Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы
Авторы: Раджапов Усмонбай Рахимович, Зайниддинов Тожиддин Бахриддинович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 07.01.2017
Статья просмотрена: 13461 раз
Библиографическое описание:
Раджапов, У. Р. Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы / У. Р. Раджапов, Т. Б. Зайниддинов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1696/ (дата обращения: 15.11.2024).
Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы
Раджапов Усмонбай Рахимович, и. о. доцента;
Зайниддинов Тожиддин Бахриддинович, старший преподаватель
Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (Узбекистан)
Ключевые слова: физическое воспитание, здоровья, физкультура, урок, физическое культуры и спорта, здоровья, метод, гимнастика физкультминутки
Чтобы уроки физкультуры проводились с максимальной эффективностью, необходимо соблюдать определенные требования:
‒ урок должен строиться на принципах воспитательного обучения;
‒ на каждом уроке должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;
‒ средства и методы обучения должны соответствовать возрастным и половым особенностям занимающихся;
‒ необходимо осуществлять связь раннее пройденного материала с задачами сегодняшнего урока и создавать предпосылки на будущее;
‒ каждый урок должен быть интересным и вызывать положительные эмоции;
‒ на каждом уроке добиваться обеспечения высокой моторной плотности занятий.
Характеризуя урок как основную форму проведения занятий, следует остановиться на его структуре. Структура определяется изменениями работоспособности занимающихся и предусматривает последовательность в решении педагогических задач.
В школе принята трехчастная структура урока (подготовительная, основная и заключительная части урока). В практической работе учителей начальных классов встречается также и четырехчастная структура урока (вводная, подготовительная, основная и заключительная).
Вводная часть, как правило, выделяется в 1–2 классах в связи с тем, что учителю необходимо определенное время уделить организации детей для начала урока, так как дети еще не умеют быстро переодеваться, чтобы войти вовремя в зал, не умеют строиться, организовываться, стоя в строю, молчать, не толкаться, слушать учителя, выполнять упражнения на внимание и т. д. Но по мере освоения детьми этих требований, надобность в вводной части отпадает. При выделении вводной части урока подготовительная часть приобретает черты основной, т. к. в ней решаются задачи уже не только врабатывания организма и подготовки детей к работе в полную силу, но и образовательные задачи — всестороннего развития и совершенствования координации движений.
Правильная организация подготовительной части способствует увеличению плотности урока.
На уроки в школе отводится по 45 минут 2 раза в неделю. Это очень небольшое время, и поэтому главной задачей учителя является правильная организация детей, распределение учебного материала, борьба с потерей времени.
Этого можно достичь только при тщательной подготовке к уроку, продуманной методике организации проведения урока, грамотном подборе средств, совершенном владении учебным материалом программы. Время в школьном уроке по частям распределяется примерно так: 10–15 минут — подготовительная часть урока (в 1–2 классах до 20 минут); основная часть урока — 20–25 минут и заключительная часть — 3–5 минут (в1 -2 классах до 7–10 минут).
Проведение уроков в 1–3 классах
В педагогике школьный возраст принято разделять на младший — 7–10 лет, подростковый — 11–14 лет и юношеский -15–17 лет.
К младшему школьному возрасту относят учащихся -1 -4 классов. Это период равномерного, но достаточно интенсивного развития органов и функций. Вес тела ежегодно увеличивается на 2–4 кг, рост — на 2–4 см, окружность грудной клетки — на 2–4 см.
Усиленно формируются кости и мышечная система, начинают срастаться кости таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут за счет увеличения длины ног, девочки — туловища. Укрепляются суставы, межпозвоночные сочленения сохраняют в своем составе хрящи, поэтому обладают большой эластичностью и подвижностью. Изгибы позвоночника, свойственные взрослым, у детей в этом возрасте только формируются. Неправильное положение тела может привести к нарушению осанки.
Увеличивается мышечная масса. Мышцы эластичны, при сокращении сильнее укорачиваются, а при расслаблении больше удлиняются. Следует помнить, что мышцы развиваются у детей неравномерно: быстрее формируются крупные, медленнее — малые. Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащиеся неуверенно выполняют тонкие движения, например, кистью, плохо справляются с заданием на точность.
В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как кости таза еще весьма подвижны; уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах ввиду того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли.
Сердце ребенка невелико по объему, его мышца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии становления. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение частоты пульса: 90–100 ударов в 1 мин. в покое, 140–170 ударов при выполнении упражнений. Усиленный поток крови к мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы.
Частота дыхания повышенная — 20–22 раза в 1 мин. При физической нагрузке легочная вентиляция увеличивается в основном путем учащения дыхания. Поверхностное дыхание — одна из отличительных черт работы дыхательной системы младших школьников.
Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения еще развиты слабо. Все это накладывает отпечаток на психику.
Они очень легко поддаются внушению, поэтому авторитет педагога, родителей и старших товарищей для них имеет большое значение, но дружба у них неустойчива.
