Воспитание учащихся в духе патриотизма в процессе преподавания иностранного языка
Автор: Ахмедова Муяссар Хадиматовна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 09.03.2015
Статья просмотрена: 78 раз
Библиографическое описание:
Ахмедова, М. Х. Воспитание учащихся в духе патриотизма в процессе преподавания иностранного языка / М. Х. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/84/ (дата обращения: 19.12.2024).
С первых дней обретения Узбекистаном своей Независимости одним из приоритетных направлений государственной политики стало проблема воспитание молодого поколения в духе национальнқх традиций, получения ими современнқх, отвечающих потребностям века, знаний. Для качественного развития сферы образования приняты закон «Об образовании», Национальная программа по подготовке кадров. Обеспечено гармоничное внедрение инновационных технологий в учебный процесс, активное освоение знание.
Современный педагог должен быть не только специалистом в своей области, но и хорошим психологом, знатоком вопросы, которые интересуют учащихся, уметь пользоваться современными технологиями, иметь представление о происходящих в мире событиях, быть гармонично развитой личностью и обладать высоким уровнем культуры.
Язык представляет собой средство коммуникации, обмена информацией и взаимодействия, эмпатии и понимания. Поэтому язык как социальное и психологическое явление участвует во всех сферах жизнедеятельности.
Язык является общественным явлением, непосредственно связанным с психикой человека. Это в свою очередь, требует от человека занимающегося преподаванием языка, определенных педагогических и психологических навыков.
Процесс преподавания языка вне зависимости от предмета или языка ставит перед современным педагогом задачи овладения инновационными технологиями и умения их правильного применения.
Для методики преподавания иностранных языков важны интеллект, память, психологическая сущность знаний, умения и навыков, владение понятийным аппаратом о психологических процессах, поскольку методика занимается созданием умений и навыков.
Общеизвестно, что учащийся, студент при изучении иностранного языка опирается на знания и навыки, приобретенные на родном языке. Как отмечают психологи, обучающийся может переносить данные представления на изучаемый язык. Этот перенос может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные результаты неразрывно связаны с психологией человека.
В процессе преподавания иностранного языка важную роль играет педагогика. Четкое и глубокое отображение закономерностей обучения в дидактических принципах определяется уровнем развития педагогики и основными дисциплинами, связанными с ней. Следующие дидактические принципы: принцип научности обучения, воспитательный характер обучения, рациональность обучения, активность (динамизм), наглядность, системность и глубокая усвояемость знаний, единство обучения и воспитания, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся и др.
Принцип научности в обучении предполагает системное усвоение знаний. Выбор языковых и речевых материалов, раскрытие значений понятий и закономерностей изучаемых явлений осуществляется в соответствии с требованиями дисциплины. В учебниках и учебных пособиях не допускается неправильная интерпретация научных аргументов. Помимо вышеуказанного принципа научности преподавания иностранных языков нем заложены определение содержания дисциплины, связанной с процессом обучения, а также последние достижения методики, отвечающей современным требованиям и уровню знаний о языке, речевой деятельности, выбор средств, методов обучения, изучение учебных материалов, обладающих практической значимостью и научной достоверностью.
Воспитательный принцип обучения выражается в формировании в учащихся нравственно-моральных взглядов и мировоззрения, в развитии физических сил и эмоциональных возможностей, в разъяснении социально-экономической политики государства и становлении личности обучающегося.
Процесс изучения языка непосредственно связан с освоением экономических, этнических, политических особенностей страны. В частности, учащийся при освоении языка определенной страны получает представления о культуре и обычаях страны изучаемого языка. Вместе с тем обучаемый имеет возможность сравнивать их с национальными обычаями и традициями своей страны, в результате прийти к соответствующим выводам, сделать заключения. Изучение особенностей культуры, этнических особенностей каждой страны требует ответственности и высокого уровня знаний. Поскольку учащийся наряду с изучением культуры других народов воспитывается в духе любви к Родине.
