Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования
Автор: Пережовская Алёна Николаевна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 23.03.2015
Статья просмотрена: 3718 раз
Библиографическое описание:
Пережовская, А. Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования / А. Н. Пережовская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/94/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается содержание третьей миссии университетов — создание институтов непрерывного образования (ИНО); раскрываются задачи, содержание четырех моделей развития, международной деятельности ИНО; приводятся примеры реализации всех этих направлений в вузах нашей страны.
Ключевые слова: образовательная траектория, интеграция уровней образования, факультет СПО, третья миссия, институт непрерывного образования, модель развития.
Развитию системы непрерывного образования уделяют большое внимание во всем мире. Так, во Франции постоянно повторяют: «Образование как деньги, нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно»; английский поэт и художник Уильям Блейк часто говорил: «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно» [5].
Длительное реформирование образовательной системы в России также привело к осознанию необходимости развития системы непрерывного образования, которое в XXI веке становится крайне необходимым. В обществе произошла научная революция, образовательный процесс перешел к формированию своей новой модели.
В условиях быстро меняющегося мира даже очень хорошего образования может быть недостаточно. Изменилась цель образования, связанная с возможностью человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям жизни. Постепенно «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» [1, с.51].
Действительно, непрерывное образование — это постоянное совершенствование знаний, умений и навыков (ЗУН) человека, вызванное необходимостью «идти в ногу со временем», стремлением быть востребованным в существующей профессиональной и социальной среде.
Развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Эффективность и возможность образовательной деятельности определяются взаимосвязями между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями услуг; фирмами, рынком, государством и другими социальными партнерами. Непрерывное образование может рассматриваться как часть структуры «обучения в течение всей жизни» [2], направленной на обеспечение адаптации человека к постоянно меняющимся условиям не только профессиональной деятельности, но и социальной среды путем предоставления возможностей организации индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни.
Концепция модернизации образования в России предусматривает опережающее развитие среднего профессионального образования, проведение его структурной перестройки с учетом региональных рынков труда. В условиях модернизации образования создаются различные варианты образовательных линий, обеспечивающих реализацию образовательных программ различного уровня. Появление новых видов образовательных учреждений, альтернативность и вариативность содержания обучения, изменения нормативной базы управления, новшества в статусе и функциях руководителей — все это требует нестандартных управленческих подходов, новых решений и действий. Государству и экономике выгодно создание так называемого треугольника образования, где в основе — квалифицированные рабочие, в середине — техники и на самой вершине — специалисты с качественным высшим образованием (будущие проектировщики, ученые, управленцы высшего звена). При таком подходе роль и значение системы СПО вполне определены:
- высокое качество образования;
- широкие системы знания по избранной профессии;
- приобретение прикладных навыков, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности;
- краткий срок обучения;
- раннее включение в трудовую деятельность [3, с. 28].
Среди всех проблем реформирования среднего профессионального образования в настоящее время на первый план выходят проблемы интеграции и управления развитием СПО. Происходит формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, позволяющим вузам успешно интегрироваться в общеевропейское пространство профессионального образования и обучения.
В настоящее время система среднего профессионального образования включает в себя 2,5 тыс. государственных и муниципальных средних специальных заведений и около 250 вузов России, которые имеют в качестве подразделений факультеты СПО. Так на базе ФГБОУ ВПО РГАТУ («Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева») в 2011 г. был создан факультет довузовской подготовки, который в 2012 г. был переименован в факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования (ФДП и СПО), куда могут поступить ребята после окончания 9 классов.
Какие же преимущества имеет факультет СПО как структурное подразделение вуза перед интегрированными (ВУЗ-ССУЗ) моделями учебных заведений?
В настоящее время обучение по программам СПО в вузе представляет возможность выпускникам продолжить образование, поступив на любую специальность ВПО без ЕГЭ, по внутренним испытаниям. Так, например, получив в ФГБОУ ВПО РГАТУ диплом СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) выпускник может продолжить обучение на ВПО, поступив на факультет Экономики и менеджмента или, изменив профиль специальности, поступить на Технологический или Инженерный факультет. Кроме того, ребята, получившие диплом СПО, при поступлении на ВПО уже адаптированы к новым условиям учебной деятельности; многие преподаватели ведут обучение как на факультете СПО, так и на факультетах ВПО в вузе.
Таким образом, обеспечивается не только подготовка квалифицированных специалистов среднего звена, но и ускоренное обучение специалистов с высшим образованием по профильным специальностям (обучение может быть на год меньше). Такая многоступенчатость и вариативность системы обучения дает возможность обучающемуся иметь свой завершенный «карьерный, профессиональный коридор», после «прохождения» которого он получает соответствующий документ о профессиональной пригодности [3, с. 30]. Студент, получив профессиональные навыки, специальность, может прервать обучение или продолжить его, поступив на другой уровень профессионального образования. Одним из преимуществ этой системы является планомерный переход с одного уровня обучения (СПО) на другой (ВПО).
Другое преимущество факультета СПО — возможность вуза обеспечить качественное образование для детей из сельской местности, в том числе для одаренных детей. Поддержка одаренных детей из глубинки — важнейшая социальная функция системы непрерывного образования, обеспечиваемого при таком подходе.
В настоящее время на ФДП и СПО ФГБОУ ВПО РГАТУ студенты обучаются по 6 специальностям (срок обучения от 2 г.10 месяцев до 3 г.10 месяцев в зависимости от выбранной специальности), а на факультете СПО Калмыцкого государственного университета — по 17 специальностям, факультет обеспечивает не только подготовку кадров, но и гарантирует решение многих социальных, молодежных проблем. Ведь зачастую выпускники сельских школ оказываются неконкурентоспособными при отборе в высшие учебные заведения. Обучение на факультете СПО дает такой категории абитуриентов шанс получить качественное профессиональное образование. За 2–4 года обучения на факультете СПО у студентов появляется возможность получить не только специальность, но и, адаптировавшись к условиям вуза, приобрести необходимые для дальнейшего профессионального совершенствования знания, умения, навыки.
Кроме того, исторически сложилось, что университеты выступают авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом. Реагируя на вызовы времени, современные университеты берут на себя социальную ответственность по созданию и развитию форм непрерывного образования. Реализация идей непрерывности во многих странах сегодня рассматривается как третья миссия университетов, как одно из важных направлений стратегического развития вузов [4, с.1]. Так, на базе некоторых российских университетов создаются такие новые структуры, как институты непрерывного образования.
Основными задачами институтов непрерывного образования (ИНО) являются:
1. Развитие кадров региона как ключевой элемент миссии институтов непрерывного образования (ИНО).
Будучи преемниками факультетов повышения квалификации и институтов дополнительного профессионального образования, 90 % ИНО сохраняют за собой функцию развития кадров региона.
В основе данной задачи лежат:
- миссия по «совершенствованию и развитию системы непрерывного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда»;
- «подготовка высококвалифицированных специалистов для рынка труда»;
- «предоставление специалистам возможности формирования необходимых компетенций и их повышения в соответствии с требованиями конкурентоспособной экономики» [4, с.3].
Реализация указанной миссии выводит и на проблему обеспечения преемственности всех уровней профессионального образования. В качестве примера можно привести опыт Института непрерывного образования Московской государственной юридической академии, в состав которого входят три отделения: среднего профессионального (СПО); высшего профессионального (ВПО); дополнительного профессионального образования. Институт непрерывного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики имеет в своей структуре колледж (уровень СПО) [4, с.3].
В 2011 году на базе инженерно-экономического института ФГБОУ ВПО РГАТУ также был создан институт непрерывного образования как структурное подразделение университета. Главной задачей данного подразделения является организация региональной системы непрерывного агробизнес-образования «Школа-Колледж-Вуз» на основе дистанционных образовательных технологий, ориентированной на потребности регионального рынка труда с позиции устойчивого развития сельских территорий. Дистанционное обучение облегчает возможность получения студентом образования, а также позволяет вести подготовку и переподготовку, повышение квалификации специалистов.
2. Обеспечение взаимодействия с реальным сектором экономики, бизнесом, органами власти и представителями социальной сферы в области непрерывного образования.
3. Развитие качественного контингента вуза.
По значимости данная задача стоит на первом месте у 35 % институтов непрерывного образования. Это новое направление деятельности вузов, связанное с подготовкой абитуриентов к выбору сферы профессиональной деятельности и обучению в учреждении высшего образования.
В комплексе задач институтов непрерывного образования данный элемент миссии конкретизируется следующим образом:
«организация системы предпрофильного и профильного обучения на основе создания сетевой модели образовательных учреждений различных уровней: школа — колледж — вуз (сетевая модель); формирование профессиональных интересов и осознанного выбора профессии на раннем уровне обучения; организация различных форм дополнительных образовательных услуг для школьников и абитуриентов; совершенствование довузовской и профориентационной работы в вузе; довузовская подготовка школьников, направленная на развитие способностей, творческой активности, формирование лидерских качеств, обеспечивающих профессиональный выбор ребенка, способствующих его вхождению в культурное пространство университета, а также приобщение к работе в научных коллективах» [4, с.4].
4. Включение студентов в систему непрерывного образования, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Примерами организации дополнительного образования студентов могут служить Отдел дополнительных образовательных программ для студентов Института непрерывного образования Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, Отдел студенческого дополнительного образования Института непрерывного образования Башкирского государственного университета и др.
5. Развитие кадрового потенциала вуза.
6. Дополнительное образование, образование взрослых, образование социально незащищенных слоев населения, социально-образовательные проекты.
Так, в институте непрерывного образования РГУ имени С. А. Есенина действует проект «Университет выходного дня»; открытые лекции для жителей Рязани, среднесрочная программа взаимодействия университета с местным сообществом «Интеллектуальный перекресток Рязани».
7. Научная деятельность в области непрерывного образования.
8. Развитие вуза как международного центра непрерывного образования.
В ряде институтов непрерывного образования в качестве одной из задач развития указана международная деятельность (15 %). В основных направлениях деятельности она конкретизируется как:
- обучение, подготовка и повышение квалификации граждан в рамках международного сотрудничества, участие в международных обменах и научном туризме, обучение, подготовка граждан РФ за рубежом (Институт развития непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета);
- организация деятельности Центра тестирования и обучения русскому языку для иностранцев (Институт инноваций и непрерывного образования Череповецкого государственного университета);
- реализация международных программ; дополнительных образовательных программ для иностранных граждан (Институт непрерывного образования Псковского государственного университета) [4, с.7].
Кроме того, выделяют 4 модели развития институтов непрерывного образования, действующие в вузах нашей страны.
Модель 1. Непрерывное образование как непрерывное профессиональное образование. Миссия института непрерывного образования заключается в обеспечении всех уровней профессионального образования образовательными маршрутами.
Модель 2. Непрерывное образование как образование взрослых.
Модель 3. Непрерывное образование как образование на протяжении всей жизни. Для этой модели характерно стремление к междисциплинарному научному осмыслению феномена непрерывного образования [4, с.8].
Разница между моделями обусловлена различиями в понимании социально-педагогического назначения системы непрерывного образования.
Исходя из написанного, можно отметить, что развитие непрерывного образования способствует установить более тесные связи с жизнью, призвано проложить новые пути развития в области теории и методики обучения, использовать новые технологии, инновационные средства обучения.
Непрерывное образование является не только педагогической системой, характеризующейся определенными структурными особенностями, функциональными связями и технологиями обучения, но и специфической составной частью всего общества, в котором образование выполняет задачи социализации человека как личности, как индивида, формирования, развития его способностей, определенных знаний, умений и навыков. Образование становится непрерывным, связанным с жизнью, а не просто конечным пунктом человека в период его обучения в школе, ссузе, вузе.
Большое значение для становления, развития и совершенствования системы непрерывного образования имеет развитие системы среднего профессионального образования, создание факультетов СПО на базе вузов; совершенствование системы дополнительного образования путем создания институтов непрерывного образования.
Развитие системы СПО, ИНО являются важнейшими компонентами, звеньями интеграции уровней образования, входящих в систему непрерывного образования; способствуют переходу от «обучения на всю жизнь» к «обучению в течение всей жизни» [1, с.51].
Литература:
1. Днепров, Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э. Д. Днепров.- М.: Мариос, 2011.- 455 с.
2. Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.ido.tsu.ru
3. Нюденова, Э. К. Тенденции развития среднего профессионального образования в условиях ВУЗА (на примере Калмыцкого госуниверситета) / Э. К. Нюденова // Вестник Бурятского государственного университета.- 2010.- № 1.- С.28–31.
4. Игнатович, Е. В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования / Е. В. Игнатович // Непрерывное образование: XXI век.- 2013.- № 2.-С.1–9.
5. Актуальность получения непрерывного образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.mon-amina.livejournal.com
6. Непрерывное образование [Электронный ресурс] / Гуманитарно- правовой портал.- Режим доступа: http// psyera.ru
Ключевые слова
модель развития., образовательная траектория, интеграция уровней образования, факультет СПО, третья миссия, институт непрерывного образования, модель развитияПохожие статьи
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...
Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки
В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...
Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития
В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности р...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования
В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...
Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...
Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения
В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...
Разработка и реализация образовательной услуги
В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги, а так же представле...
Перспективы цифровизации традиционных предметов образования на примере «Основ православной культуры / Теологии»
В настоящем исследовании автор постарался очертить предполагаемую карту перспектив цифровизации образовательной системы России на примере традиционных предметов образования, а конкретнее на примере недавно введенного в образовательную сетку предмета ...
Похожие статьи
Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...
Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом ...
Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки
В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...
Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития
В статье рассматриваются актуальные аспекты развития системы непрерывного образования, отражаются различные подходы к определению понятия «непрерывное образование», раскрывается содержание системы непрерывного образования, перспективы и особенности р...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования
В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...
Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующ...
Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения
В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...
Разработка и реализация образовательной услуги
В статье рассматриваются вопросы тенденции российского образования, формирования и развитие рынка образовательных услуг, что приводит к необходимости образовательных учреждений разрабатывать и предоставлять образовательные услуги, а так же представле...
Перспективы цифровизации традиционных предметов образования на примере «Основ православной культуры / Теологии»
В настоящем исследовании автор постарался очертить предполагаемую карту перспектив цифровизации образовательной системы России на примере традиционных предметов образования, а конкретнее на примере недавно введенного в образовательную сетку предмета ...