Толерантность как фактор профессионального «нестарения» учителя
Автор: Костенко Светлана Александровна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 21.03.2017
Статья просмотрена: 919 раз
Библиографическое описание:
Костенко, С. А. Толерантность как фактор профессионального «нестарения» учителя / С. А. Костенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2165/ (дата обращения: 18.12.2024).
В течение жизни человек общается с различными людьми, особенно это разнообразие человеческих характеров проявляется в профессиональной деятельности. Реальность труда учителя с позиции толерантности представляет три аспекта рассмотрения: личность учителя, обладающего толерантными качествами, проявления толерантности в профессиональной деятельности и реализация принципов толерантности в педагогическом общении. Все три аспекта в единстве являются предпосылкой, средством и результатом формирования толерантности подрастающего поколения [1].
Толерантный учитель, педагог:
– осознает, что его воспринимают как образец для подражания;
– осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов;
– поощряет творческие подходы к решению проблем;
– содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие решений и разработку программ совместной деятельности;
– ценит культурное разнообразие и создает условия для признания культурных различий и их проявления в жизни.
Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках.
Сталкиваясь с жизненными трудностями, люди вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь — это смена эпизодов неустойчивости и стабильности.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием [1]. Деятельность становится напряженной, когда она воспринимается, понимается, оценивается как трудная и сложная. Причины напряженности обусловлены объективными и субъективными факторами. К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в классе, группе, трудный, сложный контингент, нечеткая организация деятельности, неблагоприятная психологическая обстановка в образовательном учреждении, социальные условия. Среди субъективных факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, мотивации к профессиональной деятельности и поведению, опыт, знания, навыки.
Напряженными для педагога могут быть ситуации:
1) взаимодействия учителя с учащимися, связанные с нарушением дисциплины на уроке, игнорированием педагогических требований отдельными учащимися, задаваемыми вопросами, конфликтными ситуациями;
2) взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования;
3) взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождениями в оценке ученика педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей [2].
В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.
Для педагогов стресс имеет двойственный характер: информационный стресс, связанный с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия, и эмоциональный, характеризуемый возникновением эмоциональных сдвигов, изменениями в характере деятельности, нарушениями поведения. Повышенная напряженность приводит либо к агрессивным реакциям и эмоциональным срывам, следствием которых становится несдержанность, окрики, оскорбления, либо к пассивно-защитным реакциям.
Эмоциональная разрядка педагога на рабочем месте за счет окружающих становится причиной невротизации учебного процесса и самих обучающихся. Если неблагоприятная, психотравмирующая ситуация действует длительное время, она приводит к нервному истощению. Констатируемое особенно в последние годы ухудшение здоровья учащихся во многом определяется именно невротизирующей обстановкой, создаваемой помимо прочих причин и учителями.
Педагоги, как и другие специалисты сферы человеческих отношений, подвержены эмоциональному выгоранию, то есть такому приобретенному профессиональному поведению, которое связано с экономным расходованием энергетических и эмоциональных ресурсов, снижением эмоциональной чувствительности к людям и ситуациям. В результате педагог «закрывает глаза», «не обращает внимания», проявляет безразличие, равнодушие, и душевную черствость, сниженное сопереживание, соучастие, интерес к окружающей действительности.
К симптомам эмоционального выгорания относятся: эмоциональное истощение, апатия, депрессия; напряженность в отношении к людям; заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив; частая раздражительность; психосоматические недомогания; снижение активности [2].
Профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.
Самоактуализация представляет непрерывное развитие творческого и духовного потенциалов человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.
Психологи утверждают, что только человек, находящийся в психологически комфортном состоянии может оказывать позитивное воздействие на других. В случае определенного расхождения внутреннего, душевного состояния и внешне декларируемых принципов наступает нарушение гармонизации личности, которая будет проявляться в общении с окружающими людьми и вызывать потребность в защитных механизмах.
Изучение психологического климата показало, что педагогические коллективы в целом сплочены и активны, способны мобилизоваться в сложных условиях, работоспособны, но в то же время ориентированы на указания администрации и недостаточно самостоятельны, у большинства педагогов проявляется нетерпимость к чужому мнению. Коммуникативная толерантность преподавателей находится на среднем уровне, что говорит о проявлении ситуативной терпимости.
Личностные установки и принципы толерантного учителя включают открытость, доверие, поощрение, принятие, обеспечение комфортных условий для самораскрытия, самореализации учащихся. В этом случае следует говорить о профессиональной компетентности преподавателя, состоящей не только во владении знаниями, умениями и методикой преподавания своего предмета, но и способности находить оптимальные пути эффективного взаимодействия с учащимися на уроке и во внеучебное время на основе сотрудничества. Роль учителя и педагога в воспитании толерантной личности учащихся является ведущей. Она подразумевает подготовку педагогических работников к реализации воспитания толерантности, уважения прав человека и демократии.
Учитель представляет собой главное содержание и средство процесса педагогического взаимодействия. От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Ученики перенимают от учителей не только манеру поведения и привычки, но и представления о ценностях, убеждениях, философии жизни.
Толерантность как составляющая психологической культуры человека способствует спокойному усвоению знаний и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Самосовершенствование преподавателей возможно за счет специально организованных занятий, включающих не только повышение информированности учителей, но и развитие рефлексии, эмоциональной гибкости и устойчивости, толерантности. Все это способствует формированию благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении на основе развития толерантности работников.
Говоря о толерантном пространстве в школе, училище, техникуме, колледже, следует рассматривать терпимость не только как свойство отдельной личности, но и как свойство коллектива, в котором она проявляется по отношению к отдельным людям, мнениям, суждениям, идеям и ситуациям.
В формировании толерантного пространства велика роль руководителя образовательного учреждения. Но главное состоит в том, чтобы у самого руководителя было желание совершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно развивать себя. Вместе с тем толерантность руководителя не подразумевает человека, терпящего все и вся, избегающего действий, связанных с наказанием, не стремящегося к ясности. Самосовершенствование личности руководителя предполагает умение выделить в человеке или ситуации как положительные, так и отрицательные черты, способность дать объективную, справедливую оценку работы коллектива, обеспечивающую здоровый социально-психологический климат, но если требует обстановка — умение проанализировать и учесть, что лежит в основе поведения подчиненных.
Литература:
- Гордиенко, Н. В. Профессиональная деформация личности педагога в динамическом развитии от стадии адаптанта до стадии профессионала // Успехи современной науки. 2017. Т.4. № 1.- С. 73–76
- Гордиенко, Н. В. Психологическое сопровождение профилактики профессиональной деформации личности педагога // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Российская академия образования. Пятигорск, 2008