Использование в образовательном процессе интерактивных методов, инновационных технологий, педагогических и информационных технологий повышает качество обучения. Особенно с каждым годом повышается интерес к использованию их в преподавании иностранных языков. Одной из причин этого является тот факт, что до настоящего времени в (традиционном) образовании учащиеся овладевали «готовыми» знаниями, а с использованием современных технологий предполагается самостоятельный поиск знаний, их анализ, даже принятие выводов.
В обучении языку в процессе непосредственного сопоставления национальных культурных традиций, ментальных особенностей, культуры страны изучаемого языка с родной культурой возможно использование множества технологий. В частности, для правильной организации учебного процесса, развития логического мышления, выбора необходимых сведений из множества различной информации, касающейся предмета обучения, применяется «Блиц-игра». Преподаватель может эффективно использовать технику метода управления аудиторией, ознакомления учащихся с методами управления и их применение в учебном процессе.
Динамизм в преподавании иностранных языков подразумевает, что для выполнения речевых актов необходимо развитие внимания, интеллекта, памяти и воли. Основными источниками динамизма являются цели, причины, желания и интересы.
Опыт практической деятельности свидетельствует о том, что основное время теоретического занятия занимает преподавание новых знаний, затем посредством дискуссий в небольших группах и других нетрадиционных методов осуществляется закрепление полученных знаний.
Действительно, при соблюдении учебного процесса становится очевидным, что первая часть занятия является наиболее продуктивной, затем эффективность и мотивация снижаются. Поэтому после того как лектор объявляет о теме лекционного занятия, целесообразно в продолжение учебного процесса предоставить слово нескольким студентам, специально подготовленным для данной ситуации. Для этого необходимо, чтобы каждое занятие три-четыре студента (из них один по теме лекции, остальные по дополнительным материалам), должны самостоятельно подготовиться заранее для выступления. Безусловно, преподаватель должен предварительно ознакомиться с докладами, подготовленными студентами, а также обсудить все вопросы, касающиеся выступления.
Предоставление преподавателем слова студентам свидетельствует о применении нетрадиционных методов, которые помогают закрепить новый учебный материал. Поскольку данное мероприятие позволяет избежать однообразия. В то же время применение метода «мозговой штурм» в устной его форме позволит вовлечь всех учащихся в учебный процесс, в частности формируется культура обсуждения и общения у учащихся, поскольку высказанные идеи и мысли не игнорируются, не оцениваются, даже если они ошибочны, они учитываются.
Студент-докладчик в процессе подготовки к занятию осуществляет самостоятельные изыскания, учится отстаивать свое мнение. Данный процесс для каждого студента-докладчика дает возможность проявить себя с различных сторон. Они могут использовать наглядные пособия, применять игры и другие техники. Каждый учащийся после доклада поощряется, а это в свою очередь стимулирует активность обучаемых, а также обеспечивает интерес к предмету.
Воспитание учащихся в духе патриотизма является основой развития страны. Потому что любовь к Родине, патриотизм играют важную роль в стабильности и развитии общества и государства. Основные задачи формирования у учащихся чувства патриотизма — это осознание своей национально идентичности, возрождение национальных ценностей, обогащение их достижениями научного прогресса, овладение объективными знаниями об истории и культуре нашего народа, верность вере наших предков. В результате у учащихся также формируется новое мышление, в то же время уделяется внимание преемственности национального самосознания. Вот почему так важно развивать у учащихся знания, умения и навыки в духе любви к Родине.
Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с достижениями высокого уровня культуры, становлением учащегося гармонично развитой личностью имеет огромное значение. Личность, воспитанная в духе любви к родной земле, укрепляет общество, становится его опорой. Для воспитания такого человека необходим комплексный подход, в особенности эффективными являются аудиторные и внеаудиторные работы, связанные с развитием чувства патриотизма.
