Об организации кружковой работы по русскому языку в национальном техническом вузе | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 2270 раз

Библиографическое описание:

Каргапольцева, С. И. Об организации кружковой работы по русскому языку в национальном техническом вузе / С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2180/ (дата обращения: 16.11.2024).



Среди разнообразных форм внеаудиторных занятий по русскому языку в вузах, лицеях и колледжах (вечера, беседы, лекции, стенгазеты, конкурсы, олимпиады, читательские и тематические конференции и др.) кружок по праву занимает ведущее место. Неслучайно в последние 2–3 года организация работы кружка включена в нормы времени учебно-воспитательной работы преподавателей в высших и средних специальных учебных заведениях республики. Заметное сокращение часов как русского языка, так и других общественно-гуманитарных дисциплин в технических вузах в пользу специальных в обязательной программе обучения, позволило восполнить образовавшийся пробел в знаниях за счёт активизации процесса обучения в кружках русского языка.

Если мы обратимся к истории создания кружков, то впервые они появились в 50-е годы прошлого столетия. Их создание было связано с поисками путей изменения отношения обучающихся к русскому языку как учебному предмету. Предполагалось, что «объединение учащихся в лингвистический кружок, плановая работа последнего, занимательность обсуждаемых вопросов и решаемых задач не могут не оказать благотворного влияния на отношение к предмету (русскому языку) и других учащихся» [1].

Следует заметить, что, если на первых порах для кружка была характерна разноплановость тематики, разнородность материала, включаемого в одно занятие, то позднее круг тем расширился. Кроме традиционных, включаются вопросы общего языкознания, международное значение русского языка и др. Приобретают всё большее звучание вопросы культуры речи и стилистики.

В 70-е годы начинается выпуск научно-популярных книг по языку, появляется научно-популярный журнал «Русская речь», который даёт богатый материал для организации кружковой работы. Перед руководителями кружков ставятся новые задачи, которые заставляют уточнить содержание кружковой работы, вносить изменения в её методику.

Всплеск внимания к кружковой работе по русскому языку в высшей и средней специальной школе в республике Узбекистан пришёлся на 80-е годы. Однако отсутствие в нормах времени этого вида работы привело к тому, что существование кружков в вузовской среде было практически только на бумаге. Большой объём плановых аудиторных часов русского языка как бы сместил возможности проведения внеаудиторной работы. И только в последние годы, когда в учебной работе вузов, колледжей и лицеев заметно сократились часы русского языка, в обязательной программе обучения кружок русского языка получил как бы второе рождение и стал одной из важных составляющих обучения.

Сегодня основная задача в проведении кружковой работы — углубить знания студентов и учащихся лицеев и колледжей по русскому языку, возбудить и развить их интерес к предмету, воспитать любовь к языку русского народа.

Чтобы справиться с этой задачей, необходимо правильно спланировать работу кружка: учесть последовательность изучения тем, формы и методы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме, дозированное использование интерактивных форма обучения: диалоги и проблемные ситуации с учётом профессиональной направленности, выставки научно-популярных книг по языку, вечера русского языка, олимпиады, конкурсы, игры.

Чтобы работа была эффективной, не следует ограничивать количество кружков в вузе. В технически направленном вузе, например, кружки русского языка могут быть созданы на кафедре, на разных факультетах. Чем больше кружков, тем больший контингент студентов будет охвачен работой, тем выше дух соревнования между педагогами. Ведь каждый преподаватель будет стремиться к тому, чтобы его кружок был лучше.

Кружки могут быть разных типов, однако, методика проведения любого из них предполагает трёхэтапную структуру: первый этап — сообщение учителя, второй — научно-занимательный, третий — игровой.

В связи с реформами в образовании и активным использованием в процессе обучения методов, направленных на развитие творческих возможностей обучающихся перед организаторами кружковой работы руководителями кружков ставятся новые, актуальные задачи, которые заставляют педагога уточнять содержание кружковой работы, вносить изменения в его методику.

Согласно нормам времени Министерства высшего и среднего специального образования республики на кружковую работу в вузах на один учебный год отведено до 80 часов. Главное — определить их состав, содержание работы, периодичность, составить план работы кружка.

Состав кружка — кружок русского языка создаётся для студентов первых курсов, разной возрастной группы (17–27 лет). Основу кружка составляют, как правило, студенты, интересующиеся русским языком. Их количество колеблется от 10 до 30 человек. Очень важный момент — наличие у студентов приблизительно одинаковой базы знаний языка, так как вуз национальный.

Организация кружка. Опыт показывает, что созданию кружка должен предшествовать более или менее подготовительный период — месяц или два. В этот период преподаватель проводит беседы со студентами, выявляет базовый уровень обучающихся, их интерес к русскому языку, предлагает различные занимательные игры по языку. Созданию кружка могут предшествовать и такие формы внеаудиторной работы как тематические вечера, олимпиада, конкурсы. Модно использовать в качестве агитации и первые занятия в начале учебного года, когда проводятся беседы, викторины о русском языке. Вся эта работа позволяет приоткрыть перед первокурсниками богатый мир русского языка, показать на конкретных примерах отличие работы в аудитории, т. е. заявить о том, какими будут кружковые занятия.

Периодичность занятий. В последнее время периодичность занятий в вузе связывают с нормами времени, выделяемыми учебному заведению министерством образования республики. В практике кружковой работы сложилась традиция проводить один раз в месяц, но возможно и проведение занятий раз в две недели.

Содержание работы кружка. Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее сложным. Чем должны заниматься студенты в кружке? Заниматься одной темой или разносторонней тематикой? Допускается и то, и другое. Всё зависит от участников кружка и творческих способностей педагога, от его умений скомплектовать материал кружка так, чтобы постоянно подогревать интерес учащихся к этим занятиям. Но какой бы разнообразной не была тематика, она должна быть связана с обязательной программой, а в техническом национальном вузе — с профессиональной направленностью. Занятия в кружке должны помочь студенту в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Планирование работы кружка. В плане работы кружка непременно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

Как показывает опыт, участие студентов в кружковой работе не только способствует развитию интереса к русскому языку, но и помогает более бережно относится к нему, повышает успеваемость, содействует пониманию значения языка в овладении другими науками, его роли в профессиональной деятельности. Кружковая работа даёт преподавателю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи студентов в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности студентов.

Литература:

  1. Бережков С. Г. Материалы для лингвистического кружка в школе. — «Русский язык в школе», 1941, № 2, с.4.
  2. Леонтьев М. И. Кружок по русскому языку. «Русский язык в школе», 1954, № 1
  3. Ушаков Н. Н. Кружковая работа по русскому языку (сборник статей). — М., «Просвещение», 1979.
  4. http://www.km.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, кружковая работа, кружок, занятие, норма времени, внеаудиторная работа, обязательная программа обучения, периодичность занятий, план работы кружка, профессиональная направленность.

Похожие статьи

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе посредством музыкального сопровождения

Об организации обучения русскому языку студентов, не владеющих языком

К вопросу об организации интегрированных занятий по физкультуре и иностранному языку в условиях ДОУ

О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе

Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании

Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе в рамках профессиональной подготовки

Индивидуализация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе: использование карточек с печатями

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Похожие статьи

Организация работы по подготовке к ГИА по английскому языку в начальной школе

Повышение качества занятий по физической культуре в вузе посредством музыкального сопровождения

Об организации обучения русскому языку студентов, не владеющих языком

К вопросу об организации интегрированных занятий по физкультуре и иностранному языку в условиях ДОУ

О преподавании русского языка как неродного в техническом вузе

Системный подход в обучении иностранным языкам в техническом вузе

Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании

Уровневый подход к обучению иностранным языкам в вузе в рамках профессиональной подготовки

Индивидуализация процесса обучения иностранным языкам в начальной школе: использование карточек с печатями

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Задать вопрос