Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»
Авторы: Токарева Екатерина Альбертовна, Токарев Алексей Алексеевич, Иванова Валентина Витальевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 26.12.2016
Статья просмотрена: 811 раз
Библиографическое описание:
Токарева, Е. А. Организационно-педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» / Е. А. Токарева, А. А. Токарев, В. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1385/ (дата обращения: 15.11.2024).
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Здоровый образ жизни является предпосылкой для достижения личностью активного долголетия.
На эту тему ежегодно издаются тысячи книг самого разного уровня и объема, проводятся сотни научных конференций, принимаются нормативные акты и декларации, создаются программы и проекты, организуются центры и клубы, где активно пропагандируются те или иные оздоровительные методики. По актуальной тематике выпускается множество газет и журналов, ведутся постоянные передачи на радио и телевидении.
Здоровый образ жизни — это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [1, с. 321]. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе организации познавательных, физкультурных и интегрированных занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, и продолжаться в школе.
В психолого-педагогической литературе есть немало диссертационных исследований, монографий и публикаций, посвященных воспитанию основ здорового образа жизни у детей всех возрастов. В то же время совершенно недостаточно источников, в которых затрагиваются вопросы формирования здорового образа жизни у воспитанников образовательного комплекса «Детский сад — школа». Тем ценнее являются работы, посвященные искомой теме. Так, например, в публикации А. Н. Смолонской, в которой автором обосновывается преимущество обучения в условиях образовательного комплекса, подчеркнуто, что сохранение преемственности прослеживается, прежде всего, при организации системы мероприятий, направленных на приобщение к здоровому образу жизни. На первой этапе у детей формируются представления, на втором — принятие ценностей здорового образа жизни [5, с. 23].
В публикации Т. С. Фоминой формирование здорового образа жизни у детей, воспитывающихся в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» предложено осуществлять в рамках психологического сопровождения. Психологическое сопровождение представлено такими направлениями, как просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Психологическое просвещение направлено на информирование педагогов посредством организации лекций, семинаров, дискуссий. Психологическая профилактика направлено на создание благоприятного эмоционального климата. Психологическая диагностика — это изучение особенностей личности. Психологическая коррекция — это групповая и индивидуальная работа по устранению выявленных проблем. Психологическое консультирование — это помощь родителям и педагогам по вопросам воспитания и обучения [7, с. 10].
В публикации М. С. Юрченко описана модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа». Задачами организации работы автор статьи считает создание психолого-педагогических условий для перехода с одной ступени на другую; разрешение противоречий, возникающих на стыке этих этапов; установление содержание, форм и методов обучения и воспитания логике развития детей.
Компонентами воздействия М. С. Юрченко называет мотивационно-личностный (для чего мне это?), теоретический (знаю), практический (делаю), оценочно-рефлексивный (оцениваю). По мнению автора модели на этапе дошкольного обучения формирование здорового образа жизни осуществляет воспитатель и семья, на этапе школьного — учитель и семья. Критериями сформированности представлений о здоровом образе жизни М. С. Юрченко считает знания и умения по вопросам ЗОЖ, выбор способов оздоровительной деятельности, личностно-мотивационную направленность на ЗОЖ, улучшение показателей здоровья и развития [8, с. 108].
Практика организации педагогической работы, направленной на воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»
Теоретические сведения об образовательных комплексах «Детский сад — школа» и организационно-педагогических условиях приобщения к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса позволили описать опыт практической деятельности. Работа была проведена на базе образовательного комплекса «Морозко» г. Москвы. Система работы предполагала проведение мероприятий по трем направлениям: 1) повышение квалификации воспитателей и учителей по вопросам формирования представлений у детей о здоровом образе жизни, 2) взаимодействие с родителями воспитанников, 3) обучение детей. Опишем каждое из направлений более подробно.
Свою работу мы распределили на этапы. На первом была организована лекция, в ходе которой, помимо информации по искомой теме, был продиктован список литературы, предназначенный для самообразования. На втором этапе организованы семинары и практикумы, позволяющие закрепить теоретические знания воспитателей и учителей применительно к условиям образовательного комплекса. На третьем этапе они приступили к созданию теоретической и методической базы для проведения работы по данному направлению: они систематизировали практические и наглядные материалы, разработки тематических планов.