Известно, что в преподавании иностранных языков применяют следующие виды работ: чтение, говорение, письмо и аудирование. Педагог должен уметь продуктивно их использовать. Воспитание в духе любви к Родине в процессе обучения иностранным языкам является одним из основных дидактических принципов. В этом педагогу помогает подбор тем, а также специально подобранные по ним тексты. Данные темы, используемые на занятиях, могут быть подготовлены учащимися, это стимулирует их к самостоятельным изысканиям, позволит организовать учебный процесс совместно с учащимися, качественно дополнить его дидактическим содержанием.
Темы, подготовленные педагогом, могут быть в следующем виде:
Узбекистан — прекрасная страна.
Узбекистан богат природными ресурсами, экономика нашей страны позволяет удовлетворить потребности каждого гражданина, является залогом созидания и потенциала государства. Наша земля богата залежами золота, нефти, газа, цветных металлов, угля, строительных материалов, которые используются во благо народа.
Кроме того, древняя земля Узбекистана щедра историческими достопримечательностями, старинными артефактами, славится изумительными архитектурными традициями. Ярким свидетельством тому служат исторические памятники Самарканда, Бухары, Хивы.
В Узбекистане четыре времени года сменяют друг друга и каждый сезон прекрасен по-своему. Фрукты, овощи, плоды наших садов ценятся во всем мире.
Красота и богатство Узбекистана красочно иллюстрируются фильмами, картинами, стихами, которые находят отклик в душе учащегося.
Использование текстов указанной выше тематики в учебном процессе позволит воспитывать учащихся в духе любви к Родине. При обучении иностранным языкам в использовании подобных текстов целесообразно применение говорения, чтения, письма и аудирования. То есть чтение текста на иностранном языке, также прослушивание текста, записанного на диктофон специалистом-филологом, дает положительный результат. Кроме того, пересказ студентами содержания прослушанного текста, развивает память и речь у учащихся.
Также эффективным является использование картин, иллюстрирующих любовь к Родине: их обсуждение, фотографии исторических памятников или просмотр документальных фильмов помогает организовать учебный процесс как интересное занятие.
Помимо основного доклада учащегося другие учащиеся, подготовившие дополнительный материал по теме, могут также подобрать крылатые слова, афоризмы, пословицы, истории, загадки про Родину. Данные дополнительные материалы дают возможность повторить и закрепить знания и умения, связанные со звуками, словами, предложениями, которые рассматриваются в новой теме.
Тенденции развития общества определяются уровнем владения иностранными языками. В этом процессе следует придерживаться грамматических правил, задания выполнять самые простые со временем усложняя их. Кроме того, необходимо закрепить пройденный материал. Всегда надо помнить, что основная задача изучающих иностранный язык — уважать его как родной язык, а полученные знания применять только во благо.
Таким образом, как показывает практика, использование нетрадиционных методов обучения в организации учебного процесса при преподавании иностранных языков дает положительные результаты. При организации нетрадиционных уроков необходимо учитывать пожелания учащихся. Кроме того, помимо индивидуальных особенностей, возраста, пола, развития и подготовки учащихся следует учитывать их уровень подготовки к усвоению знаний.
Правильное использование нетрадиционных методик в учебном процессе позволит сформировать показатели активного освоения знаний. В частности, самостоятельность мышления и обмен мнениями, повышает речевую активность, свободное обсуждение различных вопросов, ознакомление с культурой других стран и воспитание в духе любви к Родине.
Литература:
1. Закон об образовании Республики Узбекистан. Ташкент. 1997г.
2. Арипова М. Потриатическое воспитание студентов. Ташкент. 2007.
3. Ахмадалиев А. М. проф., Қосимов А. X. «Инновацион фаолият ва илгор педагогик технологиялар» Тошкент 2006. Инновационная деятельност и передовые педогогические технологии.
4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, М.; 1985.
5. Гайбуллаев Н, Ёдгоров Р., Маматқулова Р., Тошмуродова К. Педагогика. Текст лекции. Учебная пособия. Тошкент 2000.