Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников
Автор: Кокоулина Светлана Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 13.01.2017
Статья просмотрена: 2118 раз
Библиографическое описание:
Кокоулина, С. В. Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников / С. В. Кокоулина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1885/ (дата обращения: 15.11.2024).
Великий И.В Гете сказал: «Что человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Что человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и, связанные с этим учебные трудности, часто возникают из-за неумения понимать прочитанное. Новому современному обществу нужен человек, способный не просто усваивать большое количество информации, но и выделять из огромного потока информации необходимые знания, и применять их на практике.
Решением данной задачи является технология продуктивного чтения, разработанная Н. Светловской. [6] Технология в целом направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Коммуникативные универсальные учебные действия — умения истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, — умения извлекать информацию из текста. [6,c.12]
Данная технология представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми художественных произведений
1-й этап. Работа стекстом до чтения.
Цель: прогнозировать будущее чтение и вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Основные приёмы:
1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2) Постановка целей урока, с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности обучающихся к работе.
Это осуществляется с помощью определенных упражнений, которые предполагают ту или иную долю самостоятельности школьников, уже в начале урока заинтересовывают детей предстоящей учебной работой с новым произведением, пробуждают их положительные эмоции, заставляют творчески и нестандартно мыслить
2-й этап. Работа стекстом во время чтения.
Цель: понимать текст и создать его читательскую интерпретацию (истолкования, оценки). Обеспечить полноценное восприятие текста в ходе перечитывания («медленного» чтения).
1) Первичное чтение текста. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
— «Диалог» обучающихся с автором литературного произведения — это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее — проверки их точности по ходу дальнейшего чтения. Задача учителя — научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?».., «Что из этого следует?».., «Что сейчас случится?».., «Почему именно так?».., «Для чего?».., «Кто такой?»...Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.. [2, c 38]
—Комментированное чтение
Комментированное чтение — это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно. [2, c 37]
Приемы прерывания чтения обучающихся:
‒ рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
‒ «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?».., «Представили?»..;
‒ формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».
Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.
2) Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов. Такое чтение вызывает желание узнавать новое, позволяет постепенно увеличивать скорость чтения.
3) Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.
3-й этап. После чтения текста
Цель: скорректировать читательскую интерпретацию в соответствии с авторским смыслом. Обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия
‒ составление аннотаций
‒ составление буктрейлеров
2) Работа с иллюстрациями. Лучше всего идти от текста к иллюстрации, предлагая ученикам, максимально опираясь на текст, установить степень соответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится. Оправдывают себя и детские иллюстрации и картинки к тексту, причем не только устные, но и рисованные на бумаге
‒ Иллюстрирование произведений (рисунки, создание диафильмов, коллективные рисунки и т. п.)
‒ Рецензирование созданных иллюстраций
‒ Моделирование обложки книги
‒ Музыкальное иллюстрирование
3) Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
‒ Все виды творческого пересказа (повествование от третьего лица, пересказ от имени одного из персонажей, пересказ с изменением грамматического времени глаголов, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с включением в содержание портретов героев, когда в самом рассказе эти портреты отсутствуют, словесное рисование к тем моментам, которые важны для понимания идейного смысла, пересказ с творческими дополнениями, пересказ с вымышленным продолжением) [3.c 40]
‒ Составление сказочных объявлений и телеграмм
‒ Написание писем герою прочитанного произведения
‒ Инсценирование и драматизация (пальчиковый театр, кукольный театр, музыкальные инсценировки)
Данная технология применима на всех уроках. Педагогические наблюдения за учащимися показали, что данная технология дает положительные результаты. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, повысилось её качество и результативность. Но, самым ценным является то, что дети стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли читательские интересы и потребности.
Хочется отметить, что данная технология отвечает требованиям Федерального образовательного стандарта. В ее основе лежит деятельностный подход в обучении, обеспечивающий формирование функционально грамотной личности и ориентированный на развитие у учащихся ключевых компетенций. Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Безусловно верно то, что включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом способствует как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи.
Литература:
- Алексеевская А. Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18
- Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — № 8. — С. 35–43.
- Лазарева В. А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. — / Сост. В. А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40
- Ниталимова Л. В., Семенова С. Н. Развитие читательского интереса младших школьников. — М.: Ментор. — 2007. — № 1. — С. 11–13.
- http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html
- Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2003. — № 1. — С. 11–18.