Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вартанян, И. М. Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения / И. М. Вартанян, Л. А. Машина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1766/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье говорится об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Авторы подчёркивают важность и эффективность её использования. Сенсорные комнаты не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активировать различные функции центральной нервной системы.

Ключевые слова: сенсорная комната, эмоциональное развитие, релаксация, психотерапия, комплексная коррекция.

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в дошкольной образовательной организации основывается на исследованиях О. Л. Алексеева, Л. П. Григорьевой, В. П. Ермакова, М. И. Земцовой, А. В. Кручинина, В. З. Кантора, А. Г. Литвака, Д. М. Маллаева, И. С. Моргулиса, Г. В. Никулиной, Л. А. Семенова, Б. В. Сермеева, В. А. Феоктистовой, Л. И. Фильчиковой и др.

Исследователи отмечают, о необходимости соблюдения пространственного ресурса, который включает организацию коррекционной работы в специальных условиях.

Сенсорная комната — это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы [7].

Занятия в сенсорной комнате оказывают многогранное положительное влияние на организм человека, по мнению Л. Б. Баряевой. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности, — всё это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей с хроническими болями, а также для всех людей, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия [6].

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.

Пребывание в новой, красочной, особой среде обитания — сенсорной комнате, с обилием положительных стимулов, эмоций, с набором благоприятных воздействий на организм человека, делают сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства лечения, оздоровления и профилактики ухудшения здоровья людей.

Сенсорная комната дает возможности получать различные стимулы — зрительные, слуховые, тактильные — и использовать эту стимуляцию длительное время (Л. Б. Баряева). Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:

- тонизирующее,

- стимулирующее,

- укрепляющее,

- восстанавливающее,

- успокаивающее,

- расслабляющее.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей [5].

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной комплексной реабилитации, доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

1. Релаксация: а) нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение эластичности мышц); б) снятие психологического и эмоционального напряжения.

2. Активизация различных функций центральной нервной системы: а) стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния); б) повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий). Возбуждение интереса к исследовательской деятельности у ребенка; в) создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы; г) развитие речи и коррекция речевых нарушений; д) коррекция нарушенных высших корковых функций; е) развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

Использование сенсорной комнаты позволяет значительно ускорить этап установления эмоционального контакта ребенка со специалистом. Сеансы в сенсорной комнате раскрепощают ребенка, создают необходимый для дальнейшей работы положительный эмоциональный настрой [1].

Ребенка особенно привлекают ситуации, когда его действия вызывают эффект. Таким эффектом может быть зажигание света, появление кусочков блестящей фольги после включения лампы, зажигание лампочек после нажатия кнопки (панно «Бесконечность») и т. д. Это помогает создать для ребенка ситуации успеха и через это повысить его самооценку.

Одна из задач современного образовательного учреждения — создание условий максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем. На сегодняшний день все службы ОУ (педагогическая, медицинская, психологическая, логопедическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующую коррекционно-развивающую среду. Одной из составляющих такой среды все чаще становится темная сенсорная комната (комната релаксации), идея создания которой пришла к нам из Голландии и Великобритании [4].

Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты, сочетание нескольких стимулов, воздействующих на индивида (звуков, цвета, запахов, тактильных ощущений) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор» [3].

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния

- снижению беспокойства и агрессивности

- снятию нервного возбуждения и тревожности

- нормализации сна

- активизации мозговой деятельности

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми.

В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека [2].

Время сеансов в сенсорной комнате 40–45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально.

После посещения СК человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.

Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. Например, если у ребенка с диагнозом гиперактивность отмечается повышенная тревожность, сниженный эмоциональный фон, замедленные темпы развития наглядно-образного мышления, воображения, мелкой моторики. Сеансы в СК позволяют в одном занятии развивать и мелкую моторику через игры с сенсорным панно и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию.

Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

- стимулирует все сенсорные процессы;

- создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

- возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

- корректирует нарушенные высшие корковые функции;

- развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Занятия в сенсорных комнатах помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы — психоэмоциональная сфера человека начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций [4].

Литература:

  1. Болдинова О. Г., Захараш Т. Б. Социализация дошкольников с нарушениями зрения в группах комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения. — М., 2013.
  2. Гудонис В. П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., Просвещение, 1990. 117 с.
  4. Захаров А. Н. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Просвещение, 1993.
  5. Плаксина Л. И. Коррекционно-воспитательная работа в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад» для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
  6. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего и дошкольного возраста. — М., 1998.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебно-методическое пособие. — М., 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, мелкая моторика, центральная нервная система, ребенок, исследовательская деятельность, комплексная коррекция, коррекционная работа, положительный эмоциональный фон, различное воздействие, темная сенсорная комната.

Похожие статьи

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Похожие статьи

Роль сенсорной интеграции в развитии детей дошкольного возраста

Статья освещает значимость сенсорной интеграции для многоаспектного развития ребенка. Авторы анализируют ее влияние на физическое, когнитивное, социальное и эмоциональное развитие дошкольников, представляя теоретические основы и практические методы с...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и су-джок-терапии

В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в...

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи

В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.

Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

В статье раскрыта важность сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста и инновационные подходы по их формированию. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи...

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Применение модульных массажных ковриков как современный подход в коррекционно-образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен практический опыт работы по коррекции речевых нарушений через развитие двигательно-моторной сферы с использованием модульных массажных ковриков.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Задать вопрос