Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых
Авторы: Игнатова Лада Юрьевна, Семичева Мария Васильевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 5535 раз
Библиографическое описание:
Игнатова, Л. Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л. Ю. Игнатова, М. В. Семичева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1769/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.
Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации.
В современной философии, социологии, психологии и педагогике социализация представляет собой целостный и универсальный процесс в единстве фило- и онтогенеза. (С. С. Батенин, О. И. Иванов, И. С. Кон, В.Момов, Б. П. Парыгин и др.; Е. Н. Сорочинская, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. Н. Шиянов и др.). Проблема социализации личности для отечественной педагогики была темой недоступной, мало разработанной по причине идеологических установок существовавших в обществе. В Национальной доктрине образования отмечалось, что наряду с обучением и воспитанием необходимо решать задачи социализации нового поколения детей и молодежи — обеспечить условия адаптации выпускников различных ступеней образования к социальному окружению; развивать способность детей к самоопределению в изменяющемся обществе. В отечественной психологической науке решаются вопросы интеграции социализации и образования, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания. Образование, по утверждению М. И. Шиловой, призвано определять условия, в которых осуществляется социализация — национальные ценности, цели, способы, формы культурного самоопределения и т. п., а также формировать нормативно-организационную основу образовательной деятельности влияющей на процессы воспитания.
Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения. Именно они определяют социокультурную среду, становление личности, развивают способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретать опыт самореализации, самовоспитания, самоопределения. Приобретение опыта адаптации к реалиям социальной жизни в процессе получения образования помогает ребенку быть успешным, находиться в центре общественных событий. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования, определяя приоритет общечеловеческих ценностей, призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях.
В исследованиях Н. Ф. Головиной были выделены несколько подходов характеризующих социализацию в психолого-педагогическом аспекте [1]:
-социологический — рассматривающий социализацию, как механизм трансляции культуры от поколения к поколению, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные процессы воспитания и образования;
-факторно-институционный — определяющий социализацию как совокупность факторов, институтов и агентов социализации;
-интеракционисский — раскрывающий социализацию как межличностное взаимодействие, общения, определяющих становление личности и ее внутреннюю картину мира (ценностей, норм, установок, стереотипов);
-интраиндивидуальный — определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию.
Понятие «социализация» было введено в психологию в 40–50-е гг. А. Бандурой и Дж. Кольманом. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в экзистенциальной психологии — как само-актуализация «Я — концепции». Психоаналитической традицией социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей.
Большой интерес для теории социализации представляют работы Т. Парсонса. Согласно его взглядам индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Относительно теории Т. Парсонса, любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т. к. его исполнение роли подвергается оценки сначала со стороны социализатора, а, в конечном счете, и собственной самооценки. Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, в создании субкультур компенсирующих, вовсе отвергающих или переориентирующих достиженческий ценностный комплекс (различные молодежные движения, теории, концепции, группы, группировки и пр.). Это краткая характеристика теории Т. Парсонса, но, безусловно, ни одна теория не претендует на роль всеобщей.
Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако, сплошь и рядом, мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, не готовых и не способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на неё. Отсюда возникает проблема пассивной социализации, обусловленная нынешним состоянием нашего общества.
В зарубежных исследованиях сложились такие направления в раскрытии вопросов социализации как биопсихологизированное (А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), социологизированное (Ч. Кули и др.), «гуманистическая» социализация (Э. Клейн, Э. Фромм и др.). Представители первого направления считают, что процесс социализации диктуется природой личности и решает в связи с этим индивидуальные задачи развития; вторые — представляют социализацию как результат межличностного общения, где происходит «социальная репродукция» поведения; третьи — социализацию рассматривают в контексте межличностного общения. В отечественной науке были определены онтогенетический (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. А. Лентьев и др.) и филогенетический (С. С. Батенин, И. С. Кон, Б. П. Парыгин и др.) подходы к социализации. Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй — определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности, между двумя этими подходами связующим звеном выступает взаимодействие, в котором индивид присваивает определенные нормы и ценности, социальные роли, обеспечивая тем самым результаты социокультурного и психического развития.
