Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 4769 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко, Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций / Ю. А. Тарасенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 17.10.2024).



Статья посвящена роли предметной олимпиады при изучении технических дисциплин как прогрессивного метода обучения. Раскрыто значение и возможности олимпиады для формирования профессиональных компетенций, а также охарактеризованы условия эффективного ее проведения.

Ключевые слова: предметная олимпиада, профессиональные компетенции

Российская государственная система подготовки специалистов среднего звена насчитывает более чем трехсотлетнюю историю, регулярно модернизируется и реформируется с целью повышения качества образования, обеспечения востребованности и конкурентоспособности выпускников. С внедрением ФГОС третьего поколения среднее профессиональное образование в России вступило в эру расширенных возможностей, вышло за привычные границы преподавания специальных дисциплин и становится все более интерактивным, открывая для учащихся новые пути самореализации и профессионального развития. На сегодняшний день основной целью системы среднего профессионального образования является выпуск на рынок труда компетентного специалиста, способного адаптироваться к быстро меняющейся среде существования.

Внедрение компетентностного подхода в образовании требует формирования соответствующей образовательной среды и поиска наиболее прогрессивных методологических оснований, способствующих качественному освоению общих и профессиональных компетенций. Одним из наиболее эффективных путей способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных студентов и повышению общего интереса к выбранной специальности, являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как конкурсы профессионального мастерства, различные студенческие олимпиады, выставки достижений учащихся, конференции и подобные формы внеаудиторной работы.

Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции учащихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.

Необходимо отметить, что поддержка талантливой молодежи в системах высшего и профессионального образования на сегодняшний день, является одним из приоритетных направлений деятельности министерства образования РФ. Государственная поддержка характеризуется как разработкой концептуальных положений, на основе которых, формируется и осуществляется государственная молодежная политика, так и непосредственной поддержкой и стимулированием победителей и лауреатов.

В системе среднего профессионального образования наиболее актуально проведение олимпиад. Направление олимпиады должно соответствовать профессиональному направлению учебного заведения. Содержание и уровень сложности заданий должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам СПО с учетом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей к специалистам среднего звена. Олимпиада по профильному направлению представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение заданий ориентированных на наработку практических навыков и проверку базы теоретических знаний.

Проведение профессиональных олимпиад способствует:

– Выявлению наиболее одаренных и заинтересованных студентов;

– Повышению качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена и дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности;

– Проверке способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, развитие конкурентной среды и повышению престижности специальностей СПО;

– Обмену передовым педагогическим опытом;

– Повышению интереса к изучению профессиональных дисциплин;

Концепция олимпиады разрабатывается исходя из направления и уровня мероприятия: профильная олимпиада может носить как междисциплинарный, так и строго направленный — предметный характер.

Предметная олимпиада — это вид интеллектуальных соревнований, основанный на демонстрации знаний в области одной конкретной дисциплины. Предметные олимпиады — классическая форма работы с одаренными студентами, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию.

Предметная олимпиада для студентов технических специальностей основывается на выполнении задания, демонстрирующего теоретические знания и непосредственно практической работе, являющейся принципиально важным аспектом усвоения материала.

Состязания практической направленности служат исключительно благоприятной почвой освоения профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность подразумевает наличие у выпускника практического опыта решения профессиональных задач, способность грамотно действовать на основе имеющихся знаний.

Наработка практического опыта во время подготовки конкурсантов происходит путем регулярного решения практических задач в области изучаемой дисциплины. Это могут быть профессиональные задачи, ориентированные на отработку элементарных навыков так и задачи близкие по уровню к олимпиадным заданиям и даже превосходящие их по сложности. В любом из рассмотренных случаев, подготовка студента к участию в олимпиаде требует углубленного изучения предмета, а значит поиска информации, самостоятельного изучения дополнительной литературы и освоения, соответствующих медиа ресурсов. Данные виды внеаудиторной работы позволяют повысить уровень профессиональной компетентности студента в рамках изучаемого предмета, приобрести знания сверх программы и получить больший практический опыт, чем студенты не занятые в профессиональных соревнованиях.

Активная подготовка конкурсантов способствует также и профессиональному самоопределению студентов. Процесс подготовки и сама олимпиадная среда благоприятно сказывается на отношении и понимании студентом самой сути изучаемой дисциплины и возможностей ее практического применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Так же олимпиадная среда формирует правильное представление о решении профессиональных задач в стрессовых и нестандартных ситуациях, командной работе и личной ответственности конкурсантов. Таким образом, предметная олимпиада побуждает студента к дальнейшему профессиональному развитию и личностному росту, приобщает к научно-исследовательской работе, прививает навыки индивидуальной работы и работы в коллективе.

Опираясь на опыт проведения предметных олимпиад можно говорить о сложившихся традициях олимпийского движения, которые сформировали основные принципы организации и подхода к проведению подобных соревнований.

Предметные олимпиады в условиях СПО проводятся в соответствии с приказом руководителя учебного заведения. Порядок организации и проведения предметной олимпиады, ее организационное, методическое и финансовое обеспечение регламентируются Положением об олимпиаде. Положение об олимпиаде традиционно содержит общие положения, цели и задачи, сведения о принципах отбора участников, порядок проведения, состав конкурсного жюри, непосредственно конкурсные задания, а так же комплекс контрольно-оценочных средств. Ответственность за проведение мероприятия возлагается на преподавателей или мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку по данной дисциплине.

