Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании
Автор: Егорова Наталья Владимировна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 22.01.2017
Статья просмотрена: 3216 раз
Библиографическое описание:
Егорова, Н. В. Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании / Н. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 49-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1892/ (дата обращения: 15.11.2024).
Курс математики в среднем профессиональном образовании несет двойную нагрузку — как самостоятельный учебный предмет, в котором должна соблюдаться строгая логическая последовательность изложения материала, и как аппарат для широкого применения его в специальных дисциплинах.
Изучение математики в среднем профессиональном образовании направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций.
Общие компетенции (ОК) формируются в процессе учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов при изучении предмета. При этом общая компетенция понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.
Формирование общих компетенций является основой реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения для учреждений среднего профессионального образования:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.
Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеаудиторной самостоятельной деятельности студентов. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.
Использование на уроках математики активных методов обучения помогает формировать не просто знания, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Изучение математики в среднем профессиональном образовании имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей среднего профессионального образования естественно-научного, гуманитарного профилей математика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, а при освоении специальностей среднего профессионального образования технического и социально-экономического профилей профессионального образования математика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Программа учебного предмета ориентирована на достижение следующих целей:
‒ обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
‒ обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
‒ обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
‒ обеспечение сформированности представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Еще одна особенность преподавания математики в среднем профессиональном образовании — внеаудиторная самостоятельная работа студентов, которая является одним из видов занятий.
Цель организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
‒ систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;
‒ углубление и расширение теоретических знаний;
‒ развитие познавательных способностей, ответственности и организованности;
‒ формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
‒ развитие исследовательских умений.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов необходимо использовать дифференцированный подход. Содержание такой работы устанавливается в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно программе учебного предмета.
Примерные виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по математике:
- для овладения знаниями:
‒ чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
‒ графическое изображение структуры текста;
‒ работа со справочниками;
‒ учебно-исследовательская работа;
- для закрепления и систематизации знаний:
‒ работа с конспектом лекций;
‒ повторная работа над пройденным материалом;
‒ составление таблиц для систематизации учебного материала;
‒ ответы на контрольные вопросы;
‒ подготовка сообщений на выступление на семинаре, конференции;
‒ подготовка рефератов, докладов;
‒ тестирование и др.
- для формирования умений и навыков:
‒ решение задач и упражнений по образцу;
‒ решение вариативных задач и упражнений;
‒ выполнение чертежей и схем;
‒ выполнение расчетно-графических работ;
‒ решение ситуационных профильных задач;
‒ упражнения — тренажеры.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, тематики, уровня сложности, уровня умений студентов.
Литература:
- Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» для профессиональных образовательных организаций/ Башмаков М. И. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации.