Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Суркова, Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении / Л. С. Суркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1776/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описаны особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии к дошкольному образовательному учреждению. Рассматривается актуальность и важность профилактики дезадаптации детей в рамках комплексного подхода: работа с родителями, педагогами и детьми.

Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическое сопровождение, дети с общим недоразвитием речи, комплексные нарушения в развитии, профилактика, дезадаптация, коррекционная работа, психофизиологические реакции, социализация, подготовка к школьному обучению.

Адаптация к детскому саду — это серьёзный шаг в социализации ребёнка: из знакомой домашней обстановки он попадает в новые условия: режим, питания, приёмы воспитания, круг общения. И это, естественно, является для ребенка стрессовой ситуацией. Попадая в большой коллектив сверстников и незнакомых взрослых, осваивая новые режимные моменты, у детей обязательно происходят различные изменения, «подстройки» или «сопротивления» новому, например, изменение поведения, расстройства сна и аппетита, страдает психосоматика и так далее. Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

По данным официальной статистики, заболеваемость среди детей от 1 года до 7 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60 % детей выявляются хронические заболевания.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к посещению детского сада. Трудности адаптации ребёнка раннего возраста и их причины изучались такими отечественными и зарубежными исследователями, как Н. А. Аскариной, Р. В. Тонковой — Ямпольской, В. С. Мановой-Томовой, Е. Шмидт-Кольмер.

Конечно, состояние здоровья и уровень развития ребёнка являются важным фактором, обуславливающим адаптацию к детскому саду. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина сравнивает адаптацию с пересадкой дерева и приводит пример: «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей — но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

На сегодняшний день актуальной является проблема адаптации детей с общим недоразвитием речи к условиям дошкольного учреждения. Дети с ОНР тяжелее сверстников адаптируются к детскому саду. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» [1, с. 123]. Связь между речевыми нарушениями и психическим развитием обуславливается тем, что дети с трудом овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Для них характерно отставание в двигательной сфере: неловкость общей и тонкой моторики. Дети с ОНР не могут полноценно взаимодействовать с окружающими, для них характерна низкая самооценка, а также эти дети соматически ослаблены. Все перечисленные особенности являются факторами, препятствующими адаптации, и могут рассматриваться, как комплексные нарушения в развитии.

Таким образом, является актуальной проблема профилактики дезадаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особенности адаптации ребёнка как к детскому саду, и в дальнейшем к школе, является важным показателем при определении характера физического и психического развития детей с комплексными нарушениями.

Так как физическим развитием занимается медицинский блок, то мы будем подробно рассматривать психолого-педагогическую составляющую. Психологическое сопровождение детей в период адаптации к условиям детского сада ведется по трем направлениям: с родителями, с педагогами и детьми.Профилактика дезадаптации детей с комплексными нарушениями в развитии важная и актуальная темадля всех участников образовательного процесса.

В основной образовательной программе МБДОУ № 208 «От рождения до школы» выделяются основные образовательные ориентиры: обеспечение эмоционального благополучия детей, создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения к другим людям, развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии, ответственности), развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Таким образом, процесс адаптации должен быть направлен на достижение данных ориентиров: «пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными» [2, с. 138].

Цель работы с родителями в период адаптации — это психолого-педагогическое просвещение родителей о возрастных нормах развития детей, об особенностях детей, имеющих комплексные нарушения в развитии. Обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий в период адаптации. При организации взаимодействия с родителями важно учитывать, что они не всегда могут адекватно оценить необходимость специализированной помощи ребёнку. Тревога, вина, страх оценки результатов развития ребенка часто блокируют нормальное общение с педагогами и специалистами.

Цель взаимодействия с педагогами на этапе адаптации — формирование определенных компетенций в соответствии с новыми образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155, 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). А также развитие психолого-педагогической гибкости и мобильности в организации работы с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии. Важно информировать педагогов об индивидуально-психологических особенностях и проблемах адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии. Взаимодействие психолога с педагогами в процессе адаптации должно способствовать переориентировке педагога на личностную модель взаимодействия с детьми. Личностная модель стимулирует инициативу дошкольника, благодаря чему развивается его мотивация, умение включаться в различные виды деятельности, повышается самооценка, самостоятельность, ответственность, доброжелательность и внимательное отношение к другим людям. Все это является благоприятным фактором успешной адаптации ребёнка к новым условиям группы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями состоит из нескольких этапов: диагностический этап, установочный, коррекционный и оценочный этап.

Диагностический этап заключается в ежедневном заполнении адаптационный листов на каждого воспитанника, в которых фиксируется эмоциональное состояние ребёнка в группе, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная и игровая деятельность, сон и аппетит.

Цель установочного блока — создать установку у детей, родителей и педагогов на активный психокоррекционный процесс, активировать мотивационные механизмы.

