Адаптация особенного ребёнка к детскому саду | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаповалова, Л. В. Адаптация особенного ребёнка к детскому саду / Л. В. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1777/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст, педагоги, родители, психическое здоровье, стресс, график, режим, консультация, взаимодействие.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся условиям

(С. И. Ожегов, 1999 г.)

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, почему малыши с первых дней посещения грустят, плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Ребёнок в период адаптации — живая модель стрессового состояния!

И это подтверждают слова исследователя:

Е. И. Морозова отмечала: «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» (1999 г.)

Но детский сад – это ещё и первая ступень приобретения социального опыта, знакомства с обществом, законами, правилами и нормами.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % детей старшего дошкольного и 5 % детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60 % детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка и врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада.

Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии.

«Он научается видеть мир…». Е. О. Смирнова

Анализ деятельности нашего дошкольного учреждения предыдущих лет в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна. Это сложный период не только для детей, но и для его родных и персонала ДОУ. Выявлены были следующие причины дезадаптации:

- расставание с мамой — стресс не только для ребёнка, но и сильные переживания для мамы;

- часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно: родителям, кажется, что всё происходит само собой, и какие проблемы могут быть у малыша; вспоминают свой опыт посещения детского сада (как было раньше), когда ребёнка можно оставить сразу на целый день, и склонны приписывать все слёзы, капризы — плохой работе воспитателей. Конечно, такой подход способствует усилению напряжённости эмоционального состояния, снижению аппетита, расстройству сна, снижению познавательной и игровой активности, а дальнейшем стойкому нежеланию посещать детский сад;

- другие родители тревожатся, что ребёнок слабый и его будут обижать, он будет болеть, или наоборот, очень активный, энергичный ребёнок и мама переживает, что никому от него не будет покоя и это плохо;

- родители не мотивируют детей к посещению детского сада;

- воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и педагогическую поддержку, часть из них испытывали и испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Чтобы снизить уровень тревожности негативные проявления, эмоциональное напряжение у детей, родителей, сотрудников ДОУ, мы разработали систему мероприятий, учитывая особенности работы и специфику нашего учреждения.

Цель нашей работы в решении вопроса адаптации и профилактики дезадаптации детей раннего возраста к детскому саду — это сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, оказание помощи в построении взаимоотношений между детьми, сотрудниками детского сада и родителями. Комплексный подход к данной проблеме — это залог успешной адаптации детей к новым условиям.

  1. Работа сдетьми

Исследования психологов Н. М. Аксариной, Р. В. Тонковой — Ямпольской показывают, что:

— благоприятным периодом для поступления ребенка раннего возраста в ДОУ является конец августа или начало сентября;

— первые дни пребывания ребёнка минимальны и как показывает практика адаптация детей в течение первого месяца должна происходить в индивидуальном режиме, начиная с 2–3-часового пребывания в ДОУ до постепенного увеличения времени пребывания в ДОУ на 1–2 часа в день.

Учитывая эти рекомендации:

составляем гибкий график посещения, где родители записываются (когда удобно).

— подбираем игрушки для создания интереса к деятельности на улице.

— воспитатели первую неделю работают в одну смену вдвоём и принимают детей на площадке. Список вхождения в группу разрабатывается заранее по 10 чел:

— с 9–10–1 группа-10 чел

С 10- 11–2 группа -10 чел

С 11 –12- 3 группа — 10 чел

Родители, приходят с детьми в сад. Дети играют на площадке, родители — рядом, но не на площадке. Второй день — они наблюдают за детьми и постепенно отходят на расстояние. Третий день — некоторые дети могут уже оставаться сами, и родители уходят на 1 час.

На вторую неделю — дети заходят в группу тоже на 1 час.

Третью неделю — формируется группа детей, которые остаются уже на большее время. Всё решается в индивидуальном режиме, воспитателями.

Введение в группу большинства детей в течение месяца становится возможным за счет большой предварительной работы, как с семьёй, так и с воспитателями.

  1. Работа спедагогами.

Человеческий фактор во все времена оставался фактором, от которого зависит успех любого мероприятия.

Все ли мы слюбовью вспоминаем детский сад, первую воспитательницу? Кто-то слюбовью инежностью, кто-то ссодроганием..?!

Педагоги — это та категория сотрудников, с которыми работаем в течение года, на консультациях обсуждаем различные проблемы, совместно ищем пути выхода из сложившейся ситуации. Именно от того, на сколько компетентны будут педагоги, какие они будут — добрыми, отзывчивыми, терпеливыми, доброжелательными или нет, зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или же будет сторониться людей?!.

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитатели используют:

- элементы телесной терапии (брать ребенка на руки,

- обнимать, поглаживать);

– предлагают ребенку засыпать с мягкой игрушкой;

– рассказывают сказки, петь колыбельные перед сном;

- игровые методы взаимодействия с ребенком: используют игры в соответствии с возрастом и устанавливают правила в группе в игровой форме;

– создают у ребенка положительную установку на предстоящие

режимные процессы.

- Для того, чтобы каждому ребёнку было интересно и было чем себя занять и с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка, воспитатели группы создали доброжелательную развивающую среду, отвечающую всем потребностям детей и требованиям ФГОС.

- Стараются активно взаимодействовать с родителями.

Самое главное — это эмоциональное состояние малыша в период адаптации, которое зависит от многих факторов: насколько педагоги смогут «влюбить» в себя ребенка, тогда и родители поверят и «примут» педагогов и спокойно будут отдавать в группу своих самых любимых детей.

  1. Работа сродителями– это направление работы, которое требует особого внимания. Для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро.

С семьей, в которой ребенок тяжело проходит период адаптации, ведется более глубокая и объемная работа.

- Первую встречу со всеми родителями на собрании «В детский сад — без слёз» я организую в конце июня, когда все получат направления. На родительском собрании поднимаются вопросы:

— значимости процесса адаптации и возможности её решения;

— предупреждения (возможной) передачи тревоги и нервного возбуждения от мамы к ребёнку;

— о степени адаптации,

— поднимаются вопросы питания, КГН;

— обговариваются моменты, облегчающие процесс адаптации, а какие — отягощают привыкание ребёнка к новому…

- Родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей и определяются особенности семейного воспитания.

- Родителям даётся памятка «КГН ребёнка 2–3, 3–4 лет», буклет по адаптации, памятка «Ребёнок поступает в детский сад». Объявляются списки групп.

- С целью получения информации о ребенке, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и со сверстниками на каждого ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние).

Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Кроме того, важно установить контакт с родителями, который поможет снять тревогу за малыша, даст возможность информировать родителей о проживании ребенком адаптационного периода, ориентировать их на активное взаимодействие.

Надо отметить, что дети раннего возраста достаточно чувствительны к эмоциональному состоянию взрослого, поэтому тревогу, которую чувствует взрослый, чувствует и ребенок, и эта тревога может плохо сказаться на адаптации.

Для того, чтобы снизить уровень тревожности, уменьшить волнение, напряженность стараюсь сориентировать родителей на активное взаимодействие, сделать участниками процесса адаптации, информирую родителей о процессе протекании адаптации в таких формах как:

— Беседы с родителями;

— Анкетирование;

— Групповые консультации;

— Раздаточный печатный материал — буклеты, памятки, стендовые консультации.

Групповые и индивидуальные консультации с родителями организую по мере прихода детей в сад. Чтобы родители не мешали процессу знакомства воспитателей с детьми, я приглашаю их в кабинет психолога, на консультацию. Темы встреч с родителями я готовлю заранее:

— «Капризы ребенка и как с ними бороться»;

— «Как помочь ребенку адаптироваться».

— «Ребёнок в детский сад, маме — валерьянки?»

— «Готовим ребёнка в детский сад»

Но если есть вопросы, которые тревожат взрослых, поэтому на групповых консультациях мы рассматриваем и разбираем ситуации, которые часто встречаются. Что можно рассказать детям о том:

1. Что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе.

2. Что можно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

3. Поговорить с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.

4. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробочку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

5. Самый понятный для ребёнка способ обучения — это игра. И если правильно организовать этот процесс и ежедневно проигрывать все ситуации, с которыми предстоит столкнуться малышу в детском саду, то в реальности он уже будет знать, как вести себя в том или ином случае. Это ведь так просто — попробуйте! Научите малыша знакомиться сдругими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.

6. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей ивзрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Маше, Насте, Илюше. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

7. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения своспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

8. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний вадрес детского сада иего сотрудников. Иначе, зачем вы приводите своего ребёнка туда, где плохо? Никогда не пугайте ребенка детским садом.

9. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

10. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас. Короткий ритуал расставания, платочек с поцелуем, мягкая игрушка из дома будет поддерживающей терапией для ребёнка.

11. Помните, что все дети разные. Время привыкания ребенка к детскому саду тоже разное — от одного месяца до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период кто-то из семьи будет участвовать в процессе адаптации своего малыша.

12. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас.

Вывод:

Правильно организованная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребенка, в котором уютно и радостно.

Только при совместных усилиях родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, адаптация маленького человека пройдет мягко и безболезненно. Ребенок войдет в большой мир людей уверенно и с открытой душой.

Данная система работы, на наш взгляд, поможет особенному ребёнку легче адаптироваться к условиям ДОУ, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Литература:

  1. Алексеева Е. Е. Что делать, если ребёнок… Санкт- Петербург, Речь, 2008.
  2. Галигузова Л. Н. Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться в детском саду.
  3. Диагностика в детском саду. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
  4. Макарычева Н. В. Проблемы раннего детства. М., 2005.
  5. АРКТИ. Дошкольное воспитание. — 1988. — № 6.
  6. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. — СПб.: Речь, 2002.
  7. Остроухова А. Успешная адаптация. Как её измерить?. Обруч. –2000. — № 3.
  8. Роньжина А. С.«Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» М.: Книголюб, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, период адаптации, ранний возраст, ваш ребенок, малыш, адаптационный период, адаптация детей, дошкольное учреждение.

Похожие статьи

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

Похожие статьи

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

О некоторых проблемах дезадаптации младших школьников к средней ступени обучения

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

Задать вопрос