Четвертый этап был посвящен совершенствованию здоровьесберегающего пространства образовательного комплекса. Помимо выполнения требований, регламентированных нормами СанПиН (поддержание комфортной температуры, регулярное проветривание помещения группы), воспитатели и учителя приступили к проектированию зимнего сада, который предложено размещать в прозрачной галерее. Цель создания зимнего сада — формирование эмоционального отношения к миру природы.
Здоровьесбережение также предполагает создание эмоционально комфортной среды, что означает снятие у детей повышенной утомляемости, наличие условий для эмоциональной разрядки (во время игр, физкультурных пауз, в творческой деятельности).
Перейдем к описанию такого направления работы, как взаимодействие с родителями. Деятельность также была распределена на несколько этапов. В ходе первого было проведено родительское собрание, в ходе которого была обоснована необходимость проведения дополнительной работы по расширению у детей представлений о здоровом образе жизни, выработано совместное решение о предъявлении единых требований к соблюдению режима дня и гигиенических процедур.
Они касаются организации полезного питания детей в домашних условиях, проведении совместного досуга, поведения в природе, чтения рекомендованной литературы по направлению работы, демонстрировании детям осознанного поведения к сохранению здоровья. На следующем этапе были организованы различные виды мероприятий с детьми и их родителями: тренинги, походы выходного дня, экскурсии, турниры, спортивные и досуговые праздники, турниры. В Приложении 2 представлено календарно-тематическое планирование перечисленных мероприятий. Параллельно этой работе были проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Далее перечислим перечень мероприятий, направленных на обучение детей навыкам здорового образа жизни: это проведение проблемных бесед, дидактических и подвижных игр, спортивных праздников и турниров. В ходе напомнили об соблюдении режима дня и основах гигиены. Для формирования эмоционального отношения к здоровью были использованы стихи отечественных поэтов: В. В. Маяковского, Э. Э. Мошковской, А. Л. Барто. В Приложении 1 представим систему мероприятий, направленных на расширение представлений дошкольников о здоровом образе жизни.
Таким образом, мы продемонстрировали, как осуществлять воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа».
Приложение 1
Система мероприятий по воспитанию основ здорового образа жизни
Дата |
Тема |
Форма |
Содержание |
13.01 |
«Вот какой я!» |
Режимный момент «Закаливание» (детский сад). Чтение стихов (школа) |
Привитие навыков и привычек личной гигиены |
16.01 |
«Где прячется здоровье?» |
Беседа |
Формирование представлений о полезных привычках |
22.01 |
«День здоровья» |
Игра «Мой веселый звонкий мяч», игра «Пузырь» |
Воспитание привычки к строгому соблюдению режима дня |
29.01 |
«Скорая помощь» |
Дидактическая игра с использованием иллюстраций |
Формирование умений оказывать элементарную помощь |
04.02 |
«Нос, умойся» |
Чтение стихотворения Э. Э. Мошковской |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью |
11.02 |
«Льдинки-холодинки» |
Физкультурное развлечение на улице |
Воспитание интереса к физической культуре и спорту |
18.02 |
«Найди опасные предметы» |
Дидактическая игра с использованием иллюстраций |
Запоминание предметов, которые способны оказать вред человеку |
25.02 |
«Богатырские соревнования» |
Спортивный праздник. Эстафеты |
Привитие навыков двигательной активности, развитие выносливости |
04.04 |
«Мой день» |
Беседа о необходимости соблюдения режима дня |
Обучение находить закономерности в последовательном ряду |
11.03 |
«Что такое хорошо, и что такое плохо» |
Чтение стихотворения В. В. Маяковского |
Привитие навыков личной гигиены; воспитание правил хорошего поведения |
18.03 |
«День здоровья» |
Игры «Поймай бабочку»; игра «Мы топаем ногами |
Укрепление мышц свода стопы |
25.03 |
«Наши помощники — растения» |
Дидактическая игра с использованием иллюстраций |
Закрепление представлений о пользе целебных растений |
01.04 |
«Сильные, смелые, ловкие» |
Спортивный турнир |
Викторины, эстафеты |
08.04 |
«Девочка чумазая» |
Чтение стихотворения А. Л. Барто. |
Привитие навыков личной гигиены |
15.04 |
«Путешествие в страну здоровья» |
Физкультурно-оздоровительное мероприятие |
Закрепление представлений о том, как помочь себе всегда оставаться здоровым |
22.04 |
«Пищевое лото» |
Дидактическая игра |
Закрепление представлений о пользе и вреде различных продуктов |
Приложение 2
Календарное планирование мероприятий с участием педагогов, родителей, детей
№п/п |
Форма |
Содержание |
Место проведения |
||
сентябрь |
|||||
12. 09 |
Беседа |
Установочное собрание с родителями с целью выработки единых требований к детям по формированию ЗОЖ |
Образовательный комплекс |
||
19. 09 |
Спортивный праздник |
Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я — спортивная семья»: эстафеты, перетягивание каната, викторины |
Образовательный комплекс |
||
31. 09 |
Поход выходного дня |
Оздоровительная прогулка по парку; общение; проведение спортивных соревнований «Вместе весело шагать» (педагоги, родители, дети) |
Парк культуры и отдыха «Воронцовский» |
||
октябрь |
|||||
02.10 |
Беседа |
Профилактика простудных заболеваний: расширение кругозора родителей о способах закаливания |
Образовательный комплекс |
||
16.10 |
Консультация |
Употребление в пищу полезных продуктов питания: расширение кругозора родителей о витаминах в рационе ребенка |
Образовательный комплекс |
||
28.10 |
Тренинг |
Проведение детско-родительского тренинга «Здоровый образ жизни через интеграцию различных видов деятельности»: игра «Ходим в шляпах» (развитие осанки), коллективные рисунки, беседа о самочувствии |
Образовательный комплекс |
||
ноябрь |
|||||
13.11 |
Фотовыставка |
Подготовка педагогами и родителями фотовыставки «С солнцем, воздухом, водой крепко дружим всей семьей» по результатам деятельности клуба за октябрь |
Образовательный комплекс |
||
19.11 |
Консультация |
Консультация для родителей по изготовлению в домашних условиях «Дорожки здоровья»: коврики «Зебра», «Цветочная поляна» |
Образовательный комплекс |
||
28.11 |
Поход выходного дня |
Прогулка, общение, игры, соревнования (педагоги, родители, дети) |
ЦПКиО |
||
декабрь |
|||||
04.12 |
Досуговый праздник |
Проведение викторин, состязаний |
Образовательный комплекс |
||
14.12 |
Индивидуальная консультация |
Проведение консультации для родителей «Игры, которые лечат» |
Образовательный комплекс |
||
25.12 |
Турнир |
Проведение турнира «Сто затей для ста друзей» на улице (педагоги, родители, дети) |
Парк «Сокольники» |
||
январь |
|||||
05.01 |
Консультация |
Беседа, направленная на расширение представлений у родителей о необходимости заботы об эмоциональном состоянии ребенка |
Образовательный комплекс |
||
07.01 |
Досуговый праздник |
Проведение досугового праздника «В гостях у зимы» (педагоги, родители, дети) |
Образовательный комплекс |
||
10.01 |
Поход выходного дня |
Оздоровительная поездка за город; прогулка, общение, игры, соревнования (педагоги, родители, дети) |
Голицыно, Центр отдыха |
||
12.01 |
Коллективная творческая деятельность |
Оформление силами педагогов и родителей средств наглядности о проделанной работе: а) папки-передвижки (фото с экскурсии, прогулки, соревнований); б) стенда с планом мероприятий, проводимых детском саду |
Образовательный комплекс |
||
Литература:
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. — Екатеринбург, 2000. — 937 с.
- Гражданкина Л. В. Преемственность реализации продуктивной технологии в образовательном комплексе «детский сад — начальная школа» // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. — 2007. № 1. Т. 8. — с. 2–7.
- Дмитриева С. Н. Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «детский сад — школа» // Наука и образование. — 2006. № 4. — с. 128–131.
- Лапцевич И. М.,Сачава О. С. Единое образовательное пространство «детский сад-школа»: от теории к практике // Управление образованием: теория и практика. — 2014. № 3. — с. 46–66.
- Смолонская А. Н. Преемственность как фактор формирования жизненных компетенций у детей // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2014. № 4. — с. 21–24.
- Тимошенко Л. В. Создании единого педагогического коллектива «Начальная школа — детский сад» // Начальная школа. — 2004. № 11. — с. 13–15.
- Фомина Т. С. Психологическое сопровождение детей в рамках взаимодействия детский сад — начальная школа // Педагогическое обозрение. — 2011. № 9(117). — с. 10–11.
- Юрченко М. С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа» // Образование и наука. — 2007. № 4(46). — с. 105–112.