LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осипенко, Н. В. LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Осипенко, Ю. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1774/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании по созданию развивающей среды в дошкольных учреждениях. В качестве ведущих направлений выделено три: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность. Использование LEGO конструирования в соответствии последних требований стандарта помогут педагогам, специалистам, в организации конструкторской деятельности развития детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:лего-конструкторы, индивидуализация, образовательная среда, инклюзивное образование, познавательное развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт.

В системе дошкольного образования происходят значительные изменения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как первый уровень общего образования, обеспечивающий конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (ст.10 п.4 Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ») ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») [1]. В соответствии с нормативными документами перед детским садом стоят задачи: создание образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов ребенка, с учетом его индивидуальных потребностей и социальной ситуации развития; обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг; расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей (законных представителей), как основы для повышения социального качества дошкольного образования.

Реализация стандарта дошкольного образования предполагает поиск современных практик организации образовательной деятельности. В результате поиска мы пришли к использованию продукции LEGO. Обосновываются возможности продукции LEGO в создании образовательной среды, ориентированной на удовлетворение интересов каждого ребенка. Определена практическая ценность LEGO -конструкторов в дошкольном образовании, возможности их использования в совместной и самостоятельной деятельности [2].

Практически во всех группах, в любом детском саду есть конструкторы по типу LEGO, они стоят дешевле, а построить можно любую конструкцию. И еще один вопрос возник из жизненных наблюдений, почему LEGO вызывает настоящий восторг у детей. Знакомство воспитанников с продукцией LEGO-Еducation, позволит детям дошкольного возраста осваивать научные, технические знания, учиться играя и обучаться в игре.

Обучение детей техническим понятиям планируется использовать конструкторы «Первые конструкции» и «Первые механизмы», в речевом развитии — «Моя первая история», «Построй свою историю», в коррекционной работе «Креативный строитель» [3].

LEGO индивидуализирует процесс, ребенок сам выбирает содержание своего образования. Изменяется позиция ребенка он становится субъектом, а не объектом образования. Перспективность применения продукции LEGO обусловливается её высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использованием в различных игровых и учебных зонах. LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, и каждый ребенок может с ней справиться [4]. Практическая ценность LEGO-конструкторов дошкольном образовании выражается в умении детей работать в паре; овладении LEGO-терминологией; желание открывать новое в мире науки и техники; нестандартности и неоднозначности в решении поставленных задач; желание детей помочь друг другу развитии коммуникативных умений; выявлении детей с конструкторскими способностями; способность логически мыслить [5].

LEGO-конструкторы в детском саду используется как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности. Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности. В работе по использованию LEGO -конструкторов можно выделить три направления: развитие технических навыков, речевое развитие, коррекционная деятельность [6]. Первое направление: развитие технических навыков, усвоение научных понятий. В методических рекомендациях по использованию LEGO-Еducation отмечается качество деталей, прочность крепления, но самое главное с какой легкостью можно научить детей научным понятиям. Мы планируем осваивать технику работы с LEGO -конструкторами «Первые конструкции» и «Первые механизмы» с детьми старшего дошкольного возраста, планируется разработка краткосрочных образовательных проектов для детей 5–6, 6–7 лет. Итогом нашей деятельности предполагаем проведение в детском саду LEGO-фестиваля, с участием родителей (законных представителей) и детей старших, подготовительных групп, групп с задержкой психического развития. Планируем проведение мастер-классов для родителей в проекте Школа для родителей «Развивайся малыш!». Использование LEGO-конструкторов в соответствии с методическими рекомендациями позволит расширить содержание образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников образовательных отношений, создать образовательную среду, ориентированную на удовлетворение интересов каждого ребенка и повысить качество дошкольного образования.

Развивая второе направление речевое развитие, мы планируем использовать методические рекомендации и конструкторы Лего-Дупло «Моя первая история» и «Построй свою историю». Использование данных конструкторов в образовательной среде групп более всего соответствует принципу индивидуализации. Ребенок сможет придумывать и рассказывать интересные истории, важные для него, обсуждать события из жизни общества, фильмы, книги, телевидение. Конструкторы из серии «Построй свою историю» это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению целому набору важных навыков. Развиваются языковые навыки: чтение, письмо, речь. Формируются коммуникационные навыки: умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию. Навыки творческого и критического мышления: умение придумывать новые истории или анализировать уже существующие, решая определенные задачи. Формируются ИКТ компетенции: развитие навыков работы с ПК и цифровых методов обработки информации. Вместе с детьми мы научимся не только строить, рассказывать истории, но и использовать специальное программное обеспечение.

Занимаясь вопросами инклюзивного и коррекционного образования, мы столкнулись с проблемой, создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью (IV год обучения) [7]. Так в нашей деятельности планируется третье направление коррекционное. У таких детей низкий уровень внимания, высокая отвлекаемость, неустойчивая мотивация, их мозг быстро отключается даже при элементарных умственных нагрузках, они постоянно двигаются. Учитывая все особенности, в коррекционной работе предлагаем использовать Лего-конструктор «Креативный строитель» (конструктор имеет крупные, яркие детали, понятные, четкие схемы) [8].

Основную цель мы поставили: развитие интересов детей с особыми возможностями здоровья, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения, творческой активности, развитие зрительной координации и пространственного восприятия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Получая первичные представления об объектах окружающего мира, у детей формируется умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами, выполнять простейшие обобщения [9]. Дети с особыми возможностями здоровья учатся определять цвета, величину, форму развивая сенсорное восприятие. Обучаются навыкам группировать предметы по нескольким признакам, свойствам. При развитии элементарных математических представлений приLEGO- конструировании дети с особыми образовательными потребностями овладевают навыками сопоставления, сравнения по нескольким признакам. Знакомятся с приемами наложения и приложения, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предметы по длине, ширине, высоте, величине в целом.

Постепенно от предметно-игровых действий, переходим к сюжетно-отобразительной игре. Дополняя конструирования любимыми детскими героями, развивается сюжетная игра, которая занимает длительный период в обучении и воспитании детей с особыми возможностями здоровья. LEGO-постройки с успехом используются в дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных играх, в самостоятельной и совместной деятельности. Развитие продуктивных видов деятельности является основой для формирования познавательной деятельности, и значимо в воспитании личностных качеств детей с особыми возможностями здоровья.

Правильно подобранные и организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию, помогают выработать необходимые в жизни навыки и личностные качества.

Внедрение LEGO-конструирования в образовательную деятельность дошкольников положительно скажется на формировании представлений о форме и цвете, элементарных количественных представлений, развитии речи и формировании коммуникативных способностей, сенсорном восприятии, развитии мелкой моторики пальцев рук, формировании игровой деятельности. Дети овладевают умениями соизмерять длину, ширину, высоту предметов. Формируются понятия больше и меньше. Данная форма работы является эффективной технологией, позволяющей решить спектр разнообразных задач совместно с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами.

В организационной образовательной деятельности по LEGO-конструированию формируется положительное и бережное отношение к собственному и чужому труду. Развивается интерес к моделированию и конструированию. Занятия помогут справиться с психоэмоциональной нагрузкой, успокоиться, переключиться. Формируя предпосылки учебной деятельности сформируется желание трудиться, доводить начатое до конца, действовать по инструкции, планировать работу, работать целенаправленно. LEGO — конструирование покажет детям не стандартные подходы к работе, обеспечивая дальнейшее творческое развитие.

Активное вовлечение воспитанников в LEGO- конструирование обеспечит ситуацию успеха в образовательной деятельности, разовьет потенциальные возможности в обучении, расширит круг актуального развития ребенка, в том числе и с особыми возможностями здоровья. Обеспечивает социокультурную адаптацию дошкольника к условиям школьного обучения, положительное изменение поведения, развитие коммуникативной функции и интереса к образовательному процессу.

Литература:

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.
  2. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: 2011.
  3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: — 2001.
  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999.
  5. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала (4–7 лет). – М. 2016.
  6. Ветошкина Ю. А. ЛЕГО-конструирование — что это, модная игра или серьезное занятие? – 2014.
  7. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2003.
  8. Лусс Т.С Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: 2003. (Коррекционная педагогика).
  9. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.– СПб., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, дошкольное образование, ребенок, особая возможность здоровья, образовательная среда, речевое развитие, история, конструктор, образовательная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича

Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Похожие статьи

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Инновационный педагогический здоровьеформирующий проект для реализации в дошкольных учреждениях «Бегом в здоровье, интеллект и красоту»

В данном проекте обозначена необходимость поиска новых форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает конкретную технологию внедрения оздоровительного бега в систему оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Отличительная ...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича

Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение

В статье показан опыт внедрения инклюзивного образования в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с применением инновационного оборудования как главного компонента образования детей с особыми потребностями.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)

Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Задать вопрос