Предпрофессиональная подготовка и ее возможности в развитии личности будущего боксера
Автор: Макаревич Валентин Валентинович
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 19.12.2016
Статья просмотрена: 463 раза
Библиографическое описание:
Макаревич, В. В. Предпрофессиональная подготовка и ее возможности в развитии личности будущего боксера / В. В. Макаревич. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1760/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современная социально-педагогическая ситуация характеризуется наличием острой необходимости всемерного совершенствования улучшения воспитания. Предпосылкой направленных действий системы воспитания является осознание обществом того, что духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодёжи к самостоятельной жизни — одно из важнейших условий развития России. Будущее России зависит от результатов воспитания новых поколений. Сейчас нужны люди с твёрдой гражданской позицией, которые берут ответственность на себя и в больших, и в малых делах. Новое поколение россиян должны отличать любовь и преданность своему Отечеству, осознание общественного долга. Новые социальные ориентиры требуют поддержки и развития таких качеств, как самостоятельность, самодисциплина, успешность личности [2].
Воспитание, по существу, должно взять на себя в качестве ведущей задачи формирование морально-волевого, нравственного, то есть социального поведения человека. Особенно значим моральный образец для детского и подросткового возраста, когда происходит становление нравственных оценок и мотивов поведения ребёнка.
Однако последние годы развития российского общества характеризуются появлением острого кризиса в области образования и недостаточного воспитания молодёжи. Причина данного состояния в деградации общественного духа, несогласованности деятельности социальных институтов: государства, школы, семьи. В значительной степени возросли в детской и подростковой среде такие кризисные показатели, как агрессивность, жестокость, цинизм, неприятие общественно значимых идеалов, общая невротизация. Таким образом, возрастает необходимость поиска таких средств, которые бы максимально способствовали эффективному воспитанию и развитию личности подрастающего человека. Одним из таких средств является бокс.
Занятия боксом выполняют рекреативную, гигиеническую, реабилитационную, познавательную, ценностно-ориентационную, позитивно-регулятивную, эстетическую и другие функции, включая социализацию; оказывают нравственно-воспитательное воздействие на личность подростка, во многом определяя и направляя становление его нравственного сознания и поведения. Поскольку подросток стремится к поддержанию гармонии и равновесия с окружающим миром, его поведение определяется желанием снять напряжение, избежать конфликтных ситуаций и получить признание в любых формах деятельности и при любых обстоятельствах [4, с. 53–59].
В процессе занятий боксом, как это ни парадоксально, подросток учится сопереживанию, более чуткому и правильному отношению к людям. Это происходит потому, что юному спортсмену в ходе череды спаррингов на личном опыте становятся понятны чувства, которые испытывают его коллеги по секции, клубу. В ходе учебно- тренировочных спортивных занятий подросток расширяет, обогащает и углубляет представления о собственной личности.
Применительно к нашей работе, большими возможностями в развитии личности подрастающего поколения играет предпрофессиональный бокс, занятия которым в полной мере обеспечивают укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни, личностный рост детей и гармоничное развитие будущего боксера. Также предпрофессиональный бокс способствует формированию морально-волевой сферы и жизненно-важных двигательных умений и навыков юного спортсмена.
Предпрофессиональная подготовка боксера — специально организованный процесс взаимодействия преподавателя-тренера и его воспитанников, направленный на развитие готовности будущего боксера к профессиональному занятию данным видом спорта. Обозначенный процесс реализуется в рамках единой организационной системы, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, и включающей весь комплекс параметров подготовки спортсменов и отражающей периодизацию тренировки — от начальной подготовки до совершенствования спортивного мастерства.
Целью предпрофессиональной подготовки спортсменов-боксеров является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений.
В качестве основных форм организации предпрофессиональной подготовки боксера выступают: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапе совершенствования спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, судейская практика [3].
Процесс организации предпрофессиональной подготовки боксера реализуется в несколько этапов (таблица 1). Каждый из представленных в таблице 1 этапов предпрофессиональной подготовки будущих боксеров имеет свои особенности:
‒ этап начальной подготовки является очень важным и ответственным, т. к. здесь закладывается основа для дальнейшего овладения спортивным мастерством в боксе. Из физических качеств необходимо сделать упор на развитие быстроты и ловкости, как самых важных в боксе. Необходимо учесть, что боксом идут заниматься трудные подростки с определенной психикой (например, любители острых ощущений, часто обижаемые в классе и на улице), поэтому тренер должен на этом этапе особенно внимательно подойти к каждому ребенку. На этапе начальных занятий боксом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку с учетом подготовки спортсмена. Процесс обучения должен проходить консервативно, без больших пауз, т. е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Первый опыт соревновательной практики формируется в процессе тренировок и тренировочных соревнований — «Открытых рингов», цель которых — определение степени усвоения техники бокса и волевая подготовка занимающихся. Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально-ценностных качеств личности, мужества, смелости, стойкости в поединке с противником, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним;
‒ тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работы в избранном виде спорта. На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Кроме того, активно используются упражнения на тренажерах, дающие возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы. При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправлять;
‒ этап совершенствования спортивного мастерствапредполагает параллельное практической части спортивной подготовки с теоретической подготовкой. Цель и основное содержание теоретического раздела программы спортивной подготовки определяются получением спортсменами минимума знаний, необходимых для понимания тренировочного процесса и безопасности его осуществления. Эти занятия органически связаны с физической, технической, тактической, психологической и волевой подготовкой. Теоретическая подготовка является одним из компонентов мастерства боксера и требует большой и длительной работы [1].
