Особенности социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 1910 раз

Библиографическое описание:

Корнильева, С. Ю. Особенности социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С. Ю. Корнильева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1719/ (дата обращения: 16.11.2024).



Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [1, с. 9]. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Шипицына Л. И. определяет социализацию как «становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей» [2].

В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.

Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:

– коммуникативный компонент — овладение языком и речью.

– познавательный компонент — освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

– поведенческий компонент — усвоение индивидуумом модели поведения.

– ценностный компонент — отношение индивидуума к ценностям общества.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. [3]

Период школьного обучения, необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Обучающиеся, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Ребёнок — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

Планируя работу по социальному направлению развития личности, учитываю возрастные и психофизические особенности развития обучающихся, уровень их знаний и умений. Mатериал располагаю по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку oбучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития oбучающихся.

Последовательное изучение обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса обучающихся. Процесс социализации детей с ОВЗ сложен, а их интеграция в общество по окончании школы проблемная и далеко не всегда успешна. Двигательная ограниченность обязательно означает значительное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества. Одной из основных задач коррекционной работы с детьми ОВЗ является их социальная адаптация. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. Необходимо формировать у обучающихся жизненные устремления, связанные с выбором будущей профессии, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия, учить правильно называть трудовые действия и некоторые орудия труда, инструменты, помочь выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, в соответствии с их возможностями и склонностями. Поэтому на коррекционных занятиях особое внимание уделяю профориентационной работе. Мною были разработаны и адаптированы интегрированные коррекционно-развивающие занятия, связанные между собой темой «Социализация», в которых расширяются представления обучающихся о многих профессиях, специальностях, учебных заведениях, где их можно получить.

Цель занятий:способствовать социализации обучающихся;

Задачи:

– развивать, тренировать и корригировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

– расширять у обучающихся знания и представления о профессиях, о содержании и результатах работы;

– cтимулировать интерес к познавательной и игровой деятельности;

– формировать позитивную мотивацию к получению профессии;

– обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Структура занятия

  1. Bводная частьигры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2. Основная или рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Применяются различные упражнения на развитие и коррекцию психических познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, коммуникативной функции общения, мелкой моторики.
  3. Релаксационный тренингупражнения снижающие психическое и мышечное напряжение.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов занятия, обобщение полученной информации.

На занятиях использую индивидуальные, групповые и формы работы. Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе деятельности, являются хорошей мотивацией обучающихся, играют большую роль в профессиональной ориентации.

Таким образом, ясна актуальность данных занятий. Для овладения определенной профессией обучающимися с ОВЗ необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности, развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности. На достижение этих задач направлены непосредственно уроки технологии, внеклассные воспитательные занятия, где такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Pазвитие интереса к трудовой деятельности, предполагает формирование у обучающихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений, по различным профилям (гончарное ремесло, швейное дело, цветоводство, полиграфия, информатика). Важно формировать осознание своих интересов, способностей общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Назарова Н. М. в своих трудах обозначает социализацию как «процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработки общепринятых стереотипов поведения, освоения ценностных ориентации, принятых в обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия» [4]. Автор полагает, что в нашем государстве имеет место «покровительская» позиция людей в отношении детей с какими-либо особенностями развития. Такого рода позиция меняет все нормальные отношения человека и внешней среды, вырабатывает потребительские паттерны поведения у людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день, теория социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, определяет предоставление для каждого индивидуума одинаковых возможностей полноценного участия в абсолютно любых сферах человеческой жизни. Жизнеобеспечение и самообслуживание, общение, отдых и социализацию, Назарова Н. М. определяет понятиями независимого образа жизни [4].

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий обучающиеся практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание выпускников с ОВЗ на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Педагогам, работающим с детьми ОВЗ, следует стимулировать интерес к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии. Поэтому подготовку к самостоятельной активной жизни в обществе надо осуществлять через формирование у у обучающихся с ОВЗ разумного выбора.

Литература:

  1. Львова С. А. практический материал к урокам Социально — бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, Владос, 2005 г.
  2. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
  3. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172 с.;
  4. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н. М. Назаровой // 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, процесс, общество, возможность, интерес, Назарово, обучающийся, знание, ограниченная возможность здоровья, профессия, ребенок, самостоятельная жизнь, система, социализация, социальная адаптация, социальный опыт, трудовая деятельность, умение, ценность.
Задать вопрос