В качестве примера можно привести предметную олимпиаду по дисциплине «Основы геодезии», прошедшую в октябре 2016 года в структурном подразделении № 6 Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 города Москвы. В соответствии с приказом руководителя структурного подразделения было разработано положение об олимпиаде профессионального мастерства для специальности 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по данной дисциплине.

Положение об олимпиаде включало следующие пункты:

  1. Общие положения
    1. География Конкурса
    2. Даты проведения
    3. Участники мероприятия
  2. Цели и задачи
    1. Основные цели

Основной целью Олимпиады является повышение качества профессиональной подготовки выпускников.

2.2. Основные задачи

Основными задачами Олимпиады являются:

– Совершенствование и развитие профессиональных качеств и умений

– Воспитание интереса к выбранной специальности

– Создание условий для творческой самореализации, раскрытия и роста творческих способностей.

  1. Организационный комитет Олимпиады
    1. Организацию работы по подготовке и проведению Олимпиады осуществляет организационный комитет, в который входят ответственный за учебно-производственную работу на отделении, преподаватели и мастера производственного обучения.
    2. Организационный комитет выполняет следующие задачи:

– разработку положения об Олимпиаде;

– разработку критериев оценки

– подготовка рабочих мест для выполнения практического задания

– отбор участников Олимпиады;

– общую координацию хода подготовки и проведения Олимпиады.

  1. Порядок проведения Олимпиады
    1. Олимпиада проводится в два этапа:

1 Этап — Теоретический этап. Тестирование..

2 Этап — Практический этап. Геодезические работы на строительной площадке

4.2. Требования к подготовке Олимпиады

– участники должны оформить и направить заявку на участие в Олимпиаде

– учебные кабинеты должны быть обеспечены всеми необходимыми материалами и оборудованием для проведения Олимпиады (геодезические приборы, программное обеспечение, раздаточный материал)

  1. Регламент работы жюри Олимпиады
    1. Состав жюри
    2. Порядок работы жюри во время проведения этапов Олимпиады.
    3. Контрольно-оценочные средства
  2. Конкурсные задания

Конкурсные задания для данной олимпиады были составлены на основе ФГОС по специальности 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», и требований рынка труда, предъявляемых к работникам строительной сферы.

Задание на 1й этап олимпиады представляет собой тест на 20 вопросов. Время выполнения задания 30 минут.

Задание на 2й этап олимпиады представляет собой две практические задачи, предполагающие работу с геодезическими приборами. Время выполнения задания 90 минут.

Участие в предметной олимпиаде приняли студенты старших курсов отделения строительства и эксплуатации. Призовые места были распределены в соответствии с качеством и полнотой выполнения конкурсного задания на время. Желающие студенты не занятые в соревнованиях выступили в качестве помощников в организации мероприятия, зрителей и команды поддержки. Олимпиада была проведена в атмосфере здоровой конкуренции и веселого соревновательного духа. В дальнейшем планируется усовершенствование принципов организации и популяризация данных состязаний в студенческих кругах с целью вовлечения большего количества студентов.

Процесс подготовки и проведения предметных олимпиад всегда требует серьезных усилий, как со стороны организаторов конкурсной программы, так и со стороны ее участников. Вместе с тем предметная олимпиада дает участникам возможность проверить уровень своих знаний и умений, сравнить свои профессиональные возможности и возможности конкурентов, выявить недостатки и сильные стороны, проверить качество освоения профессиональных компетенций. Необходимость острого внимания к освоению профессиональных компетенций обусловлена так же и тем, что современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам все более высокие требования. Качество полученного образования в данном случае приобретает огромное значение и напрямую влияет на конкурентоспособность выпускника. Учить «с нуля» — растить смену старшему поколению, в нынешней экономической ситуации, готова далеко не каждая компания, так как это требует значительных финансовых и временных затрат. Работодатели ждут образованных компетентных специалистов, имеющих четкое представление о сложности рабочих процессов, знающих способы решения профессиональных задач, способных своевременно и грамотно принимать решения.

Долг каждого преподавателя, реализующего свою трудовую деятельность в системе среднего профессионального образования — способствовать развитию и укреплению олимпиадного движения, вовлекать в эту деятельность как можно большее количество студентов, стремиться заинтересовать студентов и вместе с ними повышать компетентность, научную грамотность, и любовь к выбранной профессии. Ведь культура и образованность молодежи сегодня — это благополучие страны завтра.

Литература:

1. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"

  1. Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста // www.informio.ru. URL: http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista (дата обращения: 13.12.2016).
  2. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов как способа формирования общих и профессиональных компетенций выпускников // https://kopilkaurokov.ru/. URL: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/mietodichieskiie-aspiekty-orghanizatsii-samostoiatiel-noi-raboty-studientov-kak-sposoba-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii-vypusknikov (дата обращения: 13.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): предметная олимпиада, олимпиада, профессиональное образование, задача, студент, дисциплина, положение, проведение Олимпиады, внеаудиторная работа, организационный комитет.

Похожие статьи

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач

В статье характеризуется сущность интеллектуальных компетенций младших школьников, обосновывается их взаимосвязь с продуктивной деятельностью, показываются способы формирования интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных з...

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Похожие статьи

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных задач

В статье характеризуется сущность интеллектуальных компетенций младших школьников, обосновывается их взаимосвязь с продуктивной деятельностью, показываются способы формирования интеллектуальных компетенций младших школьников при решении олимпиадных з...

Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов

В статье представлен анализ особенностей организации проектной исследовательской деятельности школьников, выделены ее формы, проведен сравнительный анализ с традиционной классно-урочной системой, определены перспективы дальнейшего использования в обу...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников

В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.

Задать вопрос