Таблица 1
Основные этапы предпрофессиональной подготовки (ППП) боксера
Название этапа |
Цель изадачи этапа |
Факторы, ограничивающие нагрузку |
Используемые средства |
Методы выполнения упражнений |
Этап начальной подготовки |
Цель: утверждение в выборе спортивной специализации бокс и овладение основами техники. Задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся; формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; — освоение основ техники бокса; всестороннее развитие физических качеств; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий боксом. |
— недостаточная адаптация к физическим нагрузкам; — возрастные особенности физического развития; — недостаточный общий объем двигательных умений. |
- подвижные игры и игровые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.); всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мечей и др.); скоростно-силовые упражнения (отдельные в виде комплексов); гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; введение в школу техники бокса; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом). |
- игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный и др. |
Тренировочный этап |
Цель: углубленное овладение технико- тактическим арсеналом бокса. Задачи: повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; приобретение опыта и достижение стабильности выступлений на официальных соревнованиях по боксу; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков. |
— функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием; диспропорции в развитии тела и сердечно — сосудистой системы; неравномерность в росте и развитии силы. |
- общеразвивающие упражнения; — комплексы специально подготовленных упражнений; — всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; — комплексы специальных упражнений из арсенала бокса; — упражнения со штангой (вес штанги 30–70 % от собственного веса); — подвижные и спортивные игры; — упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах); — изометрические упражнения. |
- повторный; переменный; повторно- переменный; круговой; игровой; контрольный; соревновательный. |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Цель: максимальная реализация возможностей организма спортсмена и его двигательного потенциала. Задачи: повышение функциональных возможностей организма спортсменов; совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на официальных региональных и всероссийских соревнованиях; поддержания высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменов. |
— учет особенностей соревновательной деятельности спортсменов; — индивидуализация и повышение надежности реализации техники в экстремальных условиях соревновательных поединков. |
Все средства практической подготовки + учебные кино- и видеофильмы; мультимедийные пособия; рисунки, плакаты и др. наглядные пособия. |
Наряду с практической частью в процессе спортивной подготовки предусматривается теоретическая подготовка — лекционные занятия, дискуссии, беседы, коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в периодических изданиях на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в Интернете. |
Таким образом, предпрофессиональная подготовка будущих боксеров представляет собой специально организованный процесс взаимодействия преподавателя-тренера и его воспитанников, направленный на развитие готовности будущего боксера к профессиональному занятию данным видом спорта.
Основными формами организации предпрофессиональной подготовки боксера выступают: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапе совершенствования спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, судейская практика.
Предпрофессиональная спортивная деятельность в боксе имеет специфические особенности, связанные с началом формирования у будущего боксера индивидуального стиля, заложением основ физической подготовки и техники, развитием способностей «думать», «читать» и предвидеть действия противника. Поскольку бокс связан с условиями жесткого состязания, максимальным напряжением физических и духовных сил, он предъявляет особые требования к личности подростка-спортсмена. И не только в плане его физической, но и нравственной готовности к занятиям данным видом спорта.
Литература:
- Акопян, А. О. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва[Текст] / А. О. Акопян, Е. В. Калмыков [и др.]. — М.: Советский спорт, 2007. — 72 с.
- Кабанов, С.В.Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. В. Кабанов; [Адыгейс. гос. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2005. — 18 с.
- Насыров, М. Р. Педагогические условия развития нравственных качеств подростков в процессе занятия боксом [Электронный ресурс] / М. Р. Насыров // Современные исследования социальных проблем (Modern Research of Social Problems) [Электронный научный журнал]. — 2013. — № 10(30). — Режим доступа: www.sisp.nkras.ru.
- Репин, С. А. Бокс как средство Формирования нравственных качеств личности подростка [Текст] / С. А. Репин, М. Р. Насыров // Инновации в общем и профессиональном образовании. — 2013. — №. 1 (65). — С. 53–59.