Интерактивное занятие на тему «Рациональное использование топливных отходов»
Автор: Мамедова Дилора Нусуровна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 29.03.2017
Статья просмотрена: 26 раз
Библиографическое описание:
Мамедова, Д. Н. Интерактивное занятие на тему «Рациональное использование топливных отходов» / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2172/ (дата обращения: 19.12.2024).
В соответствии с Национальной программой Республики Узбекистан по подготовке кадров определена основная задача высшего образования на современном этапе — это обеспечения высоко результативного обучения на основе новых информационных и педагогических технологий.
С целью активизации учебного процесса, формирования активной жизненной позиции студентов, формирования иных коммуникативных навыков свободного логического и исследовательского мышления в последние годы широко стали внедряться интерактивные формы обучения, игровые технологии, деловые игры. Высокоэффективной технологией обучения стало и проблемное обучение. Поисковые пути, как правило, способствуют лучшему усвоению знаний.
Предлагаемое интерактивное занятие отражают одну из актуальнейших тем современности проблему энергосбережения. Нетрадиционные методы использования топливных отходов в целях энергосбережения позволят снизить не только воздействие на окружающую среду, но и позволят переориентировать топливно-энергетический комплекс на приоритетные решения социальных задач общества; обеспечения энергетической и ресурсной независимости.
С чего начать интерактивное занятие? Конечно с его подготовительного этапа. Студентам заранее (неделя, две) объявляется тема занятия: «Использование топливных отходов». Предлагаются вопросы, к обсуждению которых студенты должны подготовиться:
1) Что такое топливные отходы?
2) Где они могут быть использованы?
3) Что такое рациональные прогрессивные технологии и нетрадиционная энергетика?
4) Какие направления в качестве стратегических целей определила Республика Узбекистан в программе развития топливно-энергетического комплекса?
В начале занятия преподаватель обращает внимание студентов на экран, где эпиграфом к занятию являются слова из доклада Президента Республик Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально- экологического развития и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ- «Задача реализации мер по обеспечению жесткой экономии энергоресурсов в современных условиях, когда в мире постоянно растут цены на энергетические ресурсы, становиться особо актуальной».
Преподаватель предлагает студентам своими словами объяснить слова президента.
Возможные варианты ответов:
‒ вопросы энергосбережения сегодня поднимают все страны. Природные энергетические ресурсы не безграничны, поэтому необходимо искать новые пути энергетического обеспечения государства;
‒ в этих словах Президента чувствуется обеспокоенность за будущее страны в условиях рыночной экономики, когда цены на энергетические ресурсы постоянно растут.
Преподаватель выслушивает все варианты ответов и обобщает их. Эпитет отражает тему занятия. Сегодня им предстоит познакомиться с некоторыми видами топливных отходов и высказать собственные суждения на то, что можно предпринимать для экономии сбережения энергоресурсов. Какие альтернативные решения при этом возможны.
Далее преподаватель предлагает студентам внимательно осмотреть три стеклянные тары (могут быть и банки стеклянные, прозрачные бутылочки), в каждой из которых находятся топливные отходы, зола сухого отброса, песок, щебень из шлака, и определить, что в них содержится. Ярко выраженная характеристика этих отходов вряд ли затруднит ответ студента, скорее вызовет определенные эмоции, и активизирует мыслительный процесс.
Определившись с наличием в таре золы, песка и щебня, преподаватель предлагает студентам высказать собственное мнение по использованию вторичного сырья в отраслях народного хозяйства.
Так как студенты заблаговременно ознакомились с темой занятия, возможность правильных ответов возрастет.
Возможные варианты ответов:
‒ золу, песок, щебень можно использовать в строительстве;
‒ присутствие золы-уноса увеличивает прочность бетона и сульфатостойкость, снижает пористость, водоотделение, способствует формированию бетонных поверхностей высокого качества. Значит, её можно использовать в стройиндустрии.
Возможны варианты и других ответов, но они затрудняют студентов, на помощь приходит преподаватель, дополняя ответы студентов.
Затем преподаватель обращает внимание студентов на спроецированную на экране информацию.
Информация кразмышлению:
‒ ежегодно зола и золошлаковые отходы по Республике составляют в среднем 300–400 тыс.тн;
‒ на одну тонну фосфорных удобрений приходиться 3–4 тн отходов;
‒ зольность угля с 18 % повысилась до 35 %;
‒ на 82 га АО «Узбекуголь» в зоне Ангренского карьера скопилось 4млн.т твердой золы.
Использование:
Золошлаковая смесь используется для замены части цемента в производстве керамзита повышенной прочности, при производстве бетонных и железобетонных изделий. Частично используется и как удобрение.
Основная характеристика:
‒ увеличивает прочность бетона и сульфатостойкость, снижает пористость и водоотделение, увеличивает морозостойкость.
Далее преподаватель предлагает студентам самостоятельно сделать вывод:
‒ топливные отходы — это: экологический дисбаланс? экологическая катастрофа? или резервный материал для другой сферы производства?
‒ использование топливных отходов как вторичного сырья, или его утилизация?
Благодаря подготовке к занятию и активному совместному обсуждению, вывод студенты сделают наверняка, правильный. Преподаватель дополняет высказывание студентов и подводит итог занятия.
В конце занятия преподаватель выставляет баллы и отмечает работу особо активных студентов.
После завершения занятия предлагаются темы рефератов:
1) Влияние примесных выбросов энергетических объектов на поверхность литосферы.
2) Основные процессы воздействия энергетики на литосферу.
3) Рост энергопотребления и ресурсы окружающей среды и другие.
Интерактивная форма проведения занятия в виде обсуждения, диалога, дискуссии, с применением проблемных ситуаций, и вовлечением самих студентов в процесс обучения активизирует творческий поиск студентов и обеспечит высокорезультативное обучение на основе новых информационных и педагогических технологий.
Литература:
- Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. ТГЭИ — 2010
- Рихтер А. А., Волков E. A., Покровский В. Н. Охрана водного и воздушного бассейна от выбросов TЭС. M., Энергоиздат,1980.
- Институт энергетических исследований, зав. спец. A. A. Макаров, Развитие энергетики и охрана окружающей среды, 01/12/2003.
- http..//fpfl/fizteh.ru/bazek kafedras/enerqy/esp?dscuss=I&up date=1 sayt-fakultet promshlennoy fiziki i energetiki.