их с умом, модернизация предприятий и применение инновационных технологий стоит на повестке дня. В связи с этим Президент Узбекистана И. А. Каримов в своем произведении 1 дал несколько указаний по повышению эффективности теплоэнергетических предприятий коммунального хозяйства в частности.
В городе Карши Кашкадарьинской области ОАО “Иссиклик манбаи” занимается обеспечением населения города тепловой энергии. В ее ведомстве находятся более 10 районных котельных различной мощности. Выше указанные проблемы имеют место и на этом предприятии.
Ожидаемые результаты после решения Кейса:
‒ укрепить знания по принятой теме;
‒ разработать предложения по уменьшению потерь энергоресурсов на предприятии;
‒ проявятся навыки по умению работать самостоятельно или в группе;
‒ уметь применять на практике свои знания.
В Кейсе использовались производственные отчеты ОАО “Иссиклик манбаи” за 2015 год. (прил.1)
Задание:
1) Ознакомиться с основным и вспомогательным оборудованием котельной.
2) Ознакомиться с информацией о теплоаккумулирующих установках.
3) Ознакомиться с отчетом предприятия.
4) Подобрать необходимую установку.
5) Сделать выводы и составить рекомендации.
6) Подготовить презентацию.
II. Методические указания для студентав.
‒ Направление для студентов
‒ Предложения
‒ Критерии оценки
Технологическая карта практического занятия Кейс.
Рабочие этапы |
Вид деятельности |
|
|
Преподаватель |
Студент |
Подготовительный этап (5 мин) |
1) для ознакомления с Кейс раздается материал. 2) прилагается методическое указание. 3) разъясняет о влиянии умения решать Кейс на профессиональное мастерство студента. |
Ознакомились с Кейс Изучили предложенную литературу. |
1 — этап знакомство с темой (10 мин) |
1.1. знакомит с темой, целью и задачами учебной работы, планом выполнения работы. 1.2. определяет значение и цели Кейса. 1.3. знакомит с критериями оценки. 1.4. на основании блиц –опроса активизирует знания студентов. (приложение № 2) |
Слушают Записывают тему, план занятия. Отвечают на вопросы. |
2 — этап основной (60 мин.) |
2.1. обсуждает приведенные в Кейсе задания 2.2. делит студентов на малые группы. 2.3. организует работу с Кейс в малых группах. 2.4. сообщает о презентации результатов. 2.5. сообщает о начале презентации, приглашает представителей групп; 2.6. организует межгрупповое оценивание; 2.7. обобщает работу каждой группы, делает выводы и оценивает. |
В группах ведется совместное обсуждение; Готовят результаты для презентации |
3 — этап завершающий (5 мин) |
3.1. выполняются окончательные выводы; 3.2. учитывается вклад каждого участника отдельно, ответы на вопросы, правильность расчета; 3.3. решения прилагаются; 3.4. еще раз уточняет цели и его значение в укреплении профессиональных знаний. |
Слушают. Излагают свои мысли. |
Задания для самостоятельной работы:
Таблица “Проблемной ситуации”:
Проблемы |
Причина возникновения проблемы |
Пути решения проблемы |
1.Увеличение расхода энергии 2.Большие потери теплоты с уходящими газами. 3.Низкая экономическая эффективность котельной. 4.Экологический вред от дымовых газов. |
Составление концептуальной таблицы
“Теплофикация итепловые сети” |
Рекомендации, особенности категории идругие |
||
Цели изадачи |
История развития |
Применение вУзбекистане |
|
Районная котельная |
|||
Литература:
- Каримов И. А. Мировой финансово- экономический кризис и меры и направления его предупреждения в условиях Узбекистана. Т.: Узбекистан, 2009. — 48 стр..
- Аллаев К. Р. Энергетика и мира Узбекистана. — Т.: молия, 2007. — 388 с.
- Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. М. Энергоиздат, 2001.