Коррекционная работа направлена на снижение чувства неуверенности, тревожности, формирование доверительных отношений со сверстниками и взрослыми. А заключительный этап работы с детьми — оценочный. Определение эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Далее опишем с помощью, каких приёмов, способов, методов, а также принципов строится работа с родителями, педагогами и детьми для профилактики дезадаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В наш детский сад МБДОУ № 208 дети поступают либо из дома или по заключению городской комиссии ПМПК с заключениями и рекомендациями специалистов. И наша работа строится с разными группами детей:

  1. Дети с комплексными нарушениями, выявленными в ходе ПМПК.
  2. Дети, имеющие комплексные нарушения в развитии, но не заверенные ПМПК (заключения специалистов из медицинских учреждений).
  3. Дети без комплексных нарушений.

Семья, родители — активные участники образовательного процесса, поэтому работа с ними имеет огромное значение для психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В нашем дошкольном учреждении работа с родителями имеет несколько этапов: индивидуальная или подгрупповая консультация с психологом при оформлении ребёнка в детский сад. Цель данного этапа — установить контакт и с помощью беседы и анкетирования уточнить особенности развития ребёнка.

Анализ принятия ребёнка семьей можно провести с помощью методики Шкала степени отверженности ребенка в семье (по методике А. И. Баркан) или Опросника родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина.

Проводится анкетирование для выявления уровня педагогических возможностей родителей (Глебова С. В.) Одна из важных рекомендаций родителям — это щадящий режим пребывания ребёнка с комплексными нарушениями в ДОУ.При необходимости дополнительные медицинские обследования и выполнение рекомендаций всех специалистов.Ведение родителями дневника наблюдения за ребёнком («Наши успехи и наши трудности»). Участие родителей в заседаниях «Родительского клуба», целью которого является Создание условий для сотрудничества детского сада и семьи, активизировать педагогический потенциал родителей, привлечь их к воспитанию и развитию детей, поделиться опытом и приобрести новый, сделать встречи родителей и педагогов интересными и полезными (2 раза в месяц).

После проведения и анализа результатов, оказывается помощь родителям в принятии особенностей развития ребёнка. Например, используются в работе притчи, приёмы игровой терапии, арт-терапии («Упражнение: «В лучах родительского солнца).

В работе с педагогом важную роль имеет помощь в организации работы с родителями.

Деятельность педагога с семьей включает три основных составляющих: помощь в образовании, психоло-педагогическая и посредническая помощь между специалистами.

В работе педагога возможна организация ведения дневника наблюдения за ребёнком. С последующей целью профессиональной рефлексии. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов на тему: «Особенности адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии». Помощь в принятии детей с комплексными нарушениями в развитии (использование притч, сюжетно-ролевой игры)

Работа с детьмистроится в двух направлениях: индивидуальная работа и участие в подгрупповых занятиях. Ребёнок проходит ПМПк в МБДОУ, где для него разрабатывается индивидуальная программа. Занятия проходят 2 раза в неделю по 20–25 минут и 1 раз подгрупповые занятия. Наша работа направлена на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новой социальной среде, выработать навыки коммуникации, научить новым способам взаимодействия с другими детьми, взрослыми, развить умения замечать и реагировать на внешние изменения среды, скорректировать негативные протестные реакции, которые часто сопровождают поведение ребёнка. В результате достигаются следующие коррекционные цели: снижение тревожности, чувства неуверенности, формирование доверительных отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии возможна только при комплексном подходе — это работа родителей, педагогов, специалистов и занятия с детьми.

В соответствие со статьей № 79 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дети с комплексными нарушениями в развитии получают опыт полноценной социализации, что даёт основу для профилактики дезадаптации и последующего развития детей и подготовке их к школьному обучению. Комплексный подход педагогов и родителей на этапе адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению является залогом успешной своевременной помощи ребёнку и подготовке его к школе.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М: Лабиринт, 2011 – 352с.С. 123–124.
  2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.
  3. Справочник педагога-психолога, М: ЗАО «МЦФЭР», 7, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, нарушение, дошкольное образовательное учреждение, развитие, педагог, родитель, период адаптации, работа, ранний возраст.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение дезадаптированных детей в образовательном пространстве

В статье приводятся практические примеры для выявления и работы педагогов и психологов с дезадаптированными детьми в общеобразовательном пространстве, а также некоторые рекомендации родителям для помощи ребенку в коммуникации со всеми субъектами обра...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, рассмотрены формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям. На основе экспериментального исследования составлены рекомендации по адаптации дете...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается вопрос о необходимости оказания квалифицированной и своевременной психологической помощи в воспитании и развитии детей раннего возраста. Отмечаются основные особенности и задачи психологической работы при реализации основных ...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...

Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде

В статье характеризуются понятия «социальная адаптация» и «социальные компетенции». Описываются теоретические подходы к социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются особенности социальной адаптации младших ...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос