Отдельные формы, приёмы и методы работы с одарёнными студентами на занятиях по русскому языку
Автор: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.
Дата публикации: 06.04.2017
Статья просмотрена: 937 раз
Библиографическое описание:
Рахманова, Ю. К. Отдельные формы, приёмы и методы работы с одарёнными студентами на занятиях по русскому языку / Ю. К. Рахманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2179/ (дата обращения: 18.12.2024).
Рациональная организация учебной деятельности в высшем учебном заведении требует дифференцированного подхода к обучению студентов. Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что учащаяся молодёжь заметно различается своими способностями и задатками, типами памяти, уровнем подготовки и восприятием окружающего. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых юноша или девушка могли бы проявить себя и показать путь к самореализации.
Одарённость студента могут определить профессионально-подготовленные преподаватели и специалисты по некоторым параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (способности к языкам, интеллектуальные, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к художественному творчеству: пению, рисованию, танцам, психомоторные способности). В настоящее время одарённость всё ещё остаётся загадкой. Существует множество понятий к определению «одарённость», поэтому и сегодня нет его чёткой формулировки. Одарённость определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. По мнению исследователя А. И. Ерёмкина, одарённость является нормой для любого человека, а её отсутствие связано с неверным воспитанием и образованием [1].
Одарённая молодёжь легко приспосабливается к различным ситуациям, даже в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других. В общении со сверстниками такой юноша или девушка часто проявляет инициативу, принимает на себя ответственность.
Нестандартно мыслящий и творчески инициативный студент не только больше видит и тоньше чувствует, он способен следить за несколькими явлениями сразу, метко подмечает их сходства и различия, ему свойственна потребность в знаниях. Такого студента не нужно заставлять учиться, он сам находит себе работу, чаще сложную, интеллектуальную.
Как правило, способный студент ищет внимания не своего сверстника, а взрослого, педагога, так как он его лучше понимает, чем сверстники. Он склонен к независимости, более цельный, любознательный, изобретательный, упорный, предрасположен к творчеству. В сферах, отвечающих его одарённости, такой студент достигает наиболее высокого уровня развития, а результаты его деятельности даже удивляют. Обладание такими качествами требует к нему и особого подхода.
Обучение в высшем учебном заведении предполагает подготовку специалиста качественно нового типа — специалиста-исследователя, способного использовать накопленный потенциал, личностные качества и полученные компетенции в профессиональной деятельности.
Целенаправленная работа с одарённой студенческой молодёжью — одно из условий постепенного придания любому вузу признаков исследовательского центра. Национальным вузам необходимы кадры, способные к творческой исследовательской работе, по духу реформаторы, увлечённые наукой и своей профессией, владеющие иностранными языками в совершенстве, в том числе и русским языком.
В вузовской практике накоплен большой опыт дифференцированного подхода к обучению студентов, имеющих средний и слабый уровень подготовки по русскому языку. А вот формы и приёмы работы с одарёнными студентами зачастую размыты и не продуманы, так как большинству преподавателей просто некогда заниматься студентами, опережающими в развитии своих сверстников.
Анализируя опыт, формы и приёмы учителей-практиков можно выделить три направления работы в аудитории с сильными студентами.
Во-первых, чтобы держать студентов в «рабочей форме», не снижать их деловую активность, а, наоборот, увеличивать объём работы с учётом потенциальных возможностей. Хотя этот путь наименее рационален, так как не содействует развитию познавательных способностей, а выполняет только одну функцию — обеспечить занятость студента на занятии.
Во-вторых, можно увеличить объём работы студента по русскому языку не за счёт количества записанных слов, словосочетаний и предложений, а за счёт дополнительных заданий на том же самом дидактическом материале. Этот путь, как показывает практика, содействует формированию более прочных навыков. Дополнительные грамматические задания могут иметь самый разнообразный характер: найти слово с чередующимися звуками; слова, где нет соответствия между буквами и звуками; однокоренные слова, термины и профессионализмы; научные слова; подобрать к слову синонимы, антонимы; составить графические схемы слов и предложений и т. п.
В-третьих, можно включить в работу задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий интеллектуальный уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.
Одним из наиболее эффективных методов работу по обучению русскому языку в национальном вузе является учебный проект.
Учебный проект по работе содарённой молодёжью ввузе
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АННОТАЦИЯ |
|
Учебная дисциплина: |
Русский язык |
Цель проекта: |
Создание условий в вузе для поддержки и развития студентов с признаками одарённости, то есть имеющими хорошую базу знаний русского языка |
Основные задачи проекта: |
|
Ожидаемые результаты выполнения проекта: |
|
Проект состоит из трёх этапов реализации. При подтверждённых позитивных результатах эта работа будет продолжена.
Этапы проектного обучения: |
|
Организационный этап: |
— интерес к профессии — ориентация на творческий труд, проявление инициативы, самостоятельности — критичность мышления и поиск нестандартных решений
— «Особенности использования научного стиля при написании статей» — «Технология подготовки научных публикаций на русском языке» — «Как работать с научными журналами по специальности» и др. |
Практический этап: |
|
Заключительный этап: |
|
Формы работы с одарёнными студентами |
индивидуальные, групповые, семейные проекты кураторская работа кружки и секции русского языка конкурсы, викторины, соревнования интерактивные развивающие занятия научно-исследовательская работа чтение и обсуждение научных журналов по специальности развитие научно-инновационной деятельности (подготовка инновационных проектов и участие в ежегодных республиканских ярмарках по отраслям) организация досуга международные связи |
Формы работы с педагогами |
педагогическое проектирование семинары-практикумы |
Целенаправленная программа учебного проекта предусматривает использование разносторонних приёмов работы с одарёнными студентами, где преподаватель знает и учитывает возможности студентов, ставит перед ними сверхзадачи, выполняя которые они будут развиваться согласно своим задаткам, способностям и возрастному периоду.
Литература:
- Матюшкин А. М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики. М., 2008.
- Пантина Н. И. и др. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Волгоград, «Учитель», 2007
- Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. — М, «Книголюб», 2004.
- http://pedsovet.su/publ/164–1-0–1005
Похожие статьи
Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?
В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...
Похожие статьи
Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?
В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...