Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические средства обучения

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 403 раза

Библиографическое описание:

Бухтиярова, И. Н. Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов / И. Н. Бухтиярова, Г. Б. Прончев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/115/ (дата обращения: 16.10.2024).

На примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Проанализирована функциональность интернет-сервисов Dipity и Timetoast, приведены описания практических работ.

Ключевые слова: интернет-сервисы, облачные технологии, виртуальная образовательная среда.

 

Современные мультимедийные интернет-технологии находят широкое применение в учебном процессе высшей школы [1, 2], позволяют создавать новые виртуальные образовательные среды [3, 4], предполагающие распределенную и удаленную обработку и хранение данных. Такая парадигма работы с данными получила название облачные вычисления (англ. cloud computing) или облачные технологии [5].

С точки зрения пользователя, облачные технологии представляют собой интернет-приложения, доступ к которым осуществляется посредством стандартного интернет-браузера, установленного на компьютере пользователя. Таким образом, для работы с облачными приложениями необходим лишь минимальный набор программного обеспечения на компьютере пользователя, который обычно имеется на компьютерах в учебной аудитории. Все специализированные приложения можно найти в «облаке» Интернета.

В данной работе на примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Для создания Лент времени нами были использованы интернет-сервисы Dipity и Timetoast, работающие в парадигме облачных технологий. Подробный обзор облачных сервисов, используемых для создания электронных презентаций и лент времени можно найти в нашей работе [6].

Интернет-сервис Dipity

Dipity (интернет-ресурс http://te-st.ru/tools/dipity) — онлайн сервис для создания лент времени. При регистрации новой учетной записи на интернет-ресурсе пользователю предлагается ввести фамилию, имя, пароль, адрес электронной почты, а также указать желаемое имя, которое будет адресом для доступа к работам пользователя (http://www.dipity.com/username). Онлайн сервис дает возможность создания собственных лент времени, в которых наглядно представлены события с привязкой ко времени и местоположению на карте Google. Таким образом, ленты времени представляют собой шкалу с делениями-датами (дни, месяцы, годы), где отображаются различные события. В качестве событий ленты времени можно использовать фотографии и видеоролики, созданные как самим пользователем, так и интегрированные из различных социальных сервисов. Вход на сервис Dipity возможен также посредством регистрационных данных социальной сети Facebook.

При создании новой ленты времени необходимо указать:

-                   длину временной шкалы, которая может составлять от одного получаса до 500 лет,

-                   иллюстрации событий — цифровые изображения, видеоролики, фрагменты текста, картографические координаты и ссылки на различные сайты, содержащие дополнительную текстовую информацию.

В сервисе Dipity предусмотрена возможность изменения формы представления информации. Существуют следующие режимы:

-                   Timeline — в виде шкалы времени,

-                   Flipbook — в виде блокнота, на каждой странице которого располагаются отдельные события,

-                   List — в виде списка событий,

-                   Map — в виде карты, на которой указаны места событий.

В настройках доступа к презентации можно разрешить возможность редактирования и добавления комментариев.

Созданные с помощью сервиса Dipity презентации можно хранить на странице ресурса или на рабочей станции.

Сервис Dipity позволяет анализировать различную информацию в Интернете, структурировать и организовывать данные по времени. Dipity позволяет пользователям собирать Ленту времени из источников в реальном времени, из социальных медиа, традиционных поисковых систем, лент новостей RSS и объединять их в единый, простой в использовании, понятный интерфейс в виде цифровой шкалы. К Ленте времени можно подключить существующие интернет-сервисы, такие как YouTube, Facebook, Google, Twitter, Flickr, чтобы импортировать содержимое в свободную шкалу.

Интернет-сервис Timetoast

Timetoast (интернет-ресурс http://www.timetoast.com) также представляет собой онлайн сервис для создания Лент времени. С точки зрения функциональности Timetoast выглядит более простым для работы конечных пользователей по сравнению с сервисом Dipity. Так, в сервисе отсутствует возможность добавления видео. События можно представлять в виде текста, графического изображения, гиперссылки. Лента времени включает фиксированную дату, описание, ссылку.

Для начала работы с Timetoast пользователю необходимо пройти регистрацию или воспользоваться своей учетной записью в социальной сети Facebook.

Лабораторная работа № 1

Интернет-сервис Dipity. Создание ленты времени «Информационные революции».

Цель работы: научиться структурировать и организовывать текстовые, графические и мультимедийные данные по времени, используя интернет-сервис Dipity.

Оборудование: персональный компьютер с установленной операционной системой и доступом в Интернет.

Программное обеспечение: операционная система семейства Windows, flash-player последней версии, браузер Google Chrome (для корректного отображения данных и использования онлайн перевода просматриваемых страниц).

Литература:

1.                  Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 С.

2.                  Чугунов А. В. Социальная информатика: Учебное пособие. — СПб.: НИУ ИТМО, 2012, 223 С.

3.                  Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

Порядок выполнения работы:

1.      Откройте в браузере портал Dipity.

2.      Создайте свою учетную запись, выбрав пункт меню Join Dipity (см. рис. 1).

Рис. 1. Создание учетной записи

 

3.         При регистрации введите Имя, логин и адрес почтового ящика. После регистрации пользователь получает URL-адрес, где будут храниться созданные Ленты времени.

4.         Создайте новую Ленту Времени (Create a Timeline). В открывшемся диалоговом окне укажите название Ленты «Информационные революции», дайте описание, категорию, логотип ленты времени, настройте вариант доступа к Ленте времени «Для всех» с разрешением просмотра.

Описание: Рис_2.jpg

Рис. 2. Создание Ленты времени

 

5.         Используя литературные источники, указанные в списке литературы, а также открытые интернет-источники о периодизации информационных процессов, наполните Ленту времени событиями (текстовыми, графическими, мультимедиа), отражающими основные этапы Информационных революций. Для этого в окне добавления событий ленты времени введите название события, дату, описание, изображение, ссылку для углубленного изучения темы, географические координаты для отображения события на карте (если необходимо), ссылку на информационный источник.

Описание: Рис_3.jpg

Рис. 3. Добавление событий на Ленту времени

 

Просмотр Ленты времени можно осуществлять в виде временной шкалы Timeline, блокнота Flipbook, списка List. Используя вкладку Map можно наблюдать географическую привязку событий. На Ленту времени можно поместить до 150 событий. Для возможности пакетной загрузки и скачивания ленты времени Dipity необходимо зарегистрироваться как Премиум-пользователь (Dipity Premium). Эта опция является платной.

Рис. 4. Просмотр Ленты времени в виде шкалы, списка, карты

 

6.         Полученную Ленту времени разместите на своем сайте, блоге или странице в социальных сетях. Для этого скопируйте код ленты Embed и вставьте на своем интернет-ресурсе.

Лабораторная работа № 2

Интернет-сервис Timetoast.com. Создание ленты времени «История социологии в лицах».

Цель работы: научиться структурировать и организовывать текстовые, графические и мультимедийные данные по времени, используя интернет-сервис Timetoast.com.

Оборудование: персональный компьютер с установленной операционной системой и доступом в Интернет.

Программное обеспечение: операционная система семейства Windows, flash-player последней версии, браузер Google Chrome (для корректного отображения данных и использования онлайн перевода просматриваемых страниц).

Литература:

1.                  Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 С.

2.                  История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: ИНФРА-М, 2004.

3.                  Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

Порядок выполнения работы:

1.         Откройте в браузере портал Timetoast.com.

2.         Создайте свою учетную запись, выбрав пункт меню Create your account.

3.         Зарегистрируйтесь на портале, при регистрации введите Имя, логин и адрес почтового ящика. После регистрации пользователь получает URL-адрес, где будут храниться созданные Ленты времени. Для создания бесплатной учетной записи выберите пункт «For the free plan with ads and 1 user but no premium features».

4.         Создайте новую Ленту времени (Create your first timeline). В открывшемся окне укажите название Ленты «История социологии», категорию, логотип ленты времени, настройте вариант доступа к Ленте времени «Для всех» с разрешением просмотра.

Описание: Рис_5.jpg

Рис. 5. Создание Ленты времени

 

5.         Используя литературные источники, указанные в списке литературы, а также открытые интернет-источники о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие зарубежной и русской социологии, заполните Ленту времени текстовыми и графическими событиями, отражающими основные этапы становления социологической мысли. Для этого в окне добавления событий (Edd Events) ленты времени введите название события, дату, описание, изображение, ссылку для углубленного изучения темы.

Описание: Рис_6.jpg

Рис. 6. Добавление событий на Ленту времени

 

На временную шкалу можно поместить до 150 событий. Этот сервис не поддерживает даты до н. э. На интернет-ресурсе можно использовать для описания даты события только год. Для просмотра ленты времени в режиме отображения необходимо активировать View this timeline в левой части окна. Для редактирования события необходимо выбирать кнопку Edit timeline.

Просмотр Ленты времени в виде временной шкалы Timeline и списка List доступен лишь в режиме отображения при переключении ползунка Beta Timline-List, расположенного под шкалой времени.

Для использования дополнительных возможностей Ленты времени Timetoast необходимо получить платный доступ к версиям Basic и Pro.

Рис. 7. Просмотр Ленты времени в виде шкалы и списка.

 

6.         Полученную Ленту времени разместите на своем сайте, блоге или странице в социальных сетях. Для этого скопируйте код ленты Embed и вставьте на своем ресурсе.

Заключение

Описанные лабораторные работы прошли апробацию на практических занятиях по информатике для студентов-социологов. Созданные Ленты времени нашли свое применение на занятиях по истории социологии и социологии. Приобретенные навыки работы с облачными технологиями пригодились студентам для создания Лент времени по другим дисциплинам.

 

Литература:

 

1.                  Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 с.

2.                  Монахов Д. Н., Монахова Г. А., Монахов Н. В., Прончев Г. Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2013, 132 С.

3.                  Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Информационная система для создания виртуальной образовательной среды в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика, 2013, № 1, С. 12–19.

4.                  Прончева Н. Г., Прончев Г. Б. Информационные системы удаленного доступа для образовательных целей // Инновационные информационные технологии, 2013, Т. 1, № 2, С. 360–364.

5.                  Монахов Д. Н., Монахов Н. В., Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Облачные технологии: Теория и практика: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2013, 128 С.

6.                  Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А., Бухтиярова И. Н. Интернет-ресурсы для создания электронных презентаций / Труды молодежного научного общества. Выпуск 2 / Отв. ред. Г. Б. Прончев, С. О. Елишев. — М.: Экон-информ, 2015, С. 103–109.



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 13–01–00392-а).

Основные термины (генерируются автоматически): лента времени, онлайн сервис, создание Лент времени, RSS, возможность использования, компьютер пользователя, программное обеспечение, работа, социальная сеть, учетная запись.

Ключевые слова

интернет-сервисы, облачные технологии, виртуальная образовательная среда, виртуальная образовательная среда.

Похожие статьи

Облачные интегрированные среды веб-разработки

В статье рассмотрен вопрос использования облачных технологий будущими IT-специалистами. Сформулировано понятие облачных IDE, выделены их преимущества и недостатки. Проведен сравнительный анализ существующих на рынке облачных IDE программных решений, ...

Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google

В статье рассмотрена возможность создания системы дистанционного обучения на базе сервисов Google. Приведены примеры использования этих сервисов для создания сайтов, «облачных» документов и блогов.

Использование мобильных устройств в педагогической практике

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств. Проанализированы существующие мобильные прило...

Применение информационных технологий для реализации методики анализа эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности

Обоснована целесообразность использование современных информационных технологий для реализации методики оценки экологических проблем. Определены требования к разрабатываемому программному продукту, описаны современных веб-технологии для реализации пр...

Повышение интенсификации учебного процесса студентов колледжа средствами ИКТ

В статье предложены некоторые приемы интенсификации учебного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, а также приведены примеры конкретных порталов для студентов колледжа специальности Архитектура.

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...

Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды

Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...

Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых резу...

Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)

В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...

Похожие статьи

Облачные интегрированные среды веб-разработки

В статье рассмотрен вопрос использования облачных технологий будущими IT-специалистами. Сформулировано понятие облачных IDE, выделены их преимущества и недостатки. Проведен сравнительный анализ существующих на рынке облачных IDE программных решений, ...

Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google

В статье рассмотрена возможность создания системы дистанционного обучения на базе сервисов Google. Приведены примеры использования этих сервисов для создания сайтов, «облачных» документов и блогов.

Использование мобильных устройств в педагогической практике

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств. Проанализированы существующие мобильные прило...

Применение информационных технологий для реализации методики анализа эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности

Обоснована целесообразность использование современных информационных технологий для реализации методики оценки экологических проблем. Определены требования к разрабатываемому программному продукту, описаны современных веб-технологии для реализации пр...

Повышение интенсификации учебного процесса студентов колледжа средствами ИКТ

В статье предложены некоторые приемы интенсификации учебного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, а также приведены примеры конкретных порталов для студентов колледжа специальности Архитектура.

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе

В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...

Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды

Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...

Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»

Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых резу...

Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)

В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...

Задать вопрос