Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сандрыкина, С. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы / С. В. Сандрыкина, Е. Е. Юрьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1778/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, слабослышащие и глухие дошкольники, психофизиологические особенности детей с нарушениями слуха, кохлеарные импланты, главные правила обучения и развития.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ — 2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, 17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с 2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог-эколог, педагоги-воспитатели, инструктор по физвоспитанию).

Он включает в себя:

- создание предметно-развивающей среды;

- материально-техническое оснащение;

- разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;

- обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:

I. Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового) в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям, т. е. к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рано возникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации:

- глухие без речи (ранооглохшие);

- глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

- слабослышащие

- кохлеарные импланты

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц.

2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц.

3. Программа «Общение», под редакцией Э. И. Леонгард.

Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха содержит, прежде всего, разделы по физическому, эстетическому, нравственному, сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем в нашем ДОУ огромная коррекционная работа проводится с каждым ребёнком, для максимальной компенсации недостатков и отклонения в развитии детей.

В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей.

У детей формирование разных навыков и способностей тесно взаимосвязано. То как ребёнок будет учиться понимать речь и говорить, зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и многого другого. Многие дети с нарушениями слуха отстают в развитии от нормально слышащих сверстников.

Проблемы в двигательной сфере очевидны: одни не ловки и плохо двигаются, другие выглядят очень подвижными, на самом деле не могут выполнять точные движения, так же им трудно выполнять последовательность движений. Т. е. у не слышащих малышей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. Данные нарушения вызваны наличием у части детей с нарушенным слухом поражения мозга разной степени, в том числе и двигательных центров. К тому же при сенсоневральной тугоухости повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ней орган равновесия. Все эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей моторики координации движений.

Нарушено и зрительное восприятие. Способность не слышащих детей видеть и запоминать детали поражает, однако они плохо выделяют главные признаки предметов, что важно для развития понятий, так же нарушено восприятие пространственных свойств предметов: размер, взаимное расположение. В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием: трудно привлечь их внимание к чему-либо, удержать его, малыши быстро устают, отвлекаются.

Особенно тесно связано с развитием понимания речи развитие мышление. Если ребёнок не носит слуховой аппарат, то он не слышит речи взрослых. А она является источником информации об окружающих предметах, их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. И поэтому дошкольники с нарушенным слухом отстают в развитии мышления. На развитие мышления плохо слышащего малыша так же отрицательно влияет наличие сопутствующей патологии нервной системы.

Следовательно, программа развития неречевых навыков включает разделы:

1. Развитие крупной и мелкой моторики, действий с предметами.

2. Формирование восприятия окружающего мира: представлений о свойствах и функциях предметов и их частей; о явлениях; пространственных и временных отношениях предметов.

3. Развития внимания: зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного.

4. Развития мышления.

5. Развития памяти: слуховой, зрительной, двигательной.

6. Развитие воображения.

7. Развитие эмоционально–волевых качеств: умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и эмоции, считаться с интересами других, всё это необходимо для спешного процесса обучения.

Уровень понимания и развития речи также зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения, условий воспитания, индивидуальных особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена, нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх, не воспринимают детских передач по радио, не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов, приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Чтобы ребенок с слуховым аппаратом/кохлярным имплантом мог общаться речью, т. е. понимать речь и говорить, ему необходимо развивать:

1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов

2. Овладеть системой родного языка – знать значения слов(словарь), правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)

3. Научиться произносить разные звуки речи, соединять их в слова

4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи.

Это важно, т.к. дети с нарушениями слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях.

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепенно появляется потребность в общении, необходимости для говорения(т.е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит(звукопроизношение). Наиболее важны первые два года жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали.

Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении. Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому процесс обучения слушанию и речи является активным – это не столько обучение, сколько научение, т. е. сначала нужно научить обучаться.

Главные правила обучения и развития детей с нарушениями слуха:

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие.

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка.

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка.

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам.

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка.

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним.

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша.

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам.

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет).

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия.

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка.

15. Используйте при обучении случайные ситуации.

16. Всегда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте.

17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией.

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша.

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство.

20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха), оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.

Литература:

  1. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
  2. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина, М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Саянко Ю. В. Специальная психология: учебное пособие.– М.: Академический Проект, 2006.
  4. Солодилова О. П. Возрастная психология: учебное пособие. – М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.
  5. Стребелева Е. А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-0педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». М., «Просвещение», 2009.
  6. Шматко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы.— СПб., 1996.
  7. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицина.— СПб., 1997.
  8. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2002.
  9. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит… — М., 1995.
  10. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни/ Сост. Г. А. Тварткиладзе, Н. Д. Шматко. — М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, действие, нарушенный слух, развитие мышления, дошкольный возраст, зрительное внимание, младший возраст.

Ключевые слова

дети с ОВЗ, слабослышащие и глухие дошкольники, психофизиологические особенности детей с нарушениями слуха, кохлеарные импланты, главные правила обучения и развития

Похожие статьи

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Педагогические условия повышения речевой активности у детей дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития

Автор делится теоретическими и практическими особенностями работы с детьми с нарушениями речи.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы ...

Особенности оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необх...

Похожие статьи

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...

Взаимосвязь ДОУ и семьи в формировании навыков самостоятельности у детей с ОНР

Авторы статьи раскрывают о актуальность формирования навыков самостоятельности у детей с различными нарушениями речи, и варианты решения данной проблемы.

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается развитие речи детей в онтогенезе, состояние речевого развития детей при различных нарушениях в развитии, логопедическая диагностика детей с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ.

Педагогические условия повышения речевой активности у детей дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития

Автор делится теоретическими и практическими особенностями работы с детьми с нарушениями речи.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы ...

Особенности оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ

В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необх...

Задать вопрос