Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников
Автор: Рудюк Софья Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 1183 раза
Библиографическое описание:
Рудюк, С. В. Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников / С. В. Рудюк. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1808/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты деятельности педагога-психолога ДОУ с семьей.
Ключевые слова: сотрудничество, обучение и развитие, дошкольный возраст, консультативная работа, родители.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ключевых задач обозначено организация сотрудничества дошкольной образовательной организации, а также обеспечение психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения педагогической компетентности родителей по актуальным вопросам развития, образования, воспитания детей. В решении данной задачи необходимо объединение усилий многих специалистов детского сада и прежде всего педагога-психолога [6].
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что эмоционально-психологические особенности членов семьи, стиль и методы их воспитания существенно влияют на то, какой личностью станет в последствии ребенок, и на то как он в будущем будет воспитывать своих собственных детей, как будет заботиться о своих родителях. Эмоциональная сфера личности – «пергаментная бумага» отражения окружающей действительности, особая форма отношения человека к предметам и явлениям. Она проявляется в следующих аспектах: в переживании (С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Шингаров и др.); отношении (Л.С. Выготский, П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев и др.); отражении (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов и др.) 2.
В каждой семье в которой воспитывается ребенок дошкольного возраста объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная членами семьи особая система воспитания, имеется в виду, понимание ведущих целей воспитания, целенаправленное применение адекватных методов и приемов развития и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Так, Н.В. Имедадзе в своем исследовании выделил четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество 3,49.
Диктат в семье проявляется в подавлении ребенка одним из членов семьи, сопротивлении со стороны дошкольника, которое проявляется в виде вспышек агрессии, грубости, лицемерии, обмане. В результате таких взаимоотношений у ребенка происходит «надлом» многих ценностных качеств личности: инициативы, самостоятельности, веры в свои возможности и т.п. Опека в семье приводит к тому, что родители ограждают ребенка от каких-либо усилий и забот, берут на себя удовлетворение всех потребностей ребенка, стараются «подстелить» соломку при любых обстоятельствах. В результате подавляется активность ребенка, самостоятельность, инициатива, целеустремленность и т.п.
При тактике «невмешательства» родители признают принцип независимого существования родителей от детей, проявляют пассивность в процессе воспитания и развития детей, это приводит к развитию эгоистического индивидуализма ребенка, дети усваивают ложные семейные ценности, у них не формируются навык общения в коллективе, где каждый стремиться помочь друг другу, оказать поддержку и т.п. Высшим типом взаимоотношений в семье признается сотрудничество. В такой семье члены семьи объединены совместной деятельностью, дети усваивают главные общечеловеческие ценности, преодолевают эгоистический индивидуализм, активно развиваются и совершенствуются.
М.И. Лисина в своем исследовании подчеркивала, что важно учитывать, что семейное воспитание влияет на развитие самосознания ребенка. Дети с правильным представлением о себе в основном воспитываются в семьях, где родители уделяют много времени процессу воспитания и развития; адекватно оценивают их умственные и физические способности, но при этом не считают уровень их развития намного выше, чем у большинства их сверстников; стараются прогнозировать хорошую успеваемость в школе. Родители стараются не столько материально, сколько морально поощрять своих детей. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают успехи, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних людях; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни 4.
Педагог-психолог, работающий в дошкольной образовательной организации, должен владеть целым комплексом компетенций: диагностическими, коррекционными, профилактическими и т.п., позволяющими на высоком уровне организовать работу не только с дошкольниками, педагогами, но и родителями.
С целью получения информации об особенностях семейного воспитания, педагог-психолог может использовать различный психодиагностический инструментарий, например, рисуночный тест «Семья», тест-опросник родительского отношения (авторы: А.Я. Варга, В.В. Столин), «Анализ семейных отношений» (автор: Э.Г. Эйдемиллера), «Измерение родительских установок и реакций (автор: В. Шеффера) и т.п., совместные с родителями и детьми игровые задания, воспроизводящие различные аспекты семейных отношений, проективное интервью с ребенком по следующим основным вопросам [5,322]:
- Расскажи, с кем ты живешь?
- Как часто вы встречаетесь с дедушками и бабушками?
- Если бы ты играл (а) в «семью» со своими сверстниками, кого бы ты в ней изображал (а)?
- Представь такую ситуацию: ты дома один (а), кого бы ты ждал (а) в первую очередь домой: маму или папу?
- Если бы с тобой случилось несчастье или обидел кто-нибудь, кому бы ты рассказал (а) о своей проблеме в первую очередь папе или маме?