Содержание процесса социализации определяется интеграцией социокультурного опыта определенной среды и социального опыта общения. Средствами социализации выступают факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, организации, средства массовой коммуникации); различного типа отношения. Из названных средств мы акцентируем внимание на семье, социокультурной среде дошкольной организации и отношениях, которые создают определенную систему социальных связей, позволяющих ребенку идентифицироваться, взаимодействовать, противостоять. Именно эта система взаимосвязей — личность — семья — среда дошкольной образовательной организации выступают определенным механизмом социализации. А. В. Мудрик определяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционный, обеспечивающий индивиду присвоение норм, эталонов поведения; институциональный, определяющий отношения с различными институтами социализации и оказывающего влияние на становление поведения; стилизованный, действующий в рамках субкультуры (морально-психологические черты, поведение, соответствующее возрасту) и способствующего становлению стиля жизни; межличностный, обеспечивающий идентификацию личности; рефлексивный, помогающий личности принимать или отвергать ценности, транслирующие в данном сообществе. На наш взгляд, для социализации личности дошкольника особое значение приобретают механизмы межличностный, традиционный, но включение интеграции всех их в педагогическом процессе сделает его управляемым и результативным. По утверждению психологов, к социально-психологическим факторам относятся идентификация, подражание, имитация, внушение, конформизм, стыд и чувство вины (А. В. Петровский, Н. И. Шевандрин, Э. Эриксон и др.). С нашей точки зрения, разработка методов психолого-педагогической поддержки в рамках функционирования механизмов социализации обеспечит возможности дошкольнику адаптироваться в условиях дошкольной жизнедеятельности.
Социализация понимается как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями — адаптация, самореализация, интеграция. Эти стадии позволяют педагогам и психологам создать систему дифференцированных методов психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста в процессе их адаптации к дошкольному коллективу. Взаимодействие всех составляющих процесса социализации представляют собой определенную систему, состоящую из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Наиболее сложным в педагогической науке и в меньшей степени разработанным является вопрос критериев и показателей эффективности социализации. С точки зрения М. И. Шиловой, три критерия могут выступить показателем эффективности социализации: когнитивный (характеризуется осознанием цели социальной деятельности и интериоризацией социального опыта); мотивационный или эмоциональный (отношения к результатам деятельности, удовлетворенность межличностными отношениями, стремление к самоопределению); деятельностный (интенсивность участия в деятельности, поиск путей и способов самореализации). Процесс социализации определяется множеством факторов, понимаемых как причины, имеющие значение для определенного процесса. И. С. Кон, А. В. Мудрик выделяют макрофакторы (космос, земля, общественно-политический строй и т. п.), мезофакторы (этнос, город, село и т. п.), микрофакторы (семья, группа, детский сад, среда сверстников). Знание характеристик макрофакторов позволяет психологам и педагогам разрабатывать научно обоснованные программы социализации подрастающего поколения в целом.
Воспитание в процессе социализации можно рассматривать как двуплановое явление: государство через воспитание стремится сформировать определенный тип гражданина; воспитатели и родители имеют собственные взгляды на цели воспитания, на его методы; сами дети с довольно раннего возраста то же имеют собственные (не сформулированные) концепции личности, отражающие влияние менталитета нации, специфически преломляющегося в связи с особенностями конкретной семьи, ближайшего социального окружения. Именно эти представления и определяют активность детей, определяют складывающийся у них образ «Я», их отношение к миру, к себе и с самим собой. В период общественных «ломок» происходит значительная переоценка ценностей у взрослых и у детей, что так же крайне усложняет процессы социализации личности.
Таким образом, как институт социализации семья отражает всю совокупность социальных отношений — к обществу, труду, людям, друзьям, соседям, животным и т. д. По мнению Д. Т. Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению. К сожалению, эти позитивные тенденции на современном этапе развития общества слабо проявляются в сфере нашей жизни. Дошкольная образовательная организация, как институт социализации, может выступить фактором, который будет способен корректировать социальные ориентации ребенка, освоенные в семье и оказать ему психолого-педагогическую поддержку в социальной адаптации и социальном самоутверждении в среде сверстников.
Литература:
- Головина Н. Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н. Ф. Головина. — СПб., 2004.
- Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2013.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2010.
Ключевые слова
социализация, личность, социальные отношения, ребенок дошкольного возраста, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализацииПохожие статьи
К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте
В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...
Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога
В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном э...
Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования
В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...
Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности
Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...
Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Семья как фактор социализации
В статье проведен анализ понятия «социализация» в трудах отечественных авторов, описано влияние семьи на социализацию ребёнка.
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний
В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.
Похожие статьи
К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте
В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...
Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога
В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном э...
Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования
В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...
Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности
Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...
Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников
В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...
Семья как фактор социализации
В статье проведен анализ понятия «социализация» в трудах отечественных авторов, описано влияние семьи на социализацию ребёнка.
Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...
Понятие социализации в гуманитарных отраслях знаний
В данной статье рассмотрены понятия социализации, взгляды на развитие личности представителей психологии, социологии, педагогики.