Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов
Авторы: Бухтиярова Ирина Николаевна, Прончев Геннадий Борисович
Рубрика: Технические средства обучения
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 31.03.2015
Статья просмотрена: 403 раза
Библиографическое описание:
Бухтиярова, И. Н. Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов / И. Н. Бухтиярова, Г. Б. Прончев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 74-78. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/115/ (дата обращения: 16.11.2024).
На примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Проанализирована функциональность интернет-сервисов Dipity и Timetoast, приведены описания практических работ.
Ключевые слова: интернет-сервисы, облачные технологии, виртуальная образовательная среда.
Современные мультимедийные интернет-технологии находят широкое применение в учебном процессе высшей школы [1, 2], позволяют создавать новые виртуальные образовательные среды [3, 4], предполагающие распределенную и удаленную обработку и хранение данных. Такая парадигма работы с данными получила название облачные вычисления (англ. cloud computing) или облачные технологии [5].
С точки зрения пользователя, облачные технологии представляют собой интернет-приложения, доступ к которым осуществляется посредством стандартного интернет-браузера, установленного на компьютере пользователя. Таким образом, для работы с облачными приложениями необходим лишь минимальный набор программного обеспечения на компьютере пользователя, который обычно имеется на компьютерах в учебной аудитории. Все специализированные приложения можно найти в «облаке» Интернета.
В данной работе на примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Для создания Лент времени нами были использованы интернет-сервисы Dipity и Timetoast, работающие в парадигме облачных технологий. Подробный обзор облачных сервисов, используемых для создания электронных презентаций и лент времени можно найти в нашей работе [6].
Интернет-сервис Dipity
Dipity (интернет-ресурс http://te-st.ru/tools/dipity) — онлайн сервис для создания лент времени. При регистрации новой учетной записи на интернет-ресурсе пользователю предлагается ввести фамилию, имя, пароль, адрес электронной почты, а также указать желаемое имя, которое будет адресом для доступа к работам пользователя (http://www.dipity.com/username). Онлайн сервис дает возможность создания собственных лент времени, в которых наглядно представлены события с привязкой ко времени и местоположению на карте Google. Таким образом, ленты времени представляют собой шкалу с делениями-датами (дни, месяцы, годы), где отображаются различные события. В качестве событий ленты времени можно использовать фотографии и видеоролики, созданные как самим пользователем, так и интегрированные из различных социальных сервисов. Вход на сервис Dipity возможен также посредством регистрационных данных социальной сети Facebook.
При создании новой ленты времени необходимо указать:
- длину временной шкалы, которая может составлять от одного получаса до 500 лет,
- иллюстрации событий — цифровые изображения, видеоролики, фрагменты текста, картографические координаты и ссылки на различные сайты, содержащие дополнительную текстовую информацию.
В сервисе Dipity предусмотрена возможность изменения формы представления информации. Существуют следующие режимы:
- Timeline — в виде шкалы времени,
- Flipbook — в виде блокнота, на каждой странице которого располагаются отдельные события,
- List — в виде списка событий,
- Map — в виде карты, на которой указаны места событий.
В настройках доступа к презентации можно разрешить возможность редактирования и добавления комментариев.
Созданные с помощью сервиса Dipity презентации можно хранить на странице ресурса или на рабочей станции.
Сервис Dipity позволяет анализировать различную информацию в Интернете, структурировать и организовывать данные по времени. Dipity позволяет пользователям собирать Ленту времени из источников в реальном времени, из социальных медиа, традиционных поисковых систем, лент новостей RSS и объединять их в единый, простой в использовании, понятный интерфейс в виде цифровой шкалы. К Ленте времени можно подключить существующие интернет-сервисы, такие как YouTube, Facebook, Google, Twitter, Flickr, чтобы импортировать содержимое в свободную шкалу.
Интернет-сервис Timetoast
Timetoast (интернет-ресурс http://www.timetoast.com) также представляет собой онлайн сервис для создания Лент времени. С точки зрения функциональности Timetoast выглядит более простым для работы конечных пользователей по сравнению с сервисом Dipity. Так, в сервисе отсутствует возможность добавления видео. События можно представлять в виде текста, графического изображения, гиперссылки. Лента времени включает фиксированную дату, описание, ссылку.
Для начала работы с Timetoast пользователю необходимо пройти регистрацию или воспользоваться своей учетной записью в социальной сети Facebook.
Лабораторная работа № 1
Интернет-сервис Dipity. Создание ленты времени «Информационные революции».
Цель работы: научиться структурировать и организовывать текстовые, графические и мультимедийные данные по времени, используя интернет-сервис Dipity.
Оборудование: персональный компьютер с установленной операционной системой и доступом в Интернет.
Программное обеспечение: операционная система семейства Windows, flash-player последней версии, браузер Google Chrome (для корректного отображения данных и использования онлайн перевода просматриваемых страниц).
Литература:
1. Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 С.
2. Чугунов А. В. Социальная информатика: Учебное пособие. — СПб.: НИУ ИТМО, 2012, 223 С.
3. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
Порядок выполнения работы:
1. Откройте в браузере портал Dipity.
2. Создайте свою учетную запись, выбрав пункт меню Join Dipity (см. рис. 1).
Рис. 1. Создание учетной записи
3. При регистрации введите Имя, логин и адрес почтового ящика. После регистрации пользователь получает URL-адрес, где будут храниться созданные Ленты времени.
4. Создайте новую Ленту Времени (Create a Timeline). В открывшемся диалоговом окне укажите название Ленты «Информационные революции», дайте описание, категорию, логотип ленты времени, настройте вариант доступа к Ленте времени «Для всех» с разрешением просмотра.
Рис. 2. Создание Ленты времени
5. Используя литературные источники, указанные в списке литературы, а также открытые интернет-источники о периодизации информационных процессов, наполните Ленту времени событиями (текстовыми, графическими, мультимедиа), отражающими основные этапы Информационных революций. Для этого в окне добавления событий ленты времени введите название события, дату, описание, изображение, ссылку для углубленного изучения темы, географические координаты для отображения события на карте (если необходимо), ссылку на информационный источник.
Рис. 3. Добавление событий на Ленту времени
Просмотр Ленты времени можно осуществлять в виде временной шкалы Timeline, блокнота Flipbook, списка List. Используя вкладку Map можно наблюдать географическую привязку событий. На Ленту времени можно поместить до 150 событий. Для возможности пакетной загрузки и скачивания ленты времени Dipity необходимо зарегистрироваться как Премиум-пользователь (Dipity Premium). Эта опция является платной.
Рис. 4. Просмотр Ленты времени в виде шкалы, списка, карты
6. Полученную Ленту времени разместите на своем сайте, блоге или странице в социальных сетях. Для этого скопируйте код ленты Embed и вставьте на своем интернет-ресурсе.
Лабораторная работа № 2
Интернет-сервис Timetoast.com. Создание ленты времени «История социологии в лицах».
Цель работы: научиться структурировать и организовывать текстовые, графические и мультимедийные данные по времени, используя интернет-сервис Timetoast.com.
Оборудование: персональный компьютер с установленной операционной системой и доступом в Интернет.
Программное обеспечение: операционная система семейства Windows, flash-player последней версии, браузер Google Chrome (для корректного отображения данных и использования онлайн перевода просматриваемых страниц).
Литература:
1. Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 С.
2. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
Порядок выполнения работы:
1. Откройте в браузере портал Timetoast.com.
2. Создайте свою учетную запись, выбрав пункт меню Create your account.
3. Зарегистрируйтесь на портале, при регистрации введите Имя, логин и адрес почтового ящика. После регистрации пользователь получает URL-адрес, где будут храниться созданные Ленты времени. Для создания бесплатной учетной записи выберите пункт «For the free plan with ads and 1 user but no premium features».
4. Создайте новую Ленту времени (Create your first timeline). В открывшемся окне укажите название Ленты «История социологии», категорию, логотип ленты времени, настройте вариант доступа к Ленте времени «Для всех» с разрешением просмотра.
Рис. 5. Создание Ленты времени
5. Используя литературные источники, указанные в списке литературы, а также открытые интернет-источники о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие зарубежной и русской социологии, заполните Ленту времени текстовыми и графическими событиями, отражающими основные этапы становления социологической мысли. Для этого в окне добавления событий (Edd Events) ленты времени введите название события, дату, описание, изображение, ссылку для углубленного изучения темы.
Рис. 6. Добавление событий на Ленту времени
На временную шкалу можно поместить до 150 событий. Этот сервис не поддерживает даты до н. э. На интернет-ресурсе можно использовать для описания даты события только год. Для просмотра ленты времени в режиме отображения необходимо активировать View this timeline в левой части окна. Для редактирования события необходимо выбирать кнопку Edit timeline.
Просмотр Ленты времени в виде временной шкалы Timeline и списка List доступен лишь в режиме отображения при переключении ползунка Beta Timline-List, расположенного под шкалой времени.
Для использования дополнительных возможностей Ленты времени Timetoast необходимо получить платный доступ к версиям Basic и Pro.
Рис. 7. Просмотр Ленты времени в виде шкалы и списка.
6. Полученную Ленту времени разместите на своем сайте, блоге или странице в социальных сетях. Для этого скопируйте код ленты Embed и вставьте на своем ресурсе.
Заключение
Описанные лабораторные работы прошли апробацию на практических занятиях по информатике для студентов-социологов. Созданные Ленты времени нашли свое применение на занятиях по истории социологии и социологии. Приобретенные навыки работы с облачными технологиями пригодились студентам для создания Лент времени по другим дисциплинам.
Литература:
1. Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 с.
2. Монахов Д. Н., Монахова Г. А., Монахов Н. В., Прончев Г. Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2013, 132 С.
3. Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Информационная система для создания виртуальной образовательной среды в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика, 2013, № 1, С. 12–19.
4. Прончева Н. Г., Прончев Г. Б. Информационные системы удаленного доступа для образовательных целей // Инновационные информационные технологии, 2013, Т. 1, № 2, С. 360–364.
5. Монахов Д. Н., Монахов Н. В., Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Облачные технологии: Теория и практика: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2013, 128 С.
6. Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А., Бухтиярова И. Н. Интернет-ресурсы для создания электронных презентаций / Труды молодежного научного общества. Выпуск 2 / Отв. ред. Г. Б. Прончев, С. О. Елишев. — М.: Экон-информ, 2015, С. 103–109.
Ключевые слова
интернет-сервисы, облачные технологии, виртуальная образовательная среда, виртуальная образовательная среда.Похожие статьи
Облачные интегрированные среды веб-разработки
В статье рассмотрен вопрос использования облачных технологий будущими IT-специалистами. Сформулировано понятие облачных IDE, выделены их преимущества и недостатки. Проведен сравнительный анализ существующих на рынке облачных IDE программных решений, ...
Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google
В статье рассмотрена возможность создания системы дистанционного обучения на базе сервисов Google. Приведены примеры использования этих сервисов для создания сайтов, «облачных» документов и блогов.
Использование мобильных устройств в педагогической практике
В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств. Проанализированы существующие мобильные прило...
Применение информационных технологий для реализации методики анализа эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности
Обоснована целесообразность использование современных информационных технологий для реализации методики оценки экологических проблем. Определены требования к разрабатываемому программному продукту, описаны современных веб-технологии для реализации пр...
Повышение интенсификации учебного процесса студентов колледжа средствами ИКТ
В статье предложены некоторые приемы интенсификации учебного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, а также приведены примеры конкретных порталов для студентов колледжа специальности Архитектура.
Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...
Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе
В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»
Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых резу...
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...
Похожие статьи
Облачные интегрированные среды веб-разработки
В статье рассмотрен вопрос использования облачных технологий будущими IT-специалистами. Сформулировано понятие облачных IDE, выделены их преимущества и недостатки. Проведен сравнительный анализ существующих на рынке облачных IDE программных решений, ...
Реализация дистанционного обучения в вузе с помощью сервисов Google
В статье рассмотрена возможность создания системы дистанционного обучения на базе сервисов Google. Приведены примеры использования этих сервисов для создания сайтов, «облачных» документов и блогов.
Использование мобильных устройств в педагогической практике
В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств. Проанализированы существующие мобильные прило...
Применение информационных технологий для реализации методики анализа эколого-экономической эффективности природоохранной деятельности
Обоснована целесообразность использование современных информационных технологий для реализации методики оценки экологических проблем. Определены требования к разрабатываемому программному продукту, описаны современных веб-технологии для реализации пр...
Повышение интенсификации учебного процесса студентов колледжа средствами ИКТ
В статье предложены некоторые приемы интенсификации учебного процесса средствами информационно-коммуникационных технологий, а также приведены примеры конкретных порталов для студентов колледжа специальности Архитектура.
Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...
Использование 3D-моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе
В статье рассматриваются 3D-технологии, а также их возможности использования в начальной школе. Автор дает определение понятиям «3D-моделирование», «3D-принтер», «3D-ручка»; раскрывается сущность использования данных устройств в образовательных орган...
Технология «безбумажного» обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды
Рассматривается возможность интеграции технологии «безбумажного» обучения в процесс языковой подготовки студентов технического вуза. Данная технология является эффективным способом реализации функций информационно-обучающей среды современного учебног...
Использование SMART-целей на примере дисциплины «Программирование»
Статья посвящена использованию современных методов обучения в учебном процессе при подготовке студентов специальности «Информатика». Рассматривается постановка SMART-цели на примере дисциплины «Программирование». Приведен пример оценки ожидаемых резу...
Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)
В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...