Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования
Автор: Пасько Татьяна Борисовна
Рубрика: Система образования
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 17.01.2017
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Пасько, Т. Б. Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования / Т. Б. Пасько. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1896/ (дата обращения: 15.11.2024).
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, которые могут нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели, способных обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей. Правительством принят ряд документов, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. Исходя из изученных мной документов, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе:
- Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.
- Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
- Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.
На основе данных выводов я решила обобщить свой опыт работы с одаренными детьми, разработала программу «Зажги свою звезду» и поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: создать систему поиска, выявления и поддержки одаренных школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Задачи:
- Разработать методику выявления одарённых детей.
- Разработать программу развития одарённых детей.
- Создать условия для самореализации одарённых детей.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.
- Внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Апробировать данную систему на практике в начальной школе.
- Обобщить результаты опыта.
Систематическая реализация указанных целей и задач способствует созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей. Длительность работы над опытом рассчитана на 4 года: 2012–2016гг.
Для определения критериев оценки результатов реализации опыта мною были определены следующие виды оценивания: качественная и количественная оценка.
Предполагаемые результаты:
- Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
- Освоение современных методик работы с одарёнными детьми.
- Разработка и апробация программы «Зажги свою звезду» для работы с одарёнными детьми.
- Выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми.
- Совершенствование работы с одарёнными детьми.
Я считаю, что начинать работу с одаренными детьми необходимо с их выявления, диагностики, прогноза уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители и сами дети. В практике — посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями. За год до поступления в школу провожу несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию детей.
В первом классе совместно со школьным психологом определяю склонности ребенка и составляю карту интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Собранная информация позволяет мне создать первое представление о каждом ребенке, поступившем в первый класс.
В ходе дальнейшего обучения для диагностики одаренности использую следующие методики: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности», «Методика оценки общей одаренности». Составляю индивидуальный образовательный маршрут. В него входят диагностика, определение области одаренности и планирование работы на период обучения в начальных классах. В свой план включаю проблемные и творческие задания на уроках, участие в работе кружков и исследовательской работе, индивидуальная подготовка к олимпиадам, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах. В конце каждого учебного года мною подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий год.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формирование умения учиться рассматривается как одна из важнейших целевых установок учителя, поэтому самым главным результатом моего труда я считаю развитое умение учиться у моих учеников. В моей работе с одарёнными детьми наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся.
Приведу примеры из опыта работы формирования метапредметных результатов, которые часто использую на уроках.
Для формирования регулятивных УУД применяю таблицу «Знаю — Хочу узнать — Узнал», которая учит соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, также направляет в индивидуальном исследовательском поиске. Использование приема «Кластеры» формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке, т. е. создавать рисуночную модель.
Для формирования познавательных УУД применяю метод проектов и исследовательские работы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Для формирования коммуникативных УУД составляю синквейны и организую групповую работу. Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Учит обобщать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления. Работа в группах учит детей слушать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу, правильно выражать свои мысли.
Результаты показывают, что происходит рост формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений. Путем диагностики выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок. Активные методы и использованные технологии относятся к числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, свободе самовыражения.
Ежегодно учащиеся моего класса принимают активное участие в районной межпредметной конференции школьников «Школа. Наука. Интеллект», которая проходит под девизом: «Учись, твори, исследуй». Добились хороших результатов: 3 победителя, 2 призёра.
На районной межпредметной олимпиаде для учащихся начальной школы «Зажги свою звезду» команда учащихся моего класса добилась лучших результатов: 7 командных и 10 личных призовых мест.
За период работы над опытом получены результаты: 100 % учащихся занимаются в кружках школы и вне школы, высокая результативность участия в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах.
Дополнительное образование в школе напрямую связано с базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает реализацию внеурочной деятельности в начальной школе. Учащиеся моего класса вот уже 4 год посещают объединение «Умники и умницы», которое способствует познавательному и интеллектуальному развитию. В своей работе стараюсь использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант и во внеурочное время. Кружки и объединения занимают значительное место в образовательном пространстве, помогают развивать у моих воспитанников творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формируют их общую культуру. Ученики становятся призерами и лауреатами конкурсов юных исполнителей, танцоров, вокалистов, театралов, чемпионами спортивных соревнований разного уровня.
При поддержке ЦДТ в классе создан ансамбль «Казачок», который изучает уклад жизни казаков, их песенное творчество. Результатом кропотливого труда стала композиция «Казачьи посиделки». Победив в напряжённой борьбе на районном фестивале-конкурсе национальных культур «Многоликая Россия» и став призёрами районных конкурсов «Звёздная россыпь-2015», хоровых коллективов, дети приняли участие на V Открытом Международном конкурсе-фестивале сценического и художественного искусства «Верь в свою звезду», который проводился в г. Георгиевске в марте 2015 года, где стали дипломантами 1 степени в номинации «Фолькмир». Вот они, наши талантливые дети, имеющие активную жизненную позицию, готовые своим трудолюбием, способностью самовыражения в очередной раз защитить честь своей школы и нашего района.
Участие школьников в олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.
Сегодня трудно мне представить свою работу без использования информационных технологий, да и сами дети зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети Интернета. В рамках реализации программы модернизации системы общего образования мой кабинет оснащен АРМ, интерактивной доской, учебно-лабораторным оборудованием. Современное оборудование позволяет мне сделать процесс обучения ярче, информативнее и увлекательнее. Его применение способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий, а также позволяет активизировать познавательную мотивацию младших школьников к исследовательской и проектной деятельности и более широко применять педагогические технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания.
Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что добилась хороших результатов и решила большую часть поставленных перед собой задач. Прохождение мною курсовой подготовки: посещение вебинаров, семинаров по различным направлениям работы с одарёнными детьми оказало положительное влияние на реализацию опыта. Благодаря созданной программе «Зажги свою звезду», повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка. Идеи и содержание моей программы применяют на практике учителя нашей школы. Материалы методического семинара нашли свое отражение в публикациях, СМИ, были представлены на семинарах, конференциях и конкурсах различного уровня. В перспективе развития опыта ещё необходимо решить ряд важных вопросов, сформировать банк методических материалов (диагностик, карт, методик, технологий, тренингов), создать и распространить электронные пособия.
Одаренные дети — это особые дети. Моя задача, как педагога, — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мой опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе, одаренные дети становятся успешными. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются, — это в развитии своих талантов.
Литература:
- Безрукова В. С. Педагогика и психология. — М.: Мысль, 2009.
- Лосева А. А. Психологическая диагностика одарённости. — М: Академический проект, 2007.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Академический проект, 2007.
- Одаренные дети и педагогические условия их развития. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih