Интерактивное занятие на тему «Рациональное использование топливных отходов» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Мамедова, Д. Н. Интерактивное занятие на тему «Рациональное использование топливных отходов» / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2172/ (дата обращения: 17.10.2024).



В соответствии с Национальной программой Республики Узбекистан по подготовке кадров определена основная задача высшего образования на современном этапе — это обеспечения высоко результативного обучения на основе новых информационных и педагогических технологий.

С целью активизации учебного процесса, формирования активной жизненной позиции студентов, формирования иных коммуникативных навыков свободного логического и исследовательского мышления в последние годы широко стали внедряться интерактивные формы обучения, игровые технологии, деловые игры. Высокоэффективной технологией обучения стало и проблемное обучение. Поисковые пути, как правило, способствуют лучшему усвоению знаний.

Предлагаемое интерактивное занятие отражают одну из актуальнейших тем современности проблему энергосбережения. Нетрадиционные методы использования топливных отходов в целях энергосбережения позволят снизить не только воздействие на окружающую среду, но и позволят переориентировать топливно-энергетический комплекс на приоритетные решения социальных задач общества; обеспечения энергетической и ресурсной независимости.

С чего начать интерактивное занятие? Конечно с его подготовительного этапа. Студентам заранее (неделя, две) объявляется тема занятия: «Использование топливных отходов». Предлагаются вопросы, к обсуждению которых студенты должны подготовиться:

1) Что такое топливные отходы?

2) Где они могут быть использованы?

3) Что такое рациональные прогрессивные технологии и нетрадиционная энергетика?

4) Какие направления в качестве стратегических целей определила Республика Узбекистан в программе развития топливно-энергетического комплекса?

В начале занятия преподаватель обращает внимание студентов на экран, где эпиграфом к занятию являются слова из доклада Президента Республик Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально- экологического развития и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ- «Задача реализации мер по обеспечению жесткой экономии энергоресурсов в современных условиях, когда в мире постоянно растут цены на энергетические ресурсы, становиться особо актуальной».

Преподаватель предлагает студентам своими словами объяснить слова президента.

Возможные варианты ответов:

‒ вопросы энергосбережения сегодня поднимают все страны. Природные энергетические ресурсы не безграничны, поэтому необходимо искать новые пути энергетического обеспечения государства;

‒ в этих словах Президента чувствуется обеспокоенность за будущее страны в условиях рыночной экономики, когда цены на энергетические ресурсы постоянно растут.

Преподаватель выслушивает все варианты ответов и обобщает их. Эпитет отражает тему занятия. Сегодня им предстоит познакомиться с некоторыми видами топливных отходов и высказать собственные суждения на то, что можно предпринимать для экономии сбережения энергоресурсов. Какие альтернативные решения при этом возможны.

Далее преподаватель предлагает студентам внимательно осмотреть три стеклянные тары (могут быть и банки стеклянные, прозрачные бутылочки), в каждой из которых находятся топливные отходы, зола сухого отброса, песок, щебень из шлака, и определить, что в них содержится. Ярко выраженная характеристика этих отходов вряд ли затруднит ответ студента, скорее вызовет определенные эмоции, и активизирует мыслительный процесс.

Определившись с наличием в таре золы, песка и щебня, преподаватель предлагает студентам высказать собственное мнение по использованию вторичного сырья в отраслях народного хозяйства.

Так как студенты заблаговременно ознакомились с темой занятия, возможность правильных ответов возрастет.

Возможные варианты ответов:

‒ золу, песок, щебень можно использовать в строительстве;

‒ присутствие золы-уноса увеличивает прочность бетона и сульфатостойкость, снижает пористость, водоотделение, способствует формированию бетонных поверхностей высокого качества. Значит, её можно использовать в стройиндустрии.

Возможны варианты и других ответов, но они затрудняют студентов, на помощь приходит преподаватель, дополняя ответы студентов.

Затем преподаватель обращает внимание студентов на спроецированную на экране информацию.

Информация кразмышлению:

‒ ежегодно зола и золошлаковые отходы по Республике составляют в среднем 300–400 тыс.тн;

‒ на одну тонну фосфорных удобрений приходиться 3–4 тн отходов;

‒ зольность угля с 18 % повысилась до 35 %;

‒ на 82 га АО «Узбекуголь» в зоне Ангренского карьера скопилось 4млн.т твердой золы.

Использование:

Золошлаковая смесь используется для замены части цемента в производстве керамзита повышенной прочности, при производстве бетонных и железобетонных изделий. Частично используется и как удобрение.

Основная характеристика:

‒ увеличивает прочность бетона и сульфатостойкость, снижает пористость и водоотделение, увеличивает морозостойкость.

Далее преподаватель предлагает студентам самостоятельно сделать вывод:

‒ топливные отходы — это: экологический дисбаланс? экологическая катастрофа? или резервный материал для другой сферы производства?

‒ использование топливных отходов как вторичного сырья, или его утилизация?

Благодаря подготовке к занятию и активному совместному обсуждению, вывод студенты сделают наверняка, правильный. Преподаватель дополняет высказывание студентов и подводит итог занятия.

В конце занятия преподаватель выставляет баллы и отмечает работу особо активных студентов.

После завершения занятия предлагаются темы рефератов:

1) Влияние примесных выбросов энергетических объектов на поверхность литосферы.

2) Основные процессы воздействия энергетики на литосферу.

3) Рост энергопотребления и ресурсы окружающей среды и другие.

Интерактивная форма проведения занятия в виде обсуждения, диалога, дискуссии, с применением проблемных ситуаций, и вовлечением самих студентов в процесс обучения активизирует творческий поиск студентов и обеспечит высокорезультативное обучение на основе новых информационных и педагогических технологий.

Литература:

  1. Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. ТГЭИ — 2010
  2. Рихтер А. А., Волков E. A., Покровский В. Н. Охрана водного и воздушного бассейна от выбросов TЭС. M., Энергоиздат,1980.
  3. Институт энергетических исследований, зав. спец. A. A. Макаров, Развитие энергетики и охрана окружающей среды, 01/12/2003.
  4. http..//fpfl/fizteh.ru/bazek kafedras/enerqy/esp?dscuss=I&up date=1 sayt-fakultet promshlennoy fiziki i energetiki.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, отход, преподаватель, Узбекистан, внимание студентов, возможный вариант ответов, вторичное сырье, основа новых, прочность бетона, топливно-энергетический комплекс.
Задать вопрос