Для младших школьников характерна большая потребность в двигательной активности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движения доставляют детям удовольствие.
Дети 7–10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестатический контроль за выполнением движений. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений — важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия младших школьников — целостность, нерасчлененность. Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений. Слова служат ориентиром, могут привлекать внимание учащихся. Поэтому педагог может при обучении опираться на объяснения, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнения по слову, но не забывать пополнять знания учащихся зрительными представлениями о движениях.
Много затруднений у детей вызывает ориентировка в зале, на площадке. Дети путают правую и левую стороны. Объем внимания у них узок, они одновременно могут воспринимать одно-два движения. Их внимание часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность детей нередко оказывается следствием утомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать.
В начале учебного года учитель должен выявить уровень навыков переодевания, учить порядку в раздевалке, организованному заходу в зал, умению строиться после звонка, сосредотачивать внимание и т. д.
В вводной части необходимо сформировать установку, настрой учащихся на предстоящую работу. Для этого перед школьниками ставится конкретная задача в форме, понятной всем и вызывающей определенный интерес.
В то же время не следует слишком детализировать задачи (они будут конкретизироваться по ходу урока, перед каждым отдельным видом заданий). Не следует терять время на объявления, пространные замечания по поводу дисциплины либо дефектов спортивной формы и т. д. (это необходимо делать в конце урока).
Содержание общеразвивающих и подготовительных упражнений в вводной части зависит от основного материала, запланированного на данный урок, от условий его проведения, состояния учащихся и направлено на привитие организационных навыков детей.
Вводная часть начинается с построения учащихся. В 1–2 классах учитель сам подает организующие команды, с 3-го класса урок начинается с построения под руководством физорга или дежурного, который затем отдает рапорт учителю по установленной форме.
Подготовительная часть урока решает задачу подготовки организма детей к работе в основной части: разогревание мышц, улучшение кровообращения, обмена веществ, поднятие эмоционального фона и т. д. Здесь широко используются общеразвивающие упражнения — это простейшие, элементарные движения, основные положения рук, ног, туловища, комбинации на 4 счета, прыжковые и танцевальные упражнения, игры с элементами общеразвивающих упражнений — «мяч соседу», «космонавт», из узбекских народных игр, упражнения со снарядами, без снарядов, с использованием мелкого инвентаря (флажки, теннисные мячи, кружки, кубики и т. д.).
При организации класса в выполнении упражнений пользуются различными формами перестроений: в колоннах, круге, шеренгах и т. д.
Подбор средств в подготовительной части урока должен соответствовать задачам, которые предстоит решать в основной части урока.
Основная часть решает задачи формирования специальных знаний и совершенствования двигательных навыков, качеств, формирования правильной осанки и координации движений, использования приобретенных навыков в усложненной и постоянно меняющейся обстановке. Основное содержание составляют упражнения в прыжках, метаниях, равновесии, лазании, акробатике, игры с бегом, метанием, прыжками, преодолением препятствий и т. д. («Волк во рву», «Лисы и куры», «Галоп-пастушка», «Кто дальше бросит», «Будь метким», «Стрельба по мишеням» и т. д.).
Неотъемлемым компонентом проведения основной части урока является повышение эмоционального тонуса.
Заключительная часть направлена на снижение возбуждения нервной системы, снижение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, подготовку организма к предстоящей умственной работе по теоретическим дисциплинам. Здесь широко используются разнообразные виды ходьбы, задания на внимание, игры на внимание, ориентировку («Глухие жмурки», «Мышеловка», музыкальные игры, «Ок терак ва кук терак» — «Белый и зеленый тополь» и т. д.).
В конце урока необходимо подвести итоги, поставить оценки либо отдельным ученикам, либо группе учащихся, при этом оценку сопровождать пояснениями (Хоть у Рустама не очень хорошо получилось упражнение, но за его старание и трудолюбие ставлю оценку 4). После проставления оценок обязательно давать задание на дом, например:
‒ перед зеркалом научиться правильно держать руки в стороны, не поднимая плеч;
‒ принести на следующий урок флажки из бумаги (объяснить и показать, как их сделать).
На следующем уроке обязательно провести игру с флажками, чтобы труд детей не был бесцельным (про запас учитель должен иметь в кабинете флажки, мячи, кубы и т. д., и, если кто-то из детей не сделал задание, то после соответствующего замечания дать ему флажок для выполнения упражнений).
Упражнения на осанку в младших классах должны иметь место в любой части урока. В 1–3 классах весь урок в целом должен носить образовательный характер. Ни одно упражнение не должно даваться бесцельно, оно всегда должно чему-то учить ребенка.
В 1-м классе строевые команды и распоряжения еще не используются, а даются, начиная со 2–3 класса. К концу 3 класса дети должны овладеть основными строевыми упражнениями и командами, должны уметь строиться, отдавать рапорт, уметь быть групповодом. В урок надо как можно больше вводить различные состязательные элементы на скорость, построение, на тишину, порядок, точность выполнения распоряжений.
Основным методом создания представлений об изучаемых движениях, уточнения, исправления ошибок, является наглядный, точный показ учителя, сопровождаемый образным объяснением с использованием сравнений, имитаций и т. д. (прыгать, как зайчики; топать, как медведи; махать крыльями, как птица, и т. д.).
Во время работы с детьми учителю не следует употреблять уменьшительные слова: ножки, ручки, головка и т. д. Дети любят, чтобы с ними обращались и разговаривали, как с равными, доверяли им, уважали их, оберегали их от унижений, оскорблений. Обращение с детьми должно быть спокойным, без раздражения, не крикливым. Учитель должен быть предельно справедлив, на каждый вопрос должен давать исчерпывающий ответ, жалоба должна быть разобрана, виновник наказан в меру вины, но приучать детей беспричинно жаловаться нельзя.
На уроке физкультуры широко используется система поощрений — оценка является стимулом в работе. Вся деятельность подростка должна быть оценена, для чего нужно широко использовать устную и пятибалльную систему оценок (так как спортивную систему оценок — секунды, метры, килограммы, очки — дети еще не понимают).
Основным методом организации учащихся при выполнении упражнений является фронтальный метод и реже используется групповой (т. к. дети организованно вести себя в группах не умеют). Учитель должен добиваться такого положения, чтобы все дети на уроке были заняты, избегать ожидания очереди. Для этого используют поточное выполнение упражнений, прыжки со скакалкой один за другим, или групповые прыжки в яму; поточное выполнение равновесия, выполнение упражнений на нескольких снарядах, расположенных рядом (чтобы видеть весь класс). В уроках основной гимнастики резко снижается моторная плотность при изучении новых форм движений, т. к. детей приходится часто останавливать, объяснять, показывать, исправлять ошибки. Это снижает общий уровень нагрузки. Чтобы повысить ее, в конце основной части вводится подвижная игра с включением различных форм движений для закрепления.
В процессе урока необходимо детям прививать любовь к труду, а также инструкторские навыки, привлекать их к оказанию друг другу помощи, давать посильные поручения по подготовке занятий, уборке и т. д.
На уроке широко используется индивидуальная работа. Здесь очень ярко проявляются особенности психологического склада детей: флегматичность, робость, трусость, энергичность, смелость, дерзость, сила и т. д. Одним надо много помогать, поощрять, подбадривать, других — не мешает иногда сдерживать, ограничивать в нагрузке.
Очень внимательно надо следить за нагрузкой. Ни в коем случае не допускать перегрузки, особенно во время подвижных игр. Не допускать сильного покраснения лица, потливости, одышки. Необходимо, умело используя разнообразные методические приемы, например, прервать игру под видом замечаний, поправок, уточнения правил (в это время дети могут несколько восстановиться).
Внешний вид детей, спортивная одежда, поведение должны быть все время в поле зрения учителя. С первых уроков добиваться прихода на урок в обязательном порядке и вовремя, в соответствующей спортивной форме. Об этом необходимо провести разъяснительную беседу с родителями.
Занятия рекомендуется проводить на воздухе круглый год, за исключением холодных, дождливых дней.
Литература:
- Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. «Просвещение», М,1978.
- Выдрин В. Н., Гужаловский А. А., Кряж В. Н. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для гехн.ФК, Изд. ФиС, Москва, 1986.
- Керимов Ф. А. Спорт кураши назарияси ва услубияти. Тошкент, 2001,286 6.
- Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физической культуры молодежи. Ташкент, 1994, 100 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Уч. для инст.физ.культуры. М, «ФиС», 1991.
- Матвеев Л. П. Формы построения занятий в физическом воспитании. Метод, разраб. М, 1998, 74 с.
- Пономарев И.И с соавт. Физическое воспитание. М, Высшая школа, 1983.
- Усмонов Г., Абдужаббарова Т., Мамажонов Н., ва бош-к,алар. Болалар богчаларида ва мактабда болаларни халк, уйинлари воситалари билан жисмоний тайёрлаш. Фаргона, 1995, 38 6.
Ключевые слова
физическое воспитание, метод, урок, здоровья, физкультура, физическое культуры и спорта, гимнастика физкультминуткиПохожие статьи
Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике
Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...
Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов
В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Оценка физического и психологического компонентов качества жизни школьников
В работе представлены результаты оценки физического и психологического компонентов качества жизни школьников занимающихся в секции каратэ и школьников, не занимающихся систематически спортом.
Похожие статьи
Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике
Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...
Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов
В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Оценка физического и психологического компонентов качества жизни школьников
В работе представлены результаты оценки физического и психологического компонентов качества жизни школьников занимающихся в секции каратэ и школьников, не занимающихся систематически спортом.