- Представь, что у тебя два билета в кино, кого бы ты из членов семьи взял с собой?
- Когда ты вырастить, кем ты будешь работать? (предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении ребенка).
- Представь себе, что тебе подарили новую книгу с кем из членов семьи ты предпочел (а) ее читать?
- Строгие ли у тебя родители? Наказывают ли тебя дома?
- Когда ты вырастить и у тебя будут свои дети, ты будешь к ним относиться так же как в твоей семье?
- Есть ли у тебя обязанности в семье? Какие?
- Как ты думаешь, довольны ли родители твоей помощью?
- Как ты понимаешь выражение «счастливая семья? Можно ли о твоей семье так сказать?
- Какое любимое времяпрепровождения в вашей семье?
Необходимо отметить тот факт, что применение перечисленных выше методик позволит педагогу-психологу изучить особенности психологического климата семьи, родительских установок и позиций по отношению к детям.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты диагностического обследования семей воспитанников позволил нам разработать и апробировать комплексную программу работы с родителями «Мы вместе!». Цель программы: создание условий для повышения психологической компетентности родителей по актуальным проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Развитие представлений родителей о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста.
- Формирование представлений о методах и приемах развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.п.).
- Развитие представлений родителей о влиянии типа семейных взаимоотношений на формирование ценностной сферы дошкольников.
- Активизировать родительское сообщество на взаимодействие с дошкольной образовательной организацией в процессе воспитания, развития и обучения дошкольников.
Разработанная нами программа включает следующие тематические блоки:
Блок 1. «Мой ребенок и его психологические особенности» (в рамках данного раздела предполагается знакомить родителей с основами психологии детей дошкольного возраста, технологиями развития и коррекции психических особенностей дошкольников и т.п.).
Блок 2. «Семейное воспитание: проблемы и пути решения» (родители узнают о различных типах, моделей воспитания, влиянии родительских установок на процесс воспитания и развития дошкольников и т.п.).
Блок 3. «Воспитание ребенка с особенностями в развитии» (родители узнают об особенностях воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нарушением речи, застенчивого, агрессивного, одаренного, овладевают технологией общения с данной категорией детей и т.п.).
Блок 4. «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста» (у родителей формируются представления о психологических особенностях развития детей от рождения до трех лет, родители овладевают нетрадиционными технологиями эффективного развития детей раннего возраста и т.п.).
Методами реализации программы выступили: индивидуальные и подгрупповые консультации («Второй ребенок в семье», «Ценности семейного воспитания», «Мой ребенок особенный», «Традиции семейного воспитания» и др.); семинары-практикумы («Одаренный ребенок в семье», «Коррекция агрессивных реакций дошкольника», «Раннее развитие ребенка дошкольного возраста», «Типы семейного воспитания: какой выбрать», «Мой ребенок застенчивый», «Моего ребенка обижают сверстники» и т.п.); тренинги («Развитие логического мышления дошкольников», «Формирование предпосылок для активного развития речи детей дошкольного возраста», «Коррекция развития психических процессов дошкольников и т.п.); метод проектов («Альбом достижений моего ребенка», «Игровые технологии развития и коррекции ребенка» и т.п.).
Предполагаемые результаты реализации программы: у родителей сформированы достаточные представления о психологических особенностях детей раннего и дошкольного возраста, влиянии типа семейных взаимоотношений на формирование ценностной сферы дошкольников; родители овладели актуальными методами и приемами развития психических процессов дошкольников (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.п.); родители активно взаимодействую с дошкольной образовательной организацией в процессе воспитания, развития и обучения дошкольников.
Таким образом, внедрение программы «Мы вместе» поможет решить важную задачу в дошкольной образовательной организации: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по актуальным проблемам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста, усилит качество организации образовательного пространства.
Литература:
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М.: Просвещение, 2008. -398c.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991-160с.
- Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности. -Тбилиси, 1999.-61с
- Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе./Отв. ред. Силвестру А.И.; НИИ педагогики. – Кишинев, 1987 -135с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М «Владос» -1996. - 529с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014. -32с.
Ключевые слова
сотрудничество, родители, дошкольный возраст, обучение и развитие, консультативная работаПохожие статьи
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.
К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников
В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодейс...
Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...
Похожие статьи
Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ
В данной статье рассмотрены психолого-педагогические особенности взаимодействия родителей и педагогов ДОУ; подобраны диагностические методики, направленные на изучение особенностей взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.
К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников
В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников. Представлена краткая характеристика эстетического развития дошкольника. Раскрываются особенности организации взаимодейс...
Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников
В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.
